Красная часовня Хатшепсут (часто называемая Шапель-Руж) – небольшой храм из красного кварцита, известный как «святилище-ладья», возведённый для священной ритуальной ладьи бога Амона из Карнака, которая использовалась во время его больших праздничных процессий. Эти святилища служили местами отдыха для божественной ладьи, когда её выносили из главного храма, позволяя совершать церемонии и жертвоприношения по пути следования.
После её смерти Тутмос III разобрал большую часть часовни и использовал её блоки для строительства Третьего пилона в Карнаке. В XX веке археологи реконструировали часовню в Карнаке, используя сохранившиеся блоки, что позволило нам вновь увидеть значительную часть её убранства.
Воздвигнутая на территории храма Амона в Карнаке, крупнейшем религиозном комплексе Древнего Египта, Красная часовня Хатшепсут не была изолирована, а являлась частью священного городского ландшафта с пилонами, дворами, святилищами и процессионными путями. Часовня длиной около 18 метров и шириной 6 метров была разделена на три помещения, в центре которых располагалось святилище для ладьи. Она была невелика по сравнению с раскинувшимися пилонами Карнака, но отличалась искусной работой.
Построенный из красного кварцита (с чёрным гранитом/диоритом для дверных проёмов), он создавал поразительный визуальный контраст на фоне светлого песчаника и известняка Карнака. Камень был отполирован и сверкал, хотя есть некоторые свидетельства того, что детали рельефов могли быть раскрашены, как это было принято на храмовых рельефах. Крыша была сделана из тяжёлых плоских кварцитовых плит, поддерживаемых каменными архитравами. Вероятно, издалека он не был виден как парящая конструкция, но, вероятно, имел доминирующее положение «шкатулки с драгоценностями» на территории храма, подобно боковой часовне в соборном комплексе, не скрытой от посторонних глаз, а частью оживленного церемониального сердца Фив.
Красная часовня служила местом хранения ладьи Амона во время праздничных процессий (особенно праздника Опет). Божественную ладью выносили из главного храма, устанавливали на этих стоянках и принимали жертвоприношения. Вне праздничного сезона она по-прежнему считалась освящённым местом. Жрецы, вероятно, очищали её и содержали в ритуальном порядке, возможно, ежедневно совершая благовония и возлияния, поскольку сама ладья (переносной наос с изображением Амона внутри) никогда не считалась обычным предметом.
Подобно библейской скинии, ладья была переносным воплощением божественного, и к её вместилищу относились с благоговением. Жрецы поддерживали её величие, ритуально очищая, помазывая и охраняя ладью. Таким образом, Красная часовня была не просто складом, а небольшим функциональным святилищем, органично вписанным в повседневную священную жизнь Карнака.
Стены Красной часовни читаются как сборник рассказов о божественном царствовании. Здесь мы находим сказания о чудесном божественном рождении Хатшепсут и ее сияющей коронации, где сам Амон выступает в роли ее отца, а боги возлагают короны на ее чело, закрепляя ее право на власть. Сцены ритуальных омовений, торжественных подношений и священных празднеств танцуют на кварцитовых блоках, каждый образ – нить в ее гобелене законности. Особенно лучезарны сцены праздника Опет, когда ладья Амона отправляется из Карнака, несомая с величием в Луксорский храм, путешествие, которое обновило царя, страну и сам порядок космоса. Отнюдь не будучи мирскими развлечениями, музыка и движение сами по себе были священными дарами, излитыми, чтобы радовать сердца богов, столь же сильными, как дым благовоний или вкус возлияний.
Великолепие Красной часовни не могло сиять вечно. Спустя долгое время после того, как Хатшепсут упокоилась, Тутмос III (её соправитель, ставший преемником) обратил свою руку против её памятников. Из политических соображений, благочестия или тревожных воспоминаний о женщине на троне, он приказал разобрать красные кварцитовые блоки часовни. Её сверкающие стены, некогда украшенные историей её божественного рождения и объятий Амона, были снесены и унесены. Кусок за кусочком они были сложены в каменную кладку его собственного пилона, спрятанные, словно драгоценные камни, запечатанные в ларец. Часовня, эта шкатулка с драгоценностями царской власти, казалась затерянной во времени, её голос затих под новым камнем.
Прошли столетия, прежде чем этот шёпот снова послышался. В XX веке археологи вскрыли стены более поздних пилонов Карнака и, к своему удивлению, обнаружили разрозненные блоки святилища Хатшепсут; каждый из них всё ещё был украшен чёткими рельефами богов, танцовщиц и празднеств. С терпением и заботой фрагменты были собраны, изучены и собраны заново, словно грандиозная головоломка. Сегодня Красная часовня снова стоит в Карнаке, не в своём первоначальном виде, а возрождённая, словно кварцитовый феникс. Её рельефы вновь отражают свет фиванского солнца, заново рассказывая историю царицы, осмелившейся стать царицей, и о долгом пути её часовни сквозь руины, тишину и возрождение.
Когда Тутмос III разрушил Красную часовню Хатшепсут, он не просто стер память о ней; он также расчистил элитную недвижимость в Карнаке. Красная часовня стояла на центральной оси храмового комплекса, на том самом церемониальном пути, по которому проходила ладья Амона во время процессий. Позже, во время своего правления, Тутмос III построил в том же районе свой собственный Ахмену («Праздничный зал»). Это здание было монументальным по масштабу и служило «юбилейным залом», где он мог отмечать свои праздники Сед, увековечивать свои военные триумфы и демонстрировать свою преданность Амону. Убрав часовню-шкатулку с драгоценностями Хатшепсут и заменив ее своим гораздо более крупным памятником, Тутмос III вернул себе священную ось Карнака. По-видимому, Тутмос III хотел утвердить свою власть на священном ландшафте Карнака, чтобы праздничные шествия и взоры фиванцев были обращены к его памятникам, а не к ее.
