Знаменитая Александрийская библиотека в Египте была одним из важнейших центров знаний в древнем мире. Построенный в 4 веке до нашей эры, он процветал около 6 веков. Это был культурный и интеллектуальный центр древнего эллинистического мира, и, как говорят, он содержал полмиллиона свитков папируса, самую большую коллекцию рукописей в древнем мире.
В него вошли произведения Платона, Аристотеля, Гомера, Геродота и многих других. Некоторые из самых блестящих умов того времени работали, учились и преподавали в этой библиотеке. Но в 5 веке нашей эры библиотека фактически прекратила свое существование.
В условиях, когда большая часть ее коллекций была украдена, уничтожена или просто доведена до деградации, библиотека уже не имела прежнего влияния. Александр Македонский основал город Александрию в Египте, на северо-западной оконечности дельты Нила около 331 г. до н.э.
Когда он умер 8 лет спустя, его империя была разделена между его генералами. Один из них, Птолемей I, стал правителем Египта и основал свою столицу в Александрии. Во времена его правления и правления его потомков город стал одним из крупнейших и процветающих центров эллинистического периода (323–30 гг. до н. э.) — процветающим торговым центром и средиземноморским морским портом.
«Возможно, библиотека была построена очень скоро после основания Александрии, около 331 г. до н.э. Но неясно, была ли библиотека основана Александром, Птолемеем I или его сыном, Птолемеем II. Но похоже, что она возникла во времена последнего, правившего с 284 по 246 год до нашей эры», — сказал Уилке Вендрих, профессор египетской археологии и Джоан Силсби из африканской культурной археологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Но легенда гласит, что библиотека начала строиться, когда один из подданных Птолемея I, афинянин по имени Деметрий из Фалерума, предложил построить здание для размещения всех всемирно известных рукописей. Проект Деметрия был направлен на создание академии, которая могла бы конкурировать со знаменитым Ликеем Аристотеля, школой и библиотекой недалеко от Афин.
Судя по всему, это было согласовано, и очень скоро на окраине царского дворца было возведено новое здание. Оно называлось Мусейон, или «Земля муз», — говорит Вендрих. Так он был назван в честь муз, девяти греческих богинь искусств.
Первым директором библиотеки был Зенодот Эфесский. Он был греческим ученым и поэтом, который служил главным библиотекарем при Птолемее I и Птолемее II. Зенодот отвечал за первое критическое издание Гомера, пытаясь определить, какие части «Илиады» и «Одиссеи» были оригинальными, а какие были добавлены более поздними авторами.
Зенодот также редактировал произведения Гесиода, Пиндара и других античных поэтов, а также публиковал свои стихи. Со временем библиотека расширилась в размерах и масштабах, поскольку правители увидели преимущества продвижения центра обучения и культуры в своем городе.
Крупные субсидии королей привели к созданию комплекса зданий, окружающих Мусейон. Хотя точный архитектурный план библиотеки, по словам античного историка Диодора Сицилийского, неизвестен, на пике своего развития библиотека славилась своими лекционными залами, лабораториями, конференц-залами, садами, ресторанами и даже зоопарком.
Здесь также была медицинская школа, студенты которой занимались вскрытием человеческих трупов — уникальным навыком, редко применявшимся в доренессансной Европе.
«Музей был не музеем в современном понимании этого термина, а гораздо большим, чем университет. Там читались литературные произведения и обсуждались различные теории», — сказал Вендрих.
Архив библиотеки, где хранились рукописи, возможно, находился в отдельном от Музея здании, хотя это остается неясным. Работы, называемые свитками, были написаны на папирусе, тростнике, который рос вдоль реки Нил. Тростник прессовали в бумагу, а затем сушили на солнце.
«Темы, затронутые в свитках, содержали все знания древнего западного мира, от литературных произведений до философских трактатов и научных объяснений», — объясняет Вендрих. Были также тексты, содержащие религиозные, мифологические и медицинские темы.
В архивах хранились произведения многих известных греческих писателей классической древности, включая таких философов, как Платон, Аристотель и Пифагор, а также драматических поэтов Эсхила, Софокла и Еврипида. Работы Аристотеля считались отдельным достоянием.
Согласно историческому источнику, они были куплены Птолемеем II по очень высокой цене. Библиотека также содержала медицинские тексты Гиппократа; стихи Сапфо, Пиндара и Гесиода; научные трактаты Фалеса, Демокрита, Анаксимандра.
Но библиотекари также собирали произведения из других культур, такие как древнеегипетские, вавилонские, персидские, ассирийские, индийские тексты, а также еврейские, зороастрийские и буддийские тексты. Птолемеевские правители хотели собрать все рукописи мира, поэтому они разослали известных по всему миру агентов на поиски папируса.
Агентам были даны четкие указания найти и купить любую рукопись, которую они смогут найти, возможно, самую старую и оригинальную. Цена не была проблемой. Правители Птолемея были готовы платить большие суммы за качественные рукописи.
