Огромные колонны в Большом гипостильном зале Карнакского храмового комплекса, современный Луксор |
Пятый год правления фараона Эхнатона стал переломным моментом в древнеегипетской истории. Стремясь освободиться от оков влиятельного духовенства Амона-Ра, правитель перенес административную резиденцию в новую столицу Ахетатон, которую он построил в честь солнечного божества Атона. Несмотря на то, что его агенты рассредоточились по всей стране, чтобы стереть все следы имени и образов Амона; они остановились перед разрушением главного святилища государственного бога в Карнаке. Почему Эхнатон не издал указ о сносе зданий в этом месте, как это было сделано с храмами Атона через несколько лет после его кончины? Удовлетворительный ответ ускользал от ответа на этот вопрос более века.
На этой расписной плите из царской гробницы в Эль-Амарне изображены Эхнатон, царица Нефертити и их дочери Меритатон и Мекетатон, поклоняющиеся Атону. Египетский музей, Каир. |
Высшие боги и мирное сосуществование
Граффито, найденное в Вади-Хаммамате, гласит:
«…под личностью царя Верхнего и Нижнего Египта, Неферхеперуре Ванре, Сына Ра, Аменхотепа [IV], когда первому пророку Амона, Майю, было дано поручение принести бехен-камень [для] статуи Господа, lph' Шарлотта Бут объясняет: «Первосвященник Птаха в Мемфисе также сообщил Эхнатону, что в его храме все в порядке, показывая, что поклонение Птаху и Амону все еще терпимо на этом раннем этапе. Эхнатон перестал поклоняться другим божествам до пятого года (1345 г. до н.э.)».
В это время фараон украсил южный вход на территорию храма Амона-Ра сценами, изображающими его в честь бога; и он также изобразил себя поклоняющимся Ра-Хорахти, аспекту солнца с головой сокола. Эскиз стелы, сделанный прусским египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом в 1845 году на знаменитом карьере Гебель-эль-Сильсила, показывает, что Аменхотеп IV обожает Амона-Ра. Таким образом, царь явно делал все возможное, чтобы признать поклонение Амону и старую политеистическую религиозную систему, одновременно пытаясь ввести атенизм. Однако очевидно, что мало что пошло по плану; и что бы ни произносил Аменхотеп IV в отношении своей религиозной идеологии, оно, вероятно, встречало большое беспокойство и полнейшее недоверие, если не прямое противодействие.
Эпоха теократического господства
На изображениях фестиваля Хеб Сед Аменхотепа IV, вероятно, 4-го года царствования, видное место занимает его семья - Нефертити и их дочери. В беспрецедентном изображении Атон также показан участвующим в юбилее. Hwt-Bnbn («Особняк из камня Бенбен»), еще один примечательный храм, изображает Нефертити без Эхнатона в роли священника. Памятники Солнечному Диску Навсегда»), и Tni-mnw-n-itn-r-nḥḥ (Teni-menu / «Возвышены Памятники Солнечному Диску Навсегда») составляют другие памятники в честь солнечного культа в Карнак.Но без тени сомнения Гем-па-Атон считается одним из самых амбициозных проектов Аменхотепа IV. Он построил этот большой храм, посвященный солнечному диску, Атону, и позаботился о том, чтобы он был расположен к востоку от храма Амона, чтобы он был благословлен первыми лучами на рассвете. Грандиозный памятник находился перед открытым двором с колоннадой из квадратных столбов из песчаника высотой около 23 футов, на которых стояли чередующиеся колоссальные статуи царя и царицы Нефертити. Эти нововведения и послание, которое они должны были передать, очевидно, не ускользнули от внимания жрецов Амона. «Краткое кредо религии Эхнатона появляется как так называемое дидактическое имя его единственного божества, Атона, которое заключено в два картуша, как имена царя», — утверждают Джон Дарнелл и Коллин Манасса.
Таким образом, Хеб Сед должен был стать стартовой площадкой для Эхнатона и Атона — «теократического соправительства», как утверждает доктор Джеймс Аллен. «Почему длинное объяснительное имя Атона теперь было написано как обозначающее царство? Очевидно, он был королем, высшим властителем мира. И как фараон, мог быть только один! Орфографическое развитие написания дидактического имени в картуше сигнализировало не только о возвышении Атона, но и о умалении Амона, который был известен как «царь богов». Теперь царем был Атон, а Эхнатон, его сын, правил на земле», — утверждает Джеймс Хоффмайер.
На известняковом талататном блоке из Карнакского храма изображен Эхнатон, празднующий праздник Хеб Сед, одетый в юбилейный наряд под лучами Атона. Блок Гейера-Андерсона. Музей Фицуильяма. Кембридж |
Поклонение в новой религии, посвященной солнечному божеству, было далеко от всего, что происходило раньше, особенно в храме Амона в Карнаке. Храмы Атона были сооружениями без крыш, потому что Эхнатон хотел погрузиться в величие своего бога, распространяя свои живительные лучи на всех и каждого. Египтологи считают, что так называемый Двор Великого Солнца Аменхотепа III служил предшественником храмов Атона. С этим солярным культом не было связано никакого конкретного священного текста или книги; за исключением волнующего «Великого гимна Атону», который, как говорят, был сочинен самим государем.
«То, что Эхнатон был правителем редкостного интеллекта, само собой разумеется, он породил интимный художественный стиль, который стал характеризовать это правление, и написал одно из самых чувственных литературных произведений древности — Великий гимн Атону, вдохновивший на 104-й псалом. ", - отмечает доктор Николас Ривз . Итак, в то время как фараон-пророк и его царица Нефертити поклонялись Атону, их подданные поклонялись им. Этот абстрактный бог, должно быть, сильно беспокоил простых египтян, потому что это означало, что знакомые божества, которые играли роль в обеспечении их благополучия на земле и обеспечивали безопасный проход в загробную жизнь, были стерты с лица земли, особенно Осирис — и были бы никаких праздников в их честь.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Anand Balaji,
«Akhenaten, the Savior of Karnak: Sun God Vs the Hidden One – Part-I»
По теме: