Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Братья свободного духа, средневековая Европа


Братья свободного духа, средневековая Европа

"Братьях свободного духа" были ответвлением христианства и считали, что могут напрямую общаться с Богом. Их церемонии проходили в обнаженном виде, при этом поощрялись плотские утехи и молитва представляла из себя оргию. Секта стала настолько популярной, что во время 11-15 веков Церковь рассматривала их как реальную угрозу, казня всех подозреваемых в причастности к "братьям".

Это движение возникло в Ренании во второй половине XIII в. Исходя из учения Скота Эриугена и Амальрика Венского, Братья толковали христианскую мистику в пантеистическом ключе. В XV в. они слились с другими еретическими группами. Бегарды и Братья свободного духа оказали друг на друга большое влияние. Иероним Босх (1450 или 1462-1516) был духовно близок к мировоззрению Братьев.


Иероним Босх. «Сад наслаждений» (фрагмент)

Великий фламандский художник разделял духовную направленность Ордена «Братья свободного духа».

Братья свободного духа (Вольномыслящие, Свободный дух) - христианская мистическая секта. Основана в начале XIII в. в Рейнских областях, по одному мнению, Амальриком Бенским, по другому - Артлибом.


Амальрик из Бена

Характерной особенностью существования секты было ее происхождение из великосветских кругов и резкий для своего времени антагонизм с официальной церковью. Братья свободного духа отвергали всяческую внешнюю сторону богослужений.

Секта придерживалась пантеистических и спиритуалистических воззрений и находилась в тесной связи с ортодоксальными мистиками сен-викторской школы. В основе вероучения секты лежал постулат о том, что все существующее есть Бог, а потому различия между Богом и человеком нет. В этом состоянии, все, что делает человек - хорошо; в церкви, нравственном законе и любых других связывающих "свободный дух" сущностях он больше не нуждается. Добродетель есть нечто второстепенное; многие из братьев считали, что дел, совершаемых телом, нельзя ставить в вину душе.

В силу божественности своей природы человек может достичь божественной благодати при земной жизни, без посредничества церкви. Братья свободного духа отвергали церковные таинства, обрядность, духовенство.

Братья свободного духа проповедовали собственное нравственное совершенство, утверждая, что могут подавлять все чувственные побуждения и противостоять любому искушению. Для испытания и демонстрации добродетели они практиковали нудизм, что дало основания их оппонентам обвинять их в распутстве.

Секта получила широкое распространение в ремесленных торговых городах Германии, Нидерландов, Северной Франции и Северной Италии.

Братья свободного духа преследовались как светской властью, так и инквизицией. Соборы в Кельне и в Трире постановили уничтожить секту, после чего большая часть приверженцев секты отказалась от своих убеждений.

В конце XIII в. часть сектантов слилась с беггардами. Секта существовала до середины XV в., ее идеи нашли свое отражение в период Реформации.

Беггарды (Бегинки) - христианская ересь раннего средневековья. Возникла около 1170 г. в Брабанте и распространилась практически по всей Европе. Беггарды - название мужчин-приверженцев течения, название женщин - бегинки (от голл. "begen" - "нищенствовать").

Основатель ереси - льежский священник Ламберт ле Бег.

Беггарды составляли общины, в которые входили ремесленники и крестьяне. Существовало небольшое количество бродячих беггардов.

Беггарды проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие, отвергали церковную и светскую власть. Беггардизм тесно связан с движением амальрикан и лоллардов. В конце XIII в. к беггардами примкнула часть "Братьев свободного духа" и фратичелли.

Беггарды считали, что человек еще при жизни может стать совершеннее Христа, и в этом случае ему нет необходимости выполнять церковные каноны.

С 1274 г. начались преследования беггардов. В 1311 г. беггардизм был осужден на XV вселенском соборе (христианский собор католической церкви. Состоялся в 1311-1312 г. Известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггардов и др.). С XIV века общины беггардов запрещены и подвергнуты преследованиям. В XV в. часть беггардов объединилась с нидерландским мистико-аскетическим течением "Братья общей жизни".

Отдельные общины беггардов существуют до сих пор в некоторых районах Нидерландов.