Список человеческих
заблуждений, с помощью которого можно узнать
о важнейших явлениях культуры Древней Греции
и в очередной раз убедиться, что эта культура еще интереснее,
чем мы думали.
300 спартанцев
спасли Грецию
Битва
при Фермопилах. Картина Массимо д’Адзельо. 1823 год
©
Bridgeman Images / Fotodom
|
Вероятно, самая
известная битва в истории Древней Греции — это Битва
при Фермопилах, случившаяся в 480 году до нашей эры,
когда спартанский царь Леонид и триста его воинов героически отбили атаки
огромной армии персов (во главе с Ксерксом) и спасли Грецию
от разгрома и порабощения. «300 спартанцев» и «Фермопилы»
уже несколько веков выступают символом героического сопротивления превосходящим
силам противника — последний раз этот сюжет был разыгран
в блокбастере «300» Зака Снайдера (2007 года).
Однако и Геродот,
и другой древнегреческий историк, Эфор Кимский, от которых
мы получили основные сведения об этом сражении (версия
Эфора сохранилась в переложении Диодора Сицилийского), описывали его
не совсем так. Во-первых, сражение было проиграно — грекам
удалось лишь ненадолго задержать Ксеркса. В 480 году персидский царь
и его союзники успели завоевать большую часть Эллады, и лишь спустя месяц,
в сентябре 480 года, греки разгромили их при Саламине (на море), а через
год — при Платеях (на суше).
Во‑вторых, там были не только
спартанцы — войска к ущелью послали разные греческие полисы,
в том числе Мантинея, Аркадия, Коринф, Феспии и Фокида,
и в результате первый натиск врага отражали не триста,
а от пяти до семи тысяч воинов. Даже после того, как Эфиальт (гражданин фессалийского
города Трахина) показал персам, как окружить греков, и Леонид
отпустил большинство воинов по домам, чтобы не обрекать
их на неизбежную гибель, общая численность отряда все равно доходила
до тысячи человек: гоплиты из беотийских полисов Фивы и Феспии
решили остаться, так как персидская армия неизбежно должна была пройти через
Беотию (пелопоннесцы — мантинейцы, аркадцы и другие — понадеялись,
что Ксеркс не дойдет до их полуострова). Впрочем, возможно,
беотийцы действовали не из рациональных соображений, а решили
умереть смертью героев, так же как воины Леонида.
Так почему же в
народных представлениях сохранилось предание только о 300 спартанцах,
хотя античные историки подробно перечисляют всех членов эллинского войска?
Наверное, дело в привычке видеть только основных персонажей
и забывать второстепенных. Но современные греки решили восстановить
справедливость: возле памятника спартанцам (бронзовой статуи Леонида) они
в 1997 году поставили монумент в честь 700 феспийцев.
Александрийскую
библиотеку сожгли варвары
Александрийская
библиотека была одной из крупнейших библиотек в истории человечества,
в ней хранилось от 50 до 700 тысяч томов. Основали ее египетские
правители эллинистической эпохи