Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Саксонское завоевание Европы и христианское завоевание саксов

Столкновение саксов с викингами

Саксы распространились по Европе с 4-го века, заселив почти каждый уголок континента, здесь изображены столкновения с викингами.


Любой, кто знаком с европейской историей, слышал о саксах. Первоначально германское племя с побережья Северного моря в Нидерландах, на протяжении веков они распространялись по Европе как лесной пожар. Из-за их неграмотности проследить их путь по Европе не всегда легко. Многое из того, что мы знаем о них, исходит от современных авторов, пишущих о различных бедах, которые саксы причиняли, а также из некоторых археологических свидетельств, которые они оставили после себя. То, что мы знаем о них, увлекательно. Много было написано о саксах, которые захватили Англию и стали англосаксами. Но что насчет саксов, которые остались в Европе? Что с ними случилось?


🔹 Ранняя история саксов

Часто утверждается, что первое упоминание о саксах встречается в «Географии» Птолемея, выдающегося римского математика, астронома, астролога и географа. Является ли это точным или нет, было предметом многочисленных споров. В некоторых версиях этого текста упоминается племя, называемое саксами, которое жило в районе к северу от нижнего течения Эльбы (одной из главных рек Европы).

В других версиях текста их называют Axones, что может быть неправильным написанием племени, о котором римский историк Тацит уже писал в своей Germania , Aviones. Историки не могут прийти к единому мнению, является ли название Saxones результатом попыток более поздних писцов исправить имя, которое, по их мнению, было написано неправильно, или же саксы действительно были отделены от племен, описанных Тацитом.

Первое бесспорное упоминание о саксах датируется 356 годом нашей эры. Это принадлежит Юлиану, который упомянул саксов в речи за пять лет до того, как стал императором, описывая их как союзников Магненция, императора-соперника, обосновавшегося в Галлии (современная Франция).

Саксы, описанные римлянами, были связаны с набегами на города и деревни с использованием лодок. Возможно, их название происходит от типа клинка, который они использовали в этих набегах, сакс . Саксонские налетчики были достаточно серьезной проблемой для римлян, чтобы они были вынуждены создать военный округ, известный как Litus Saxonicum (саксонский берег) по обе стороны Ла-Манша.

Девять британских саксонских береговых фортов

Девять британских саксонских береговых фортов, упомянутых
в Notitia Dignitatum, около 390-420 годов нашей эры


Первое упоминание о поселении саксов в Британии относится примерно к 440 году нашей эры. Считается, что саксы впервые поселились на территории современной северной Германии в 555 году нашей эры. В том же году умер франкский король Теодебальд, и саксы воспользовались возникшим хаосом, чтобы поднять восстание. Однако восстание было недолгим и вскоре было подавлено Хлотером I, преемником покойного короля.

🔹 Саксы в Италии и Провансе

К шестому веку саксы были заняты распространением. В 569 году саксы отправились с германским народом, называемым лангобардами , в Италию под предводительством короля лангобардов Альбиона. Они поселились там и вскоре начали совершать набеги на соседние регионы. В 572 году они совершили набег на юго-восток Галлии, дойдя до Стабило (современный Эстублон).

Разделение сил для совершения стольких набегов оказалось ошибкой. Римская империя отправила одного из своих генералов, Муммолуса, чтобы подавить саксов в Эстублоне. Для него это была легкая победа. Саксы усвоили урок. Когда они перегруппировались, они сделали это, чтобы подписать мирный договор с римлянами. Договор позволил саксам и их семьям поселиться в Австразии, на северо-востоке Меровингского королевства франков.

Этот мир продлился недолго. В 573 году саксы разделились на две группы и направились в Прованс. Одна группа отправилась через Ниццу, другая через Эмбрун, и группы встретились в Авиньоне на юго-востоке Франции. Прибыв в Авиньон, они совершили набег на эту территорию, чем снова навлекли на себя гнев римлян.

Муммолус снова появился и остановил саксов от перехода через Рейн и достижения их конечной цели, Австразии. Они были вынуждены заплатить компенсацию за то, что они взяли в Авиньоне, прежде чем Муммолус позволил им перейти.

Карта англосаксонских земель

Карта англосаксонских земель,
основанная на «Церковной истории» Беды Достопочтенного


🔹 Саксы в Галлии

Саксы начали продвигаться в Галлию задолго до того, как они разделились и ушли в Италию. В 463 году нашей эры саксонский король по имени Эадвацер завоевал Анжер, город на территории современной западной Франции. Это продлилось недолго, и вскоре его выселили Хильдерик I и салические франки, союзники римлян.

Похоже, что другие саксы поселились в этом районе более мирно. В пятом веке саксонский отряд обосновался в Байё . Известные римлянами как laeti, эти саксы могли поселиться там, пока они соглашались предоставлять рекрутов для римской армии. К концу пятого века саксы Байё стали подданными Хлодвига, первого франкского короля, объединившего все франкские племена.

