Народные сказки отражают ментальность этноса и способны многое рассказать о образе мышления и модели поведения его представителей. Этот эпос закладывает ребенку нормы, принятые в обществе.
Первоначальное предназначение сказки - научить ребенка различать добро и зло, показать, как правильно себя вести, что можно и нельзя делать.
В русских народных сказках присутствует насилие, невежество и даже упоминания об алкоголе. Целые поколения воспитывают на народных героях - Иване-дураке, бездельнике Емели или солдате-пьянице.
😈 👀 🎃 Что сказки могут рассказать
о ментальности народа
Ученые сейчас активно изучают этнопсихологию и этноментальность. То есть те черты, которые присущи отдельной нации в поведении и мировоззрении. Их определяют на основе фольклора.
Сказка является очень важным маркером для того, чтобы понять, ментальность каждого народа. Даже заимствуя известный мотив, у сказки все равно в определенных штрихах и деталях будет проявляться психология народа.
Нация адаптирует определенные сюжеты под свои реалии, которые ближе к ее ментальности.
В русских сказках часто встречается убийство, насилие - и это терпится. То есть в их обществе оно приемлемо.
Какому поведению учат детей русские сказки:
😈 👀 🎃 Сказка о бездельнике Емеле
(«По щучьему велению»)
Как только Емеля поймал щуку, пожелал, чтобы она сделала так, чтобы ведра из реки сами шли домой.
И что мы видим? Емеля идет гордо по селу, соседи смотрят, но он на них даже не учитывает. Это человек, который имеет уже определенную власть и инструмент, который возвышает среди других, он не учитывает остальных. И этот момент мы также видим в российском обществе. Люди, которые чего-то достигли в жизни - не учитывают других.
Емеля учит детей модели поведения, что можно иметь благо не работая, не прилагая силы. То есть, кто-то это должен дать.
Такой идеал героя популяризируется и он является образцом для подражания другим. Дети, которые слушают эту сказку, понимают, что не должны прилагать никаких усилий, чтобы добиться успеха в жизни.
При этом в поведении Емели наблюдается и жестокость. Персонаж приказывает саням ехать через город, несмотря на толпу.
Емеля просто убивает этих людей. Дети, слушая эту сказку, будут думать, что это позволено - значит, можно забирать чужую жизнь
И это преступление по сюжету никак не наказывается. А в конце сказки он еще становится царем.
😈 👀 🎃 Сказка об Иване-дураке
В России проводили соцопрос о том, кто является любимым сказочным героем и Иван дурак получил первенство.
Такой герой для россиян логичен. В их обществе всегда была централизация власти. Там всегда пытались сделать так, чтобы человек не чувствовал субъектность и свою важность в обществе.
Что скажет "государь", то и будут делать. То есть, нет инициативности.
Иван-дурак олицетворяет удобную для царя-батюшки серую массу, которой очень легко управлять. Им приказывают идти на войну, они идут безотказно и убивают по приказу.
😈 👀 🎃 Солдат-пьяница в сказках
Также в русских народных сказках часто фигурирует персонаж – солдат. В украинских сказках такой герой практически отсутствует.
Для российского общества солдафонство было приемлемым. И это был огромный слой, игравший важную роль, потому что постоянно были завоевания. И носителем какой же морали может быть солдат? Никакой!
При этом часто такой персонаж пьяница. То есть даже в детских сказках присутствуют сцены по распитию алкоголя. И для россиян, выросших на этих сказках, это не вызывает удивления.
Если в украинской сказке вы не встретите и намека на водку, то в русской детализировано, как водка льется литрами. Опять же на подсознательном уровне ребенку закладывают, что это нормально.
Также в русских народных сказках всегда фигурируют деньги – для их народа это одна из самых больших ценностей.
Общество, в котором власть и деньги являются ведущими ценностями, – обречено.
😈 👀 🎃 РАША ИЗ ТОПОРА.
Уzкие сказки — лучшая иллюстрация
их образа мысли / жизни