Когда лекарства дорогие, врачей не хватает, а больницы переполнены, люди прибегают к народным методам лечения. Население Мозамбика — около 25 миллионов, профессиональных докторов в стране не более полутора тысяч, и авторитетом у большинства они не пользуются. Зато здесь более 70 тысяч шаманов.
У Арналдо Родиса, колдуна из деревни Мадамба в Центральном Мозамбике, шокирующие методы. Четыре месяца у него проходил лечение 22-летний Гафуму Ликсонгола, страдавший психическим расстройством. Все это время больной спал на земле у входа в дом шамана, привязанный за ногу к деревянному столбу. Во время лечебных сеансов шаман использовал «ванну из козлиной крови»: резал над головой пациента молодого козла, купленного родственниками. По местным поверьям, свежая кровь животного помогает избавиться от душевных недугов.
В одном из районов Мапуту, столицы Мозамбика, есть Школа колдунов. Многие молодые люди стремятся стать шаманами, так как это позволит им зарабатывать приличные деньги в бедной африканской стране с высоким уровнем безработицы. Студенты живут при школе около двух лет и учатся приручать духов, постигая тонкости местной медицинской традиции. 22-летний Гилдо Педро — один из учащихся школы.
50-летний шаман Чимаризен из деревни Нипенде в провинции Тете обычно принимает пациентов в своей хижине. По его словам, с 2007 года он одержим духом, который запрещает ему выполнять любую работу, кроме исцеления людей. Большинство приходящих к лекарю, правда, хотят узнать, как победить нищету и стать богатыми. Чтобы войти в образ, Чимаризен натирает лицо табаком. Сеанс лечения стоит пациенту 300 метикал (около 500 рублей).
Многие
шаманы используют одурманивающие средства для погружения в транс. 43-летняя
целительница Антония Блаунди из города Тете курит запрещенные в других странах
вещества, чтобы дух умершего предка вошел в ее тело и помог распознать причину
заболевания визитера и подыскать правильный способ лечения.
До того как стать шаманом, Ропинью Кассуада из деревни Мафилипа в Центральном Мозамбике работал в Банке Мозамбика в городе Тете. Но в 2009 году в Ропинью, по его мнению, вселился дух одного из предков, который повелел ему оставить работу, переехать в сельскую местность и стать целителем. Чтобы погрузиться в транс, шаман берет в руки козлиные рога, символизирующие дух того самого предка.
Шаманка Флора Антонио утверждает, что лечить пациентов ей помогает дух креветки. Несмотря на то что целительство приносит Флоре немалый доход, она старается как можно реже вызывать духа:
«Каждый раз, когда он входит в мое тело, я ощущаю, как он крушит мои ребра и сжимает сердце. Это невыносимая боль».
Все шаманы Мозамбика состоят в организации народных целителей Ametramo, признанной местным министерством здравоохранения. У каждого из ее членов есть удостоверение целителя и прайс-лист. Цены на услуги варьируются от 50 метикал (за простой совет) до нескольких тысяч (за благословение машины или офиса).
«Сертифицированный» специалист Жулиу Сардинья Жанику (50 лет) из деревни Мпандве в провинции Тете жалуется, что в последнее время появилось множество шаманов-нелегалов, в основном эмигрантов из соседнего Малави, которые предлагают свои услуги по сниженным ценам.
Целитель Робега Алфаи утверждает, что в него вселяются два духа: Jostino (льва) и Gomo (леопарда). Он попросил местного художника написать его портрет в трех видах: во время вхождения в него обоих духов и в повседневной жизни. Этот триптих теперь украшает хижину Алфаи в районе Самора-Машел города Тете, где он принимает пациентов.
Чтобы вывести боль из тела пациента, шаман Жулиу Сардинья Жанику поджигает смесь лекарственных растений и просит больного вдыхать целебный дым. Сам же он в это время ходит вокруг и поет заклинания.
Влад Сохин,
Фотографии:
Влад Сохин / Panos Pictures
Влад Сохин / Panos Pictures