Саксы из Байё показали себя хорошими для этого региона. Они действовали как постоянная армия и часто призывались сражаться вместе с местными рекрутами (франкскими призывниками) во время военных кампаний Меровингов .

В 589 году саксы сражались с Меровингами против Гунтрама, короля Орлеана. С 626 года саксы использовались другим франкским королем, Дагобертом I, в его борьбе против басков. В награду за их неизменную лояльность один из саксов, Эгина, был сделан dux (герцогом) над областью Васкония.

Официальные документы двора франкского короля Карла II (также известного как король Карл Лысый) показывают, что он даровал саксам регион под названием Отлинга Саксония в регионе Бессинр в Галлии. С этого момента названия различных областей Галлии демонстрируют отчетливо саксонское влияние, что указывает на широко распространенные саксонские поселения.

Древнейшим саксонским поселением, найденным во Франции, является Врон в Пикардии на севере Франции. Археологи обнаружили большое кладбище с гробницами от Римской империи до шестого века нашей эры. Внутри этих более поздних гробниц были найдены человеческие останки, а также различные предметы мебели и артефакты.

Те, кто был похоронен на кладбище в четвертом и пятом веках, физически отличаются от тел других местных жителей, найденных до этого периода, напоминая германских людей севера. Начиная примерно с 375 года нашей эры, захоронения проводились в районе, известном как Саксонские берега.

Карл II

Карл II предоставил саксам плацдарм в Галлии.
Литография Карла Лысого, XIX век


🔹 Саксы в Германии

Со временем саксы боролись за сохранение своей индивидуальности. Это означало сопротивление принятию христианства и полное подчинение себя Франкскому королевству. Это привело к игре, в которой саксы неоднократно клялись в верности франкам, при этом не подчиняясь им при каждой возможности.

В 776 году саксы пообещали принять христианство и поклялись в верности франкскому королю Карлу Великому . Однако это продлилось недолго. Пока Карл Великий был занят войнами в Испании в 778 году, саксы воспользовались своим шансом и двинулись вдоль Рейна к Дойцу (Кельн в Германии), грабя по пути.

Это стало своего рода привычкой саксов. Каждый раз, когда Карл Великий отвлекался на какие-то беспорядки или иностранную войну, саксы пользовались случаем, чтобы начать грабить.

Это постоянное неповиновение привело к серии кампаний, называемых Саксонскими войнами, между 772 и 804 годами. Саксонские войны закончились тем, что саксы в конечном итоге были побеждены более организованными силами Карла Великого. Поражение означало, что саксы были насильно крещены и обращены в христианство, а также полностью интегрированы в Франкскую империю.

Это было унижение. Следы языческой религии саксов, такие как Ирминсуль , священное дерево или столб, были уничтожены. Стремясь разбить саксов, Карл Великий депортировал более 10 000 из них в Нейстрию на западе. Их тогда пустовавшие земли были подарены верному королю оботритов, славянского народа, которого Карл Великий хотел вознаградить.

Под властью франков в Германии некогда гордо независимые саксы были низведены до статуса данников, вынужденных платить дань своим сюзеренам. Доказательства указывают на то, что саксы были вынуждены предоставлять своим франкским правителям войска.

🔹 Саксы и религия

Саксонская религия и политика были тесно связаны. Саксы проводили ежегодные советы, которые всегда начинались с призываний к их языческим богам. Когда герцоги избирались во время войны, их не выбирали, а выбирали по жребию. Считается, что вместо случайного принятия решений саксы использовали жребий, потому что доверяли богам решать, кто должен возглавлять их войска.

Они также использовали различные священные ритуалы и предметы. Наиболее известны их священные столбы, называемые Ирминсуль . Саксы верили, что эти столбы соединяют небо и землю и предлагают путь на небеса. Когда Карл Великий решил наказать саксов в конце Саксонских войн, он сделал это, срубив их драгоценный Ирминсуль за пределами саксонской крепости Эресбург.

Фреска «Разрушение Ирминсула, старой саксонской большой колонны»

Фреска в готической ратуше Ахена, интерьер зала коронации. Название: «Разрушение Ирминсула, старой саксонской большой колонны»


Будучи язычниками, саксы поклонялись различным древнегерманским богам, таким как Воден, Фригг, Тиу и Тунор. Их поклонение включало различные традиции и праздники. Например, в феврале саксы приносили богам пироги, а осенью проводили праздник урожая под названием Халегмонат.

Как упоминалось выше, в конечном итоге саксы были насильно обращены в христианство Карлом Великим, но некоторые саксы уже обратились до этого. Процесс начался в 630-х годах, когда франкский бенедиктинский монах по имени Биринус стал «апостолом западных саксов» Англии и обратил королевство Уэссекс и его короля Кинегильса.

Портрет Кинегильса в его театре на карте Гептархии XVII века

Кинегильс Уэссекский был одним из первых саксонских королей, принявших христианство. Портрет Кинегильса в его театре на карте Гептархии XVII века, написанной Джоном Спидом.