Жажда рукописей была настолько велика, что согласно источнику во времена правления Птолемея III Эвергета, сына Птолемея II, все корабли, заходящие в порт города, должны были сдать любую рукопись, которая была у них на борту. Писцы Александрии скопировали их, сохранив оригиналы и вернув копии на корабли.
Организация роллов была очень сложной миссией. Свитки были расположены так, чтобы исследователи могли легко их найти. Эта задача была возложена на человека по имени Калимак, работавшего при Птолемее II. Он изобрел систему под названием Pinakes или «Таблицы», в которой свитки классифицировались в зависимости от предмета каждой из них.
Например, эти темы включали естествознание, историю, поэзию, право, риторику, медицину и математику. Система была похожа на каталог сегодняшних библиотек и стала моделью, на которой позже основывались другие системы организации библиотек.
Когда свитки стали настолько большими, что их больше нельзя было хранить в одном здании, древние египетские правители построили вторую библиотеку, названную Серапеум, которая, как говорят, содержит более 40 000 свитков. Она была возведена рядом с царским дворцом в Александрии между 246-222 годами до нашей эры и была посвящена греко-египетскому богу Серапису .
По мере того, как библиотека расширялась на протяжении веков, она привлекала многих из самых известных в мире ученых, философов и ученых древнего мира: Эратосфена Киренского, Аристарха Самосского, Евклида Александрийского и Аполлона Родосского. Эратосфен, математик, географ и астроном, был первым человеком, который вычислил окружность Земли.
Римский император Юлий Цезарь был обвинен историками, известными как Плутарх и Сенека, в поджоге Александрии, который также уничтожил знаменитую библиотеку. И какое-то время спустя современные историки приняли эту версию событий.
Пожар произошел во время завоевания Цезарем города в 48 г. до н.э., когда Цезарь вел гражданскую войну против своих политических соперников. Согласно истории, окруженный своими соперниками, Цезарь приказал своим войскам поджечь вражеские корабли в порту. Плутарх пишет: «Цезарь был вынужден отразить опасность с помощью огня, который перекинулся из порта на город, уничтожив Великую Библиотеку». Но этот тезис, скорее всего, преувеличен, и большинство историков со мной согласны. Во время завоевания Цезаря действительно был пожар, но считается, что библиотека осталась в значительной степени нетронутой, хотя некоторые свитки могли быть сожжены.
Сегодня большинство ученых в целом согласны с тем, что библиотека пережила постепенный упадок, а не внезапный и драматический конец. По мере того как ее влияние со временем ослабевало, многие из ее коллекций были проданы или уничтожены, а ее здания в конечном итоге были снесены или превращены в другие объекты, такие как церкви или мечети.
В него вошли произведения Платона, Аристотеля, Гомера, Геродота и многих других. Некоторые из самых блестящих умов того времени работали, учились и преподавали в этой библиотеке. Но в 5 веке нашей эры библиотека фактически прекратила свое существование.
В условиях, когда большая часть ее коллекций была украдена, уничтожена или просто доведена до деградации, библиотека уже не имела прежнего влияния. Александр Македонский основал город Александрию в Египте, на северо-западной оконечности дельты Нила около 331 г. до н.э.
Когда он умер 8 лет спустя, его империя была разделена между его генералами. Один из них, Птолемей I, стал правителем Египта и основал свою столицу в Александрии. Во времена его правления и правления его потомков город стал одним из крупнейших и процветающих центров эллинистического периода (323–30 гг. до н. э.) — процветающим торговым центром и средиземноморским морским портом.
«Возможно, библиотека была построена очень скоро после основания Александрии, около 331 г. до н.э. Но неясно, была ли библиотека основана Александром, Птолемеем I или его сыном, Птолемеем II. Но похоже, что она возникла во времена последнего, правившего с 284 по 246 год до нашей эры», — сказал Уилке Вендрих, профессор египетской археологии и Джоан Силсби из африканской культурной археологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Но легенда гласит, что библиотека начала строиться, когда один из подданных Птолемея I, афинянин по имени Деметрий из Фалерума, предложил построить здание для размещения всех всемирно известных рукописей. Проект Деметрия был направлен на создание академии, которая могла бы конкурировать со знаменитым Ликеем Аристотеля, школой и библиотекой недалеко от Афин.
Судя по всему, это было согласовано, и очень скоро на окраине царского дворца было возведено новое здание. Оно называлось Мусейон, или «Земля муз», — говорит Вендрих. Так он был назван в честь муз, девяти греческих богинь искусств.
Первым директором библиотеки был Зенодот Эфесский. Он был греческим ученым и поэтом, который служил главным библиотекарем при Птолемее I и Птолемее II. Зенодот отвечал за первое критическое издание Гомера, пытаясь определить, какие части «Илиады» и «Одиссеи» были оригинальными, а какие были добавлены более поздними авторами.
Зенодот также редактировал произведения Гесиода, Пиндара и других античных поэтов, а также публиковал свои стихи. Со временем библиотека расширилась в размерах и масштабах, поскольку правители увидели преимущества продвижения центра обучения и культуры в своем городе.