После её смерти Тутмос III разобрал большую часть часовни и использовал её блоки для строительства Третьего пилона в Карнаке. В XX веке археологи реконструировали часовню в Карнаке, используя сохранившиеся блоки, что позволило нам вновь увидеть значительную часть её убранства.
Воздвигнутая на территории храма Амона в Карнаке, крупнейшем религиозном комплексе Древнего Египта, Красная часовня Хатшепсут не была изолирована, а являлась частью священного городского ландшафта с пилонами, дворами, святилищами и процессионными путями. Часовня длиной около 18 метров и шириной 6 метров была разделена на три помещения, в центре которых располагалось святилище для ладьи. Она была невелика по сравнению с раскинувшимися пилонами Карнака, но отличалась искусной работой.
Построенный из красного кварцита (с чёрным гранитом/диоритом для дверных проёмов), он создавал поразительный визуальный контраст на фоне светлого песчаника и известняка Карнака. Камень был отполирован и сверкал, хотя есть некоторые свидетельства того, что детали рельефов могли быть раскрашены, как это было принято на храмовых рельефах. Крыша была сделана из тяжёлых плоских кварцитовых плит, поддерживаемых каменными архитравами. Вероятно, издалека он не был виден как парящая конструкция, но, вероятно, имел доминирующее положение «шкатулки с драгоценностями» на территории храма, подобно боковой часовне в соборном комплексе, не скрытой от посторонних глаз, а частью оживленного церемониального сердца Фив.
Красная часовня служила местом хранения ладьи Амона во время праздничных процессий (особенно праздника Опет). Божественную ладью выносили из главного храма, устанавливали на этих стоянках и принимали жертвоприношения. Вне праздничного сезона она по-прежнему считалась освящённым местом. Жрецы, вероятно, очищали её и содержали в ритуальном порядке, возможно, ежедневно совершая благовония и возлияния, поскольку сама ладья (переносной наос с изображением Амона внутри) никогда не считалась обычным предметом.
Подобно библейской скинии, ладья была переносным воплощением божественного, и к её вместилищу относились с благоговением. Жрецы поддерживали её величие, ритуально очищая, помазывая и охраняя ладью. Таким образом, Красная часовня была не просто складом, а небольшим функциональным святилищем, органично вписанным в повседневную священную жизнь Карнака.
Стены Красной часовни читаются как сборник рассказов о божественном царствовании. Здесь мы находим сказания о чудесном божественном рождении Хатшепсут и ее сияющей коронации, где сам Амон выступает в роли ее отца, а боги возлагают короны на ее чело, закрепляя ее право на власть. Сцены ритуальных омовений, торжественных подношений и священных празднеств танцуют на кварцитовых блоках, каждый образ – нить в ее гобелене законности. Особенно лучезарны сцены праздника Опет, когда ладья Амона отправляется из Карнака, несомая с величием в Луксорский храм, путешествие, которое обновило царя, страну и сам порядок космоса. Отнюдь не будучи мирскими развлечениями, музыка и движение сами по себе были священными дарами, излитыми, чтобы радовать сердца богов, столь же сильными, как дым благовоний или вкус возлияний.
Великолепие Красной часовни не могло сиять вечно. Спустя долгое время после того, как Хатшепсут упокоилась, Тутмос III (её соправитель, ставший преемником) обратил свою руку против её памятников. Из политических соображений, благочестия или тревожных воспоминаний о женщине на троне, он приказал разобрать красные кварцитовые блоки часовни. Её сверкающие стены, некогда украшенные историей её божественного рождения и объятий Амона, были снесены и унесены. Кусок за кусочком они были сложены в каменную кладку его собственного пилона, спрятанные, словно драгоценные камни, запечатанные в ларец. Часовня, эта шкатулка с драгоценностями царской власти, казалась затерянной во времени, её голос затих под новым камнем.
Прошли столетия, прежде чем этот шёпот снова послышался. В XX веке археологи вскрыли стены более поздних пилонов Карнака и, к своему удивлению, обнаружили разрозненные блоки святилища Хатшепсут; каждый из них всё ещё был украшен чёткими рельефами богов, танцовщиц и празднеств. С терпением и заботой фрагменты были собраны, изучены и собраны заново, словно грандиозная головоломка. Сегодня Красная часовня снова стоит в Карнаке, не в своём первоначальном виде, а возрождённая, словно кварцитовый феникс. Её рельефы вновь отражают свет фиванского солнца, заново рассказывая историю царицы, осмелившейся стать царицей, и о долгом пути её часовни сквозь руины, тишину и возрождение.
Когда Тутмос III разрушил Красную часовню Хатшепсут, он не просто стер память о ней; он также расчистил элитную недвижимость в Карнаке. Красная часовня стояла на центральной оси храмового комплекса, на том самом церемониальном пути, по которому проходила ладья Амона во время процессий. Позже, во время своего правления, Тутмос III построил в том же районе свой собственный Ахмену («Праздничный зал»). Это здание было монументальным по масштабу и служило «юбилейным залом», где он мог отмечать свои праздники Сед, увековечивать свои военные триумфы и демонстрировать свою преданность Амону. Убрав часовню-шкатулку с драгоценностями Хатшепсут и заменив ее своим гораздо более крупным памятником, Тутмос III вернул себе священную ось Карнака. По-видимому, Тутмос III хотел утвердить свою власть на священном ландшафте Карнака, чтобы праздничные шествия и взоры фиванцев были обращены к его памятникам, а не к ее.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Egypt Museum - ancient Egypt art culture and history,
«Hatshepsut’s Red Chapel»