Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Средневековые монахи: жизнь и времена Божьих людей в одеждах

Средневековый монах молится с Библией и четками

Средневековый монах молится с Библией и четками


Вы когда-нибудь задумывались, каково было быть средневековым монахом? Возможно, вы задавались вопросом о причинах стать монахом или о том, что они делают ежедневно. Монашество существовало веками и было неотъемлемой частью древней истории. На самом деле, многие исторические записи, обнаруженные археологами, были написаны древними монахами. С момента своего развития монашество несколько эволюционировало на протяжении многих лет, и духовные убеждения монахов часто зависят от конкретной религии, частью которой они являются.

Ниже мы поговорим об истории монашества, развитии монастырей , типичных монашеских верованиях и поведении и о том, как эти понятия менялись с течением времени.

Как отшельники стали монахами

История монашеского образа жизни восходит к 600 г. до н.э. Хотя это еще не называлось монашеством, записи показывают, что древний индуизм уделял особое внимание изоляции и отшельнической жизни . Эти отшельники, посвятившие свою жизнь бедности, чтобы стать более святыми, жили группами, называемыми ашрамами. Однако считается, что эти группы святых были предшественниками более позднего монашества из-за некоторых небольших различий между ними.

Сдвиг в сторону монашества произошел несколько десятилетий спустя в Индии. Джайнизм , древняя индийская вера, которая учит, что блаженство приходит от жизни безвредности и отречения, восходит к индуизму. Историки считают, что ранние джайнисты взяли представление об этих святых у древних индуистов и разработали первую официальную концепцию монашества. При джайнизме сформировались две группы: монахи и монахини, и их держали под строгим порядком и возлагали на них тяжелое бремя уменьшения кармы.

От индуистских монахов произошли буддийские монахи, которые даже сегодня являются одной из самых известных групп монахов в мире. Буддийские монахи посвящают себя своим общинам и миру, проповедуя, обучая и питая общину, а не полностью отделяя себя от нее. В результате многие современные общины буддийских монахов по всей Азии обрели огромные богатства, что стало источником резкой критики, хотя на самом деле для монастырей в этом нет ничего нового.

Буддийские монахи за пределами тайского монастыря

Буддийские монахи за пределами тайского монастыря


Примерно во 2 веке до нашей эры утвердились ессеи . Являясь частью иудаизма, ессеи теперь известны как самая ранняя форма монашества на Ближнем Востоке. Ессеи придерживались ценностей, связанных с монашеством, таких как регулярные молитвы, ручной труд, медитация и изучение религиозных текстов (в данном случае Торы). Ессеи, недовольные тем, что находятся под римским правлением, вскоре пришли к выводу, что когда-нибудь придет Мессия, чтобы спасти их от такого злого правления. В это время им приписывают создание Свитков Мертвого моря , религиозных текстов, которые дали историкам более глубокое понимание ранних иудаистских и христианских верований.

Традиционные христианские монахи появились всего несколько десятилетий спустя, в 3 веке нашей эры. Считается, что примерно в это же время некоторые христиане решили отказаться от материальных благ и бежать в пустыню, чтобы вести минималистскую жизнь. Цель этого побега состояла в том, чтобы оставить позади мирские развлечения, очистить свое духовное видение и стать ближе к Богу. Многие из этих новых христианских отшельников бежали в Египет и Сирию , чтобы прожить свою жизнь вдали от широкой публики.

Однако некоторые христиане ушли не по своей воле. Местные гонения вынудили некоторых христиан уехать в отдаленные районы, где они в конце концов встретились с другими преследуемыми христианами. Затем эти христиане объединились, чтобы создать новый, изолированный образ жизни. Эти ранние формы монастырей сформировали ранние монашеские убеждения о важности сообщества и опоре друг на друга, чтобы выжить в грешном, преследующем мире.

Картина Клаудио Ринальди «Четыре монаха», изображающая средневековых монахов

Картина Клаудио Ринальди «Четыре монаха»,
изображающая средневековых монахов

Первые монастыри

Первый официальный монастырь того времени восходит к Западной Европе, где кельтские христиане в Галлии приняли монашеские верования. Монастырь был построен в Лигуже Святым Мартином, третьим епископом Тура. Отсюда идея монашества широко распространилась по всей Европе.

В V веке нашей эры Византийская империя и Римская Европа узнали о монастырях в других регионах. В результате религиозные люди в этих областях начали развивать свои собственные монашеские практики, основанные на учении святого Бенедикта Нурсийского , христианского святого среди нескольких конфессий, включая католицизм, восточное православие и англицизм. Он жил между V и VI веками нашей эры и известен как «отец западного монашества» из-за своей преданности практике. Те, кто пошел по его пути, были, конечно, монахи-бенедиктинцы .