Южные саксы были следующими после того, как их король, Этельвалг Сассекский, был обращен мерсийским королем Вульфером. После того, как Этельвалг был обращен, он позволил епископу Йоркскому, Вилфриду, обратить свой народ.

Самыми стойкими англосаксами были восточные саксы. Они были более набожными язычниками, чем их южные и западные кузены, и на восточной территории было достаточно языческих мест. Несмотря на это, их король, Саеберт, на самом деле обратился в христианство довольно рано. Он основал епархию в Лондоне, но она просуществовала недолго, и ее первый епископ, Меллит, был изгнан наследниками Саеберта. Восточные саксы окончательно обратились в христианство в 650-х и 660-х годах.

Обращение саксов в Европе произошло после обращения англосаксов. Их обращение было осуществлено в конце седьмого и начале восьмого веков миссионерами, прибывшими из Англии. Оказывается, быть миссионером было опасной работой. Двумя первыми английскими миссионерами, попытавшимися обратить континентальных саксов, были Хевальд Белый и Хевальд Черный. Они были быстро убиты саксонскими крестьянами.

Два Гевальда в церкви Святого Куниберта, Кельн, около 1400 г

Два Гевальда в церкви Святого Куниберта, Кельн, около 1400 г


Саксонские крестьяне низшего класса вели самую большую борьбу против обращения. Они ассоциировали христианство с правящим классом, который они ненавидели. На протяжении всего восьмого века саксонские крестьяне отказывались принимать христианство и часто нападали на миссионеров. В ответ миссионеры искали защиты у знатного класса, который ненавидели крестьяне.

Классический пример — Святой Лебуин, английский миссионер, проповедовавший саксам Европы между 745 и 770 годами. Он провел большую часть этого времени в Нидерландах и построил там церковь. Он был популярной фигурой среди местной знати, но непопулярен среди крестьян.

Однажды на ежегодном совете в Маркло на него напала разъяренная толпа, и дворяне были вынуждены прийти ему на помощь. Подобные вмешательства привели к серьезной напряженности между дворянами, симпатизирующими христианам, и язычниками-саксонцами низшего класса, которые считали свою религию частью своей саксонской идентичности.

Святой Лебуэн, миссионер

Святой Лебуэн, миссионер, чья деятельность
спровоцировала местных саксонских язычников


Ситуация достигла апогея с окончанием вышеупомянутых саксонских войн. Главной целью Карла Великого было обратить саксов и привести их в состав Франкской империи. Когда война закончилась, многие из высокопоставленных саксонских дворян с радостью обратились, стремясь сделать Карла Великого счастливым и завоевать его расположение. С низшим классом все было по-другому: их пришлось крестить насильно. Эти принудительные крещения и тот факт, что теперь им приходилось платить десятину своим франкским правителям, только еще больше оттолкнули низший класс.

Преемник Карла Великого, Людовик Благочестивый , решил использовать другую тактику. Он прекратил насильственные крещения и уменьшил десятину. Это понравилось саксам, и многие из них стали его верными подданными.

Людовик Благочестивый, современное изображение 826 года

Людовик Благочестивый, современное изображение 826 года в виде miles Christi (солдата Христа), с наложенной поэмой Рабана Мавра


Языческие саксы дали последний бой между 841 и 843 годами после смерти Людовика. Низшие классы, возглавляемые стеллингами (свободные люди и вольноотпущенники, которые были ниже дворян, но выше низшего класса), восстали против своих саксонских лидеров, которые объединились с сыном и преемником Людовика Благочестивого императором Лотарем I. После того, как это восстание было подавлено, большинство континентальных саксов в конечном итоге стали сотрудничать.

Многие из официально обращенных в христианство саксов низшего класса продолжали тайно практиковать свои старые языческие обычаи. Еще в XII веке были сообщения о вспышках язычества по всей Европе. Для многих саксов их идентичность была связана со старыми языческими обычаями. Всякий раз, когда они чувствовали себя маргинализированными или недовольными своим руководством, они, скорее всего, возвращались к язычеству в качестве формы протеста.

Лотарь I

После того, как Лотарь I подавил очередное саксонское восстание, большинство континентальных саксов стали сотрудничать.


🔹 10 самых захватывающих фактов об англосаксах



Субтитры на youtube

🔹 Заключение

Сегодня саксов чаще всего вспоминают по завоеванию Англии. Правда, сегодняшняя Англия была бы совсем другой без саксов. То же самое можно сказать и об остальной Европе.

Куда бы ни направлялись саксы, они оказывали огромное влияние на окружающих. Часто это влияние было негативным. У саксов была отвратительная привычка грабить везде, куда бы они ни направлялись. Но иногда это присутствие было позитивным. Те короли, которым удавалось завоевать расположение саксов, часто получали в награду верных воинов.

Трудно не уважать мятежный дух саксов, особенно их крестьян. Даже после того, как их насильно обратили и крестили, они продолжали оставаться занозой в боку дворян и церкви на протяжении столетий.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Robbie Mitchell,
«The Saxon Conquest of Europe, and a Christian Conquest of Saxons»