Бронзовая
статуя Будды в Камакуре, Япония.
Возможная дата создания 1252 г. |
Буддизм является
религией, появившейся на индийском субконтиненте, охватившей различные
традиции, верования и практики. В значительной степени буддизм основан на
учении Сиддхартха Гаутамы, который широко известен как Будда Шахьямуни, что
означает «пробужденный». Будда жил и преподавал в восточной части Индийского
субконтинента где-то между VI и IV вв. до н.э. Он признан буддистами как
«пробужденный» или «просветленный» учитель.
Сами последователи
этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма»
(Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX в. В настоящее
время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как
«науку о сознании».
Буддизм - это одна
из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с
совершенно разными традициями.
«Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований»(Торчинов Е. А., Введение в буддологию).
Служители сметают пыль веков. Большой Будда из монастыря Тодайдзи. |
В Японии во второй
половине VI века происходила борьба двух могущественных родов - Сога и
Минонобэ. Сога - ревностные приверженцы буддизма, а Минонобэ - защитники своих
прежних богов. Причина борьбы крылась в соперничестве за власть в нарождавшемся
государстве, и окончилась она победой Сога. Как видим, буддизм на этом этапе
своей истории принадлежал больше политике, чем религии. И понадобилось время и
подвижники, чтобы это вероучение пустило глубокие корни, адаптировалось к
местным условиям и процветало в течение столетий.
Японцы поначалу восприняли
будду как "ками" - синтоистское божество, но только чужеземное. По
утверждениям почитающих его, оно обладало безграничным могуществом и,
следовательно, было пригодно на роль всеобщего покровителя и заступника. Однако
должно было пройти немало времени, должна была сложиться буддийская храмовая
организация, должен был образоваться слой ученых монахов, которые бы начали
систематически изучать привезенные из-за моря сутры (правила) и разрабатывать
на этой основе собственные концепции спасения. Но должен был подняться и
культурный уровень образованного слоя японского общества, чтобы буддизм
раскрылся во всем своем богатстве и разнообразии.
Буддийские проповедники
не стремились ниспровергать местных богов, которые по-прежнему считались
охранителями местности. И сооружение буддийского храма никогда не начинали до
тех пор, пока на это не получат соизволение местных богов. Даже такой
ревностный приверженец буддийского учения, как Сётоку-Тайси, говорил в 607
году: "Разве может кто-нибудь перестать уважать и возносить молитвы
небесным и земным богам? Поэтому пусть все мои приближенные всем сердцем
почитают богов Неба и Земли".
Стражи врат монастыря Тодайдзи. |
Буддийские xpaмы
возводили по китайским образцам, из Китая же привозили и утварь для
богослужения, лишь со временем ее стали изготовлять в Японии. Нужны были
священные изображения - появилась живопись и скульптура, развивалось искусство
художественного литья. VII-VIII века в Японии - время расцвета искусства,
которое так или иначе было связано с буддизмом. А буддийские молитвы нашли
широкое отражение и в художественной литературе того времени.
Стражи врат монастыря Тодайдзи. |
Сётоку-Тайси
- основатель японского буддизма
Как повествуют японские
хроники, в 552 году (по другим сведениям, в 538-м) ко двору царей Ямато прибыло
посольство из корейского государства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения
будд и послание от царя Пэкче. Так учение Будды пришло на Японские острова.
Ревностным его почитателем, покровителем и активным распространителем стал
принц Умаядо, более известный под посмертным именем Сётоку-Тайси - принц
"Святые Добродетели" (574-622). Неслучайно его считают основателем
японского буддизма.
Достоверных сведений о
Сётоку-Тайси сохранилось мало. Он был сыном царя Емэй, но после смерти отца ему
достался не трон, а пост регента при своей тетке - царице Суйко. В этой роли
Сётоку пробыл 30 лет, проявив себя выдающимся государственным деятелем. В
поисках средств укрепления центральной власти он обратил свой взор к Китаю.
Принц увидел их в сложившейся там централизованной бюрократической системе и
стремился перенести ее на японскую почву. Идея новой государственной
организации свое первое выражение получила в Японии в виде "Закона из 17
статей" (604 год), авторство которого приписывают Сётоку-Тайси. Этот закон
пронизан конфуцианскими и буддийскими идеями; текст его включает термины из
древнекитайской философии и исторической литературы. Прекрасный стиль
древнекитайского языка, широкая для своего времени эрудиция автора, сильно
выраженная идея абсолютной монархической власти вызывают сомнение в авторстве
Сётоку. Но существует и иная точка зрения, допускающая, что текст, написанный
Сётоку, был утерян, а известный ныне текст написан на основе сохранившихся
фрагментов и легенд.