В эти века монашество было сосредоточено на простой жизни, имея только самое необходимое. Это включало простую пищу, жилье и небольшое количество личных вещей или их отсутствие. Были введены официальные правила, и мужчин, живущих как монахи, стали называть «братьями», поскольку они жили вместе и следовали одним и тем же правилам. Хотя все монастыри в целом придерживались одних и тех же убеждений о простой жизни, все монастыри отличались тем, как они применяли эти правила. Некоторые монастыри были гораздо более строгими, чем другие, не допуская владения или взаимодействия, которые приносили личное удовольствие, в то время как другие разрешали личные вещи в разумных пределах для практических целей (например, уход за собой, сон и т. д.).

Хотя монастыри были сосредоточены на мужчинах, приверженных простой, благочестивой жизни, женщины также могли принять этот образ жизни. Их называли монахинями , а не монахами, и они жили в женских монастырях , а не в монастырях. В некоторых случаях монастыри и женские монастыри находились под управлением одного и того же аббатства с отдельными жилыми помещениями, но общей землей и контролем.

Комната в монашеской келье монастыря Маунт-Грейс

Комната в монашеской келье монастыря Маунт-Грейс

Один день из жизни средневекового монаха

Средневековые монахи посвятили свою жизнь поклонению. Независимо от конкретной религии, к которой они принадлежали, их дни состояли из поклонения, чтения, письма и ручного труда. В частности, в средние века большинство монахов по всей Европе исповедовали ту или иную форму христианства, поэтому они часто читали Библию, молились наедине и медитировали в течение дня.

Когда монахи не читали свои религиозные тексты и не молились, они физически трудились в своих монастырях. Работа, которую монахи брали на себя, чтобы поддерживать монастырь на должном уровне, включала уборку, приготовление пищи, посадку и сбор урожая в саду, заготовку сена, обучение мальчиков, письмо и оказание медицинской помощи сообществу. Они считали, что для исполнения Божьих желаний им необходимо уделять дополнительное время своему дому, общине и будущим монахам.

Например, основным девизом монахов-бенедиктинцев было «Ora et Labora» — «Молись и работай». И так они жили своей жизнью. День за днем у них есть установленный график времени молитвы и работы.

Средневековые монахи также назначали друг другу роли. В пределах одного монастыря у вас будут монахи с разными титулами или занятиями, такие как аббат (глава аббатства), кантор (руководитель хора), лектор (создатель и чтец церковных уроков) и ризничий (хранитель книг, сосуды и общий монастырь). Были и дополнительные должности, но у каждого монаха в монастыре была хотя бы одна должность, за которую он отвечал. В небольших монастырях у одного монаха может быть более одной работы, например, он может быть и настоятелем, и лектором.

У монахов в средневековые времена также были определенные части дня, посвященные разным развлечениям. Монастыри обычно установили распорядок, чтобы убедиться, что не было упущений в обязанностях, независимо от того, заботились ли они о монастыре или следили за тем, чтобы все монахи посвящали время богослужению каждый день. На самом деле, монахи даже следовали тексту под названием «Книга часов», христианской религиозной книге, которая содержит несколько молитв для определенных интервалов в течение дня. Эти книги использовались так часто, что на самом деле они являются наиболее часто встречающимися сохранившимися средневековыми документами по всей Европе.

В Часовнике описывается несколько различных актов поклонения, которые необходимо совершать, чтобы монах был ближе к Богу. Эти восемь разных «часов» включают утреню (2 часа ночи), лауды (5 часов утра), прайм (6 часов утра), терцию (9 часов утра), секст (полдень), ноны (15 часов), вечерню (до наступления темноты) и повечерие (18 часов). В это время молитвы физическая работа прекращалась, чтобы монахи могли присоединиться к богослужению. Пропустить эти часы означало ослушаться Бога. Монахи часто ложились спать вскоре после 18:00, после повечерия просыпались в 2:00 к утрени

Святой Павел Отшельник, Фрагмент камня из монастыря Святого Лаврентия, Буда, Венгрия

Святой Павел Отшельник,
Фрагмент камня из монастыря Святого Лаврентия,
Буда, Венгрия

Религиозные правила средневековых монахов

Общие правила, принятые монахами, включали жизнь с небольшим количеством личного имущества или без него и принятие обета безбрачия . Таким образом, монахам и монахиням запрещалось вступать в какие-либо сексуальные отношения и не разрешалось вступать в брак. Вступать в эти отношения значило бы отвлекать себя от Бога, уничтожая весь смысл монашества.

Монахам также часто не разрешалось говорить. Обеты молчания, по крайней мере, в некоторых комнатах монастыря, были способом продемонстрировать приверженность вере. Регулярное молчание в монастыре еще больше иллюстрировало его духовную (а часто и физическую) оторванность от остального мира. Любые разговоры должны были быть в конкретных областях и только для практических целей, а не для случайных разговоров.