Крупные субсидии королей привели к созданию комплекса зданий, окружающих Мусейон. Хотя точный архитектурный план библиотеки, по словам античного историка Диодора Сицилийского, неизвестен, на пике своего развития библиотека славилась своими лекционными залами, лабораториями, конференц-залами, садами, ресторанами и даже зоопарком.
Здесь также была медицинская школа, студенты которой занимались вскрытием человеческих трупов — уникальным навыком, редко применявшимся в доренессансной Европе.
«Музей был не музеем в современном понимании этого термина, а гораздо большим, чем университет. Там читались литературные произведения и обсуждались различные теории», — сказал Вендрих.
Архив библиотеки, где хранились рукописи, возможно, находился в отдельном от Музея здании, хотя это остается неясным. Работы, называемые свитками, были написаны на папирусе, тростнике, который рос вдоль реки Нил. Тростник прессовали в бумагу, а затем сушили на солнце.
«Темы, затронутые в свитках, содержали все знания древнего западного мира, от литературных произведений до философских трактатов и научных объяснений», — объясняет Вендрих. Были также тексты, содержащие религиозные, мифологические и медицинские темы.
В архивах хранились произведения многих известных греческих писателей классической древности, включая таких философов, как Платон, Аристотель и Пифагор, а также драматических поэтов Эсхила, Софокла и Еврипида. Работы Аристотеля считались отдельным достоянием.
Согласно историческому источнику, они были куплены Птолемеем II по очень высокой цене. Библиотека также содержала медицинские тексты Гиппократа; стихи Сапфо, Пиндара и Гесиода; научные трактаты Фалеса, Демокрита, Анаксимандра.
Но библиотекари также собирали произведения из других культур, такие как древнеегипетские, вавилонские, персидские, ассирийские, индийские тексты, а также еврейские, зороастрийские и буддийские тексты. Птолемеевские правители хотели собрать все рукописи мира, поэтому они разослали известных по всему миру агентов на поиски папируса.
Агентам были даны четкие указания найти и купить любую рукопись, которую они смогут найти, возможно, самую старую и оригинальную. Цена не была проблемой. Правители Птолемея были готовы платить большие суммы за качественные рукописи.
Жажда рукописей была настолько велика, что согласно источнику во времена правления Птолемея III Эвергета, сына Птолемея II, все корабли, заходящие в порт города, должны были сдать любую рукопись, которая была у них на борту. Писцы Александрии скопировали их, сохранив оригиналы и вернув копии на корабли.
Организация роллов была очень сложной миссией. Свитки были расположены так, чтобы исследователи могли легко их найти. Эта задача была возложена на человека по имени Калимак, работавшего при Птолемее II. Он изобрел систему под названием Pinakes или «Таблицы», в которой свитки классифицировались в зависимости от предмета каждой из них.
Например, эти темы включали естествознание, историю, поэзию, право, риторику, медицину и математику. Система была похожа на каталог сегодняшних библиотек и стала моделью, на которой позже основывались другие системы организации библиотек.
Когда свитки стали настолько большими, что их больше нельзя было хранить в одном здании, древние египетские правители построили вторую библиотеку, названную Серапеум, которая, как говорят, содержит более 40 000 свитков. Она была возведена рядом с царским дворцом в Александрии между 246-222 годами до нашей эры и была посвящена греко-египетскому богу Серапису .
По мере того, как библиотека расширялась на протяжении веков, она привлекала многих из самых известных в мире ученых, философов и ученых древнего мира: Эратосфена Киренского, Аристарха Самосского, Евклида Александрийского и Аполлона Родосского. Эратосфен, математик, географ и астроном, был первым человеком, который вычислил окружность Земли.
Римский император Юлий Цезарь был обвинен историками, известными как Плутарх и Сенека, в поджоге Александрии, который также уничтожил знаменитую библиотеку. И какое-то время спустя современные историки приняли эту версию событий.
Пожар произошел во время завоевания Цезарем города в 48 г. до н.э., когда Цезарь вел гражданскую войну против своих политических соперников. Согласно истории, окруженный своими соперниками, Цезарь приказал своим войскам поджечь вражеские корабли в порту. Плутарх пишет: «Цезарь был вынужден отразить опасность с помощью огня, который перекинулся из порта на город, уничтожив Великую Библиотеку». Но этот тезис, скорее всего, преувеличен, и большинство историков со мной согласны. Во время завоевания Цезаря действительно был пожар, но считается, что библиотека осталась в значительной степени нетронутой, хотя некоторые свитки могли быть сожжены.
Сегодня большинство ученых в целом согласны с тем, что библиотека пережила постепенный упадок, а не внезапный и драматический конец. По мере того как ее влияние со временем ослабевало, многие из ее коллекций были проданы или уничтожены, а ее здания в конечном итоге были снесены или превращены в другие объекты, такие как церкви или мечети.
( Перевод с албанского языка Louiza Smith)
Источник:
«Ngritja dhe rënia e Bibliotekës së Madhe të Aleksandrisë»