Вот некоторые выдержки
из него в переводе известного советского востоковеда академика Н. И. Конрада.
"Важнейшее в управлении народом - общественные нормы. Если наверху таких норм нет, внизу нет порядка. Если внизу нет порядка, неизбежно рождается преступность"."Тщательно разбирайся в заслугах и в проступках. Награды и наказания обязательно должны соответствовать делу. А в последнее время награды даются не по заслугам, наказания - не по провинностям"."Большие дела сам не решай! Обязательно советуйся с народом".
Кто бы ни составлял эту
своего рода декларацию принципов государственного управления, он хорошо был
знаком с основными направлениями китайской общественной мысли. Нормы
конфуцианства наглядно прослеживаются в совете не отрывать людей на другие
дела, когда они заняты работой на полях, иначе "что мы будем есть?"
С именем Сётоку
связывают и "Табель 12 рангов". Он был введен в 603 году, чтобы
упорядочить чиновничий аппарат. Лицам, которым присваивалось то или иное
звание, предписывалось носить специальной головной убор, сшитый из материи
разных цветов. Сами звания заключали в себе значения конфуцианских
добродетелей.
В 607 году Сётоку-Тайси
направил послание китайскому императору, открыв тем эру официальных сношений с
Китаем. Это первое официальное обращение к китайскому двору, где соседнее
государство называло себя китайским словом "Жибэнь" - по-японски оно
звучало как "Ниппон" или "Нихон", то есть страна
"Солнечного Восхода". В 608 году в Китай была послана группа молодых
людей для получения там образования, в нее входили и ученые-монахи. С тех пор
посольства направлялись регулярно до конца IX века, к ним присоединялись
многочисленные группы людей, стремящихся изучать науки и искусства.
Сётоку стал ревностным
почитателем буддизма не на словах, а на деле и зачинателем целого периода в
истории духовной жизни японцев. Он написал комментарии к трем буддийским
сутрам, его стараниями начато сооружение буддийских храмов, к концу его жизни
их было построено 46. До нашего времени дошла шелковая завеса с вышитой картиной
"Небесное царство". Предание утверждает, что вышивка - дело искусных
рук супруги принца, а слова принадлежат ему. Вот эти слова: "Наш мир -
обман. Только Будда - истина".
В 607 году Сётоку
удалился в селение Икаруга. Здесь родилась его любимая наложница - дорогое его
сердцу место. Молва утверждала, что укрылся он там, устав от интриг и решив в
тиши серьезно заняться изучением буддизма. Поселившись в селении Икаруга, принц
повелел построить храм, которому было суждено войти в сокровищницу мирового
зодчества. Это знаменитый монастырь Хорюдзи. В 670 году пожар уничтожил
постройку, но ее восстановили. Монастырь горел еще не раз, но возрождался из
пепла. При каждом восстановлении в нем кое-что изменялось. Специалисты считают,
что главное здание - золотой храм, его пятиярусная пагода, центральные ворота,
галерея, деревянные колонны, балюстрада с узором буддийской свастики сохраняют
стиль периода Асука - времени жизни и деятельности Сётоку-Тайси.
***
Стоящий
Будда из Гандхары.
Индо-греческое искусство. I-II вв. н.э. Находится в Токийском национальном музее, Япония. |
Буддизм
- одна из трех мировых религий. В центре ее - учение о "четырех
благородных истинах": страдание, его причина, освобождение и путь к нему.
В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет бога как творца и
безусловно высшего существа. Будда - нe только имя, данное основателю этой
религии, легендарному принцу Гаутаме (VII-VI века до н.э.), но и название
существа, достигшего состояния высшего совершенства ("просветления").
Сутры
- в древнеиндийской литературе так называются краткие высказывания и своды
таких высказываний. В сутрах излагались разные области знания и религиозные
учения.
Синтоизм
- религия, распространенная в Японии. В ее основе - культ божеств природы и
предков. Высшее божество - Аматэрасу.
Конфуцианство
- этико-политическое учение в Китае, основы которого заложены Конфуцием (VI-V
века до н.э.). Оно объявило власть правителя священной, а разделение людей на
высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") -
всеобщим законом справедливости.