Монахи представили себя физически, а также как способ отделить себя от немонахов. Они брили макушку, но оставляли колечко волос прямо над ушами и полностью закрывали себя одеждой. Часто они носили халаты, плащи, туники, льняное нижнее белье и носки. Эти свободные предметы одежды обвязывались вокруг талии кожаным ремнем или шнуром, чтобы держать их близко к телу.

Личные вещи монаха были скудны, если ему вообще что-либо разрешалось. Обычные вещи монахов включали ручку, нож, расческу, носовой платок и иногда набор для шитья. Их матрацы были набиты соломой, и им выдали шерстяное одеяло ручной работы, чтобы согреться.

Монахов также часто не выпускали из монастыря. Исключений было немного, и все они должны были быть одобрены аббатом. Исключениями могут быть возможности проповедовать публике о монашестве, работать волонтером в обществе или ездить в другие монастыри с особыми целями. Возможности помочь своему сообществу включали помощь бедным, строительство больниц, детских домов, общественных бань и государственного жилья, а также обучение молодежи с помощью их библиотек и текстов. Кроме того, в монастыре изо дня в день жили монахи, всегда работая и никуда не уезжая. Хотя отдельные монахи были довольно бедны и имели мало личных вещей, само монашество позже стало богатым институтом в средневековом мире. Жизнь монахов была посвящена строгому ритму плательщика и работы без финансового вознаграждения, по крайней мере, для отдельных монахов. Но сами монастыри обогащались, в основном, за счет того, что было источником бесплатной рабочей силы.

Монахи обрабатывали поля, держали животных, варили пиво, сыр и другие продукты на продажу. Все это создало богатство, которое можно было вложить в строительство более крупных монастырей и покупку земли. Случайно или намеренно монастыри стали успешным коммерческим сектором.

Поскольку они взяли на себя обязательство помогать своему сообществу, их часто вознаграждали за их дела, а в последующие годы они получали денежное вознаграждение за свою работу. Часто монахи расплачивались едой, которая помогала им оставаться самодостаточными. Монахи получали животных на мясо и растения для получения фруктов и овощей, что обеспечивало им пропитание в течение всего года. Как бы мало ни было у монахов, они никогда не беспокоились о нехватке еды.

Аббатство Уитби в Северном Йоркшире, Англия.

Аббатство Уитби в Северном Йоркшире, Англия. Монастырь был впервые основан на мысе примерно в 657 году нашей эры, и сегодня корпус бенедиктинского аббатства 13-го века является одним из самых больших и впечатляющих церковных руин в стране.

Как появились монахи

Вы можете задаться вопросом: зачем вообще человеку становиться монахом? Хотя мысль о небольшом количестве материальных благ может отвратить некоторых, мысль о приближении к Богу часто была достаточной для средневековых монахов. Многие из них также получали удовольствие от своей работы в обществе, способной обучать молодежь и заботиться о бедных и больных. Кроме того, как говорилось ранее, быть монахом означало больше шансов никогда не остаться без еды. Монахи обычно пользовались большим уважением, и их уважали во всем сообществе.

Помимо этого, многие монахи с юных лет обучались тому, чтобы стать монахами. Мальчиков из бедных семей отправляли в монастыри, чтобы дать им шанс получить образование и сделать карьеру. Можно было привести детей в возрасте от пяти лет, хотя большинство из них были подростками, когда они поступили в монастырь. Тех, кто моложе 15 лет, называли облатами , а тех, кто старше 15 лет, которые еще не были монахами, называли послушниками. Монахи присматривали за этими молодыми людьми и обучали их путям монашества. После одного года послушничества вы могли принять обеты и стать полноправным монахом, хотя вы могли уйти в любой момент благодаря новым правилам, разработанным в 1200-х годах. В результате в монастырях никогда не было недостатка в новых монахах.

Современные монахи

Хотя сегодня монашество не так популярно , как в средние века, оно все же существует! Сегодня в мире насчитывается около 200 общин англиканских монахов. В частности, наблюдается значительный рост монашества в Вануату и Папуа-Новой Гвинее. Современные монахи смотрят в будущее и стремятся использовать свои добрые дела, чтобы сделать мир лучше и приблизиться к Богу.

Возможно, теперь, когда вы знаете о монашестве, вы заинтригованы его идеей. С другой стороны, возможно, мысль о чем-то меньшем, чем наматрасник из пены с эффектом памяти, заставляет вас содрогнуться. В любом случае, монашество — это увлекательная практика, к которой с каждым годом стремятся все больше людей. Если вам интересно узнать о монашестве в вашем районе, обратитесь в местную церковь или монастырь, чтобы узнать, как они могут влиять на вашу общину.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Lex Leigh,
«Medieval Monks: The Life and Times of God’s Men in Robes»