Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Нарцисс: древняя трагическая история со многими современными параллелями

Эхо и Нарцисс
Эхо и Нарцисс на картине Джона Уильяма Уотерхауса,
и чувствуется, что Нарцисс уже навсегда влюбился в себя

Греческая сказка о погруженном в себя, но потрясающе красивом Нарциссе — известная и древняя. Несмотря на свой возраст, миф остается известным и по сей день и содержит моральное предостережение против эгоизма и безразличия к другим.

На самом деле история Нарцисса настолько влиятельна, что его имя было дано психическому состоянию нарциссизма, которое характеризуется завышенным чувством собственной важности и отсутствием сочувствия к другим. Жизнь Нарцисса также влияла на популярную культуру на протяжении веков и даже послужила источником вдохновения для имени персонажа Гарри Поттера Нарциссы Малфой.

В то время как самые популярные и известные версии мифа содержат нимф, предупреждения от богов и слепых провидцев, неотъемлемая мораль истории остается влиятельной. Эта история также служит объяснением происхождения цветка нарцисса (нарцисса) и происхождения эха.

Первоисточники дают некоторую информацию о жизни Нарцисса

Есть несколько сохранившихся историй о жизни Нарцисса, все они несколько отличаются, но имеют одну и ту же центральную историю с одними и теми же моральными учениями.

Основным первоисточником мифа являются «Метаморфозы» Овидия, где история рассказывается в Книге III. Овидий был римским поэтом, который родился в Сульмоне, Италия, Римская республика около 43 г. до н.э. и умер в 16 или 17 г. н.э. На протяжении всей своей жизни он путешествовал по ряду греческих территорий, таких как Малая Азия и Афины.

Во 2 году нашей эры он начал свои «Метаморфозы», которые считаются его величайшим произведением, состоящим из 11 995 строк, 15 книг и более 250 мифов. Эта колоссальная поэма описывает историю мира с момента ее зарождения до обожествления Юлия Цезаря. Он также содержит самую длинную версию мифа.

Другим более ранним, но менее полным источником истории Нарцисса является версия, составленная в 50 г. до н.э. и считающаяся произведением поэта Партения Никейского. Эта работа была обнаружена в 2004 году доктором Бенджамином Генри среди папирусов Oxyrhynchus в Оксфорде. Единственная разница между этим рассказом и рассказом Овидия заключается в финале.

Третий источник рассказа о жизни Нарцисса был составлен Кононом, греческим грамматиком и мифографом. Его концовка похожа на концовку Партениуса. Эта история также рассказана греческим путешественником и географом Павсанием в Книге IX его «Описания Греции» .

Эхо и Нарцисс на картине Николя Пуссена 1627 года.

Эхо и Нарцисс на картине Николя Пуссена 1627 года

Нарцисс в «Метаморфозах» Овидия

Рассказ Овидия о жизни Нарцисса, пожалуй, самая известная версия на сегодняшний день. Он начинается с рождения Нарцисса. Его родителями были бог реки Кефис и нимфа Лириопа. Овидий утверждает, что Кефис не был хорошим человеком и заставил Лириопу лечь в свою постель, в результате чего нимфа забеременела.

Нарцисс с рождения и на протяжении всей жизни был невероятно красив. Когда Лириопа посоветовалась с провидцем (по имени Тиресий) после его рождения и спросила, будет ли ее сын жить долго, провидец заявил, что Нарцисс проживет долгую жизнь, если он не будет смотреть на себя.

Нарцисс сумел прожить свою молодость и не открыть себя. Его красота стала известна, и, как говорили, мужчины и женщины бросались на него. Однако Нарцисса не смущал ни один из них, и он игнорировал все их ухаживания.

Однажды он гулял по лесу, когда его заметила Ореад (горная нимфа) по имени Эхо. Эхо, как и многие женщины до нее, мгновенно влюбилась в красавца Нарцисса. Она последовала за ним через лес.

Однако она не решалась заговорить с этим прекрасным мужчиной, потому что, по словам Овидия, нимфа страдала дефектом речи, вызванным проклятием Юноны (или Геры), жены Зевса. Было известно, что Зевс питал особую любовь к нимфам, и это вызывало у Юноны крайнюю зависть. Говорили, что каждый раз, когда Юнона почти ловила Зевса с нимфой, Эхо отвлекала ничего не подозревающую жену.

Когда Юнона в конце концов узнала об этом, она наказала Эхо, лишив ее возможности нормально общаться, чтобы она могла говорить только последние несколько слов, которые были ей сказаны. Поэтому она не могла сначала поговорить с Нарциссом, а вместо этого должна была ждать, пока он заговорит с ней.

Еще одна версия безнадежного «пузыря», в котором жило Эхо, потому что Нарцисс больше интересовался собой

Еще одна версия безнадежного «пузыря», в котором жила Эхо,
потому что Нарцисс больше интересовался собой.
Картина Франческо Ксанто Авелли 1535 года.


Через некоторое время Нарцисс услышал, как Эхо следует за ним по лесу, и крикнул: «Кто там?» Эхо повторила свои вопросы, и в конце концов Нарцисс убедил ее раскрыться.

Затем Эхо немедленно попыталась обнять Нарцисса, однако тот отказался и отошел от нимфы.

«Прочь эти обнимающие руки! Могу ли я умереть до того, как мое станет твоим?»
Она отвечает:
«Что мое, то твое!»
(«Метаморфозы», книга III)

Убитая горем Эхо провела остаток своей жизни в нищете, она жила одна в долинах, пока от нее не осталось ничего, кроме эха.

Нарцисс продолжает разбивать сердца многочисленных влюбленных. Один даже дошел до того, что проклял его, чтобы он страдал так же, как он заставил страдать других. Богиня мести, Немезида, в конце концов услышала об этой истории и заметила поведение Нарцисса. Она решила наказать эгоиста. Летом, когда Нарцисса мучила жажда, она заманила его в бассейн, и, когда он наклонился к воде, он посмотрел на свое отражение. Не понимая, что это было его собственное отражение, Нарцисс глубоко влюбился в себя, полагая, что это был кто-то другой.

Он не мог оторваться от собственного отражения, но вскоре понял, что его любовь не может быть взаимной, когда он пытался поцеловать или обнять отражение. Однако его замешательство усиливается, когда изображение в бассейне отвечает взаимностью на его подмигивания и волны. Нарцисс не мог понять, почему он не может добиться того, чего так отчаянно желал.

Нарцисса это мучило, и к тому времени, когда он понял, что это его отражение, было уже слишком поздно, и он уже влюбился в себя. Поскольку теперь он знал, что никогда не сможет получить то, чего действительно хотел, его тело растаяло от страсти, горящей внутри него.

Когда Эхо возвращается к тому месту, где Нарцисс смотрел себе в глаза, чтобы забрать его тело для похорон, она нашла на его месте золотой и белый цветок. Этот цветок стал известен как цветок нарцисса или нарцисс.

Самоубийство Аминия по пьесе Малкольма Лидбери

Самоубийство Аминия по пьесе Малкольма Лидбери.

Аминия отверг любовника Нарцисса, который покончил жизнь самоубийством, когда его любовь превратилась в безумие, скульптура Малкольма Лидбери для проекта «История ЛГБТ-сообщества Корнуолла» 2016 года.

Нарцисс согласно другим рассказам о нем

Однако Парфений рассказывает большую часть той же истории, но вместо того, чтобы медленно разлагаться из-за своей тоски, Нарцисс потерял волю к жизни и покончил жизнь самоубийством.

Версия истории Canon была написана примерно в то же время, что и версия Овидия, однако она также немного отличается. Прежде всего, в Нарцисса влюбляется не нимфа по имени Эхо, а молодой человек по имени Амейний, после того как последний уже отверг многих женихов-мужчин.

