Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Политическая интрига: фейковые новости, решившие судьбу Антония и Клеопатры

Банкет Клеопатры. Жерар де Лересс.

Банкет Клеопатры. Жерар де Лересс


Газеты и социальные сети сегодня полны заявлений о фейковых новостях; взад и вперед летят обвинения в том, что одна сторона политического раскола в США наполняет мир ложью, чтобы дискредитировать другую. Мы привыкли называть это пропагандой; теперь это фейковые новости.

Один из самых вопиющих примеров этого возвращает нас в древний Рим и в самый конец республики, когда почти столетие гражданской войны, хаоса и политических убийств поставило римское правительство на грань краха.

Это было время так называемого Второго триумвирата . Союз между Октавианом, могущественным наследником Юлия Цезаря, и его правой рукой Марком Антонием (Марк Антоний) рушился, образовались две стороны — столкновение было неизбежным. Это хорошо известная история – Марк Антоний провозгласил Восточную Римскую империю своей вотчиной и переехал с соблазнительной Клеопатрой в Египет. Тем временем его главный соперник Октавиан (впоследствии Август Цезарь) находился в Риме, где еще имела значение способность влиять на правящий сенат и жителей города.

Карта Римской республики в 43 г. до н.э

Карта Римской республики в 43 г. до н.э. после основания Второго Триумвирата: Антоний (зеленый), Лепид (коричневый), Октавиан (фиолетовый), Триумвиры вместе (оранжевый/персиковый), Секст Помпей (синий), Освободители (красный), царства-клиенты Рима (желтые), Египет Птолемеев (розовые)


К 33 г. до н.э. между двумя сторонами развернулась жестокая пропагандистская война, поскольку обе стороны боролись за общественную поддержку и военную власть, чтобы повлиять на ход событий. Как и сейчас, на карту было поставлено многое – в 33 г. до н.э. это была власть империи, которая господствовала над всем Средиземноморьем.

Римский ауреус с портретами Марка Антония (слева) и Октавиана (справа)

Римский ауреус с портретами Марка Антония (слева) и Октавиана (справа), выпущенный в честь основания Второго триумвирата Октавианом, Антонием и Марком Лепидом в 43 г. до н.э. На обеих сторонах надпись «III ВИР РП С», что означает «Один из трех человек для регулирования республики». (Классическая нумизматическая группа, Inc / CC BY SA 2.5)

Мастер темных искусств

Молодой Октавиан в конечном итоге оказался мастером пропаганды — и, поскольку он также физически находился в Италии, в отличие от Антония, который был в Египте, он мог оказывать гораздо большее влияние на Рим и сенат.

Тем не менее, это была бы фальшивая новость, которая должна была стать пресловутой соломинкой, сломавшей хребет верблюду. Октавиану удалось заполучить документ, который, как он утверждал, был официальной волей и завещанием Антония, и каким документом это оказалось.

Колоссальная статуя сидящего Августа (Октавиана) в лавровом венке

Колоссальная статуя сидящего Августа (Октавиана)
в лавровом венке


Было это на самом деле или нет — и ученые спорят об этом до сих пор , — завещание содержало такие подстрекательские утверждения, что оно настроило римский народ против Антония. Октавиан прочитал этот документ вслух в здании Сената (согласно «Жизни Антония» Плутарха, 58 ) и сделал его широко доступным, заставив Сенат издать указ, который был размещен на форуме и разослан по всей империи гонцами. Таким образом, Октавиан убедил жителей Рима — и многих союзников Антония в Сенате — что Антоний потерял голову и отдался очарованию и деспотизму Клеопатры, царицы Египта.

Документ обыгрывал многие антивосточные (и антиклеопатрические) предрассудки древних римлян, традиционные взгляды , с подозрением относившиеся к богатству и роскоши востока и влиятельных женщин. Похоже, что это подтверждало, что Антоний намеревался оставить своим детям с Клеопатрой наследство (у них было трое детей: близнецы Клеопатра Селена и Александр Гелиос, а также сын по имени Птолемей Филадельф), которое включало большие участки удерживаемой римлянами территории в восточном Средиземноморье.

«Невоздержанность» (ок. 1802 г.) Томаса Стотарда

«Невоздержанность» (ок. 1802 г.) Томаса Стотарда.
На этой картине Марк Антоний обнимает Клеопатру,
когда она роняет жемчужину в свой кубок с вином


Завещание также объявило Цезариона, сына Клеопатры и Юлия Цезаря, законным преемником Цезаря. Это было чрезвычайно подстрекательское заявление, поскольку оно могло подорвать Октавиана как приемного сына Цезаря в глазах ветеранов, все еще верных семье Юлиев.

В документе также утверждалось, что захоронение Антония должно быть в мавзолее птолемеевских царей в Александрии. Это последнее желание считалось самым жестоким в глазах римлян, и Октавиан представил его как особое доказательство того, что Антоний действительно просто хотел быть деспотическим правителем и что, если он возглавит, он поведет Рим по пути к монархии.

Рельеф Клеопатры VII и Цезариона в храме Дендеры, Египет.

Рельеф Клеопатры VII и Цезариона
в храме Дендеры, Египет

Хитрое досье

Что особенно интригует, так это то, что был ли документ фальшивой новостью или реальным, уже не имеет никакого значения. Завещание оказалось именно той пропагандистской победой, на которую надеялся Октавиан. Сенат в Риме принял решение лишить Марка Антония его «империума» (его законного права командовать римскими армиями, которыми он командовал), а без него он не мог по закону командовать своими легионами.

Это сделало Антония предателем, и это значительно облегчило настройку людей против него и объявление войны. И война действительно была объявлена ​​римским сенатом — интересно , Клеопатре как царице Египта , а не Антонию. Когда две стороны встретились в битве в 31 г. до н.э. при Акциуме, победа Октавиана и последующее самоубийство Антония и Клеопатры сделали его единственным правителем Рима, и он стал первым императором Рима, приняв имя Август.

Битва при Акциуме, 2 сентября 31 г. до н.э. (1672). Лорейс Кастро

Битва при Акциуме, 2 сентября 31 г. до н.э.
(1672). Лорейс Кастро


Поскольку историю пишут победители, эта версия Марка Антония стала общепринятой частью истории. Привлекательность обвинений экзотической женщины, восточной царицы Клеопатры, в развращении Антония была сказкой, которую приняли потомки. Популярные изображения Антония, от Шекспира до классического фильма 1960-х годов с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях, подкрепляют повествование, которое Октавиан приложил такие усилия для популяризации: Антоний был человеком, который потерял голову и все римское чувство приличия для любовь женщины.


Клеопатра держит умирающего Антония

Картина конца XIX века, изображающая Акт IV, Сцена 15 шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра»: Клеопатра держит умирающего Антония.

Александр Бидас. (Библиотека Фолгера Шекспира)





(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Eve MacDonald / The Conversation
«Political Intrigue: The Fake News that Sealed the Fate of Antony and Cleopatra»