|
|
Поль Анри Тири Гольбах (1723 — 1789) - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
В наследство от своего отца Тири получил громадное состояние, которое и позволило ему свободно заниматься просветительской деятельностью и наукой, в частности Гольбах автор нескольких десятков атеистических, естественно-научных, философских работ (таких как "Священная зараза", "Система природы", "Здравый смысл" и др.), в которых он подвергает жесткой и сатирической критике религию и священнослужителей.
Поль Тири Гольбах, благодаря своему благосостоянию, открыл в Париже просветительский салон, в котором собирались все виднейшие и крупнейшие мыслители того времени. Частыми гостями салона Тири были Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескьё, Кондильяк и многие другие.
Именно его знакомство с Дени Дидро, позже переросшее в дружбу, в огромной степени повлияло на творчество обоих мыслителей.
Философские взгляды Гольбаха исходят из атеистического мировоззрения, в частности его идеи о материальном мире и человеке сводились к утверждению первичности и несотворенности материального мира.
Тем не менее, признавая существование у материального мира объективных закономерностей, Гольбах признает, что человек является частью природы, а следовательно, подчиняется ее законам.
Философия Гольбаха утверждает, что окружающий мир познаваем, и источником познания являются ощущения, как отражение действительности.
Материя и движение у Гольбаха неразделимы, более того, материя без движения не может существовать, материя представляет собой совокупность всех существующих тел, которые состоят из элементарных частиц - неделимых и нерушимых атомов, которые находятся в постоянном движении.
Движение, же является неотделимым атрибутом материи, и также, как материя, является несотворимым, неуничтожимым и бесконечным.
Поль Анри Тири Гольбах, в отличии от многих атеистов и просветителей того времени, не пострадал от преследования церкви, т.к. свою деятельность вел в глубокой конспирации; его работы издавались под вымышленными именами и с измененными датами выпуска.
Однако, самая известная его книга "Система природы" 18 августа 1770 года была приговорена к публичному сожжению, а большинство его книг находились в "Индексе запрещенных книг".
Например, "Здравый смысл" (Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным).
Атеистическое произведение Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей - материалистов XVIII века, принадлежит к лучшим достижениям атеизма прошлого. Оно полно едкой иронии и оружием смеха. В этом одна из важнейших особенностей гольбаховских памфлетов:
Пусть священники пытаются опровергнуть постулаты Гольбаха.
Гольбах в "Здравом смысле" просто и понятно объясняет и указывает на то, что религия и церковь - ненужный институт, структура, тормозящая развитие человечества.
Неведение, невежество среди верующих - это одновременно и бич, и палочка-выручалочка для религии. Люди, в большинстве, не знают зачем верят, не знают историю того, во что верят и кому доверяют.
В наследство от своего отца Тири получил громадное состояние, которое и позволило ему свободно заниматься просветительской деятельностью и наукой, в частности Гольбах автор нескольких десятков атеистических, естественно-научных, философских работ (таких как "Священная зараза", "Система природы", "Здравый смысл" и др.), в которых он подвергает жесткой и сатирической критике религию и священнослужителей.
Поль Тири Гольбах, благодаря своему благосостоянию, открыл в Париже просветительский салон, в котором собирались все виднейшие и крупнейшие мыслители того времени. Частыми гостями салона Тири были Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескьё, Кондильяк и многие другие.
Именно его знакомство с Дени Дидро, позже переросшее в дружбу, в огромной степени повлияло на творчество обоих мыслителей.
Философские взгляды Гольбаха исходят из атеистического мировоззрения, в частности его идеи о материальном мире и человеке сводились к утверждению первичности и несотворенности материального мира.
Тем не менее, признавая существование у материального мира объективных закономерностей, Гольбах признает, что человек является частью природы, а следовательно, подчиняется ее законам.
Философия Гольбаха утверждает, что окружающий мир познаваем, и источником познания являются ощущения, как отражение действительности.
Материя и движение у Гольбаха неразделимы, более того, материя без движения не может существовать, материя представляет собой совокупность всех существующих тел, которые состоят из элементарных частиц - неделимых и нерушимых атомов, которые находятся в постоянном движении.
Движение, же является неотделимым атрибутом материи, и также, как материя, является несотворимым, неуничтожимым и бесконечным.
Поль Анри Тири Гольбах, в отличии от многих атеистов и просветителей того времени, не пострадал от преследования церкви, т.к. свою деятельность вел в глубокой конспирации; его работы издавались под вымышленными именами и с измененными датами выпуска.
Однако, самая известная его книга "Система природы" 18 августа 1770 года была приговорена к публичному сожжению, а большинство его книг находились в "Индексе запрещенных книг".
Например, "Здравый смысл" (Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным).
Атеистическое произведение Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей - материалистов XVIII века, принадлежит к лучшим достижениям атеизма прошлого. Оно полно едкой иронии и оружием смеха. В этом одна из важнейших особенностей гольбаховских памфлетов:
"Существует обширная империя, управляемая монархом, странное поведение которого способно смущать умы его подданных. Он хочет, чтобы его знали, любили, уважали, слушались, а сам он между тем никогда не показывается, способствуя тому, чтобы представления, которые можно составить о нем, были неопределенными и неясными.Остроумно, не правда ли? Почему бы не преподавать Гольбаха в школах, наравне с основами православия?
Народы, живущие в его владении, имеют о характере и законах своего невидимого императора лишь те понятия, которые сообщают им министры империи; но и министры признают, что они сами не имеют понятия о своем повелителе, что его пути неисповедимы, что его цели и свойства абсолютно непостижимы; кроме того министры совершенно не согласны между собой в толковании законов, якобы исходящих от повелителя, представителями власти коего они себя называют. В каждой провинции империи они по-разному толкуют эти законы; они опровергают друг друга и называют друг друга обманщиками и подделывателями.
Распоряжения и законоположения, которые они издают, темны и непонятны, – это загадки, непосильные для разгадывания их подданными, для просвещения коих эти загадки предназначены. Законы скрытого монарха требуют истолкования; но те, кто их объясняет, вечно спорят между собой о правильности понимания этих законов. Мало этого, они и сами с собой не согласны; все, рассказываемое ими о Скрытом властелине, является клубком противоречий; они не говорят о нем ни одного слова, которое тотчас же не было бы опровергнуто. Говорят о нем, что он чрезвычайно добр, но в то же время нет никого, кто не жаловался бы на его законы. Его объявляют бесконечно мудрым, а в его управлении все противоречит разуму и здравому смыслу. Хвалят его справедливость, в то время как лучших своих подданных он ценит меньше всего. Утверждают, что он все видит, но его присутствие никому ни в чем не помогает. Говорят, что он любит порядок, но в его государстве все в запустении и беспорядке. Он все делает сам, но действительность редко оправдывает то, что он хочет сделать. Он все предвидит, но ничего не может предупредить. Он нетерпеливо сносит оскорбления, но всякому позволяет оскорблять себя. Восторгаются его знаниями, совершенством его творений, однако его творения полны несовершенств, крайне непрочны. Он беспрестанно занят делами, переделками, затем он починяет то, что сделал, всегда при этом оставаясь недовольным сделанным.
Во всех своих предприятиях он ставит целью собственную славу, но не может добиться этого прославления. Он трудится исключительно на благо своих подданных, а его подданные, большей частью нуждаются в наиболее необходимом. Те, кого он очевидно предпочитает, обычно менее всего довольны своей участью; их почти всегда видят восстающими против господина, величием коего они восхищаются, мудрость восхваляют, доброту прославляют, пред справедливостью трепещут, предписания воспринимают, но им никогда не следуют.
Эта империя – мир; монарх – это бог; министры – это священники; подданные – это люди." (Отрывок из книги)
Пусть священники пытаются опровергнуть постулаты Гольбаха.
Гольбах в "Здравом смысле" просто и понятно объясняет и указывает на то, что религия и церковь - ненужный институт, структура, тормозящая развитие человечества.
"Неведение и страх – вот два столпа всякой религии. Неуверенность, которую человек испытывает в отношении к своему богу, является причиной, привязывающей его к религии. Человек боится в темноте равно физически и морально. Его страх становится для него привычным и делается потребностью; ему казалось бы, что чего-то недостает, если бы нечего было бояться."Гольбах написал это в 18 веке, но и до сих пор это актуально.
Неведение, невежество среди верующих - это одновременно и бич, и палочка-выручалочка для религии. Люди, в большинстве, не знают зачем верят, не знают историю того, во что верят и кому доверяют.