Как и те, кто был до него, Нарцисс отвергает Аминиаса и дает ему меч. В результате этого отказа Амейний совершает самоубийство на пороге Нарцисса. Аминий молился богам, чтобы они преподали эгоистичному Нарциссу урок и заставили его извлечь уроки из всей боли, которую он причинил. Затем Нарцисс подошел к бассейну с водой и решил выпить. Наклонившись, он посмотрел на свое отражение и влюбился. Когда он понял, что эта любовь тщетна, он покончил с собой, потому что не мог получить то, чего желал больше всего.


В своем произведении Павсаний резюмировал историю Овидия. Павсаний не верил, что человек, достаточно взрослый, чтобы влюбиться, будет настолько глуп, чтобы не понять, что он смотрит на собственное отражение. Итак, Павсаний немного изменил историю, чтобы сделать ее более правдоподобной. Вместо того, чтобы влюбиться в нимфу по имени Эхо или человека по имени Аминия, Нарцисс на самом деле оплакивал смерть своей любимой сестры-близнеца и смотрел на свое отражение, чтобы вспомнить ее черты. В этом рассказе источник, перед которым чахнет Нарцисс, расположен на вершине горы и является частью реки Ламус в месте под названием Донакон.

Однако все версии разделяют неотъемлемую отрицательную связь между Нарциссом и актом созерцания его отражения. Возможно, это произошло от древнегреческого суеверия, согласно которому видеть свое отражение было несчастливым, а иногда и фатальным.

Прекрасная фреска с изображением Нарцисса из Помпеи, изображающая отражение в бассейне, в которое он был влюблен
Прекрасная фреска с изображением Нарцисса из Помпеи,
изображающая отражение в бассейне, в которое он был влюблен

Наследие Нарцисса

Миф о Нарциссе оказал неизгладимое влияние на людей. Он был очень популярным персонажем в римском искусстве и занимает видное место в 50 картинах только из Помпеи. Его имя было дано во фрейдистской психиатрии и психоанализе психическому состоянию, которое оставляет человека с «раздутым чувством собственной важности, глубокой потребностью в чрезмерном внимании и восхищении, проблемными отношениями и отсутствием сочувствия к другим». Миф также оказал огромное влияние на Данте и Шекспира.

Потеряв влияние после эпохи Возрождения, оно вернулось и вдохновило больше творческих людей. Миф появляется в ряде произведений искусства и музыки 20-го века и предостерегает от одержимости собой, которая была особенно влиятельной в эпоху индивидуализма.

Истоки истории Нарцисса

Из-за отсутствия историй, основанных на Нарциссе и Эхо, многие ученые сегодня считают, что миф мог возникнуть от Овидия. По словам Инго Гильденхарда и Эндрю Зиссоса, эта история фактически прервала поэтический образец «Метаморфоз», предполагая, что эта история могла быть запоздалой мыслью и помещена в работу для проверки достоверности пророка Тиресия (провидца). Тем не менее версия Овидия была затем пересказана более поздними поэтами и стала не только объяснением происхождения цветка, но и того, почему существуют отголоски.

У. С. Андерсон утверждал, что язык, использованный в сказке Овидия, сформирован таким образом, чтобы отбить у публики желание испытывать какое-либо сочувствие к Нарциссу. Поэт подчеркивает, что он заслужил все, что с ним произошло, из-за ужасного отношения к тем, кто влюбился в него, в частности к Эхо.

Однако в рассказе Павсания автор занимает иную позицию. Рационализируя историю, Павсаний выражает свою уверенность в том, что версия Овидия глупа. Здесь опущены Эхо и воля богов. Он даже утверждает, что цветок существовал задолго до Нарцисса и его истории. Он фактически превратил историю из истории, объясняющей происхождение цветка и эха, в историю, предназначенную исключительно для развлечения.

Несмотря на это, как уже упоминалось, обе истории заканчиваются смертью Нарцисса в результате пристального взгляда в бассейн и на собственное отражение. Из-за этого он умирает в полном одиночестве, не осознавая своего окружения. Оба автора передают одно и то же моральное послание о том, что нехорошо быть поглощенным собой. История предупреждает, что это приведет только к одиночеству.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Molly Dowdeswell,
«Narcissus: An Ancient Tragic Story with Many Modern Parallels»


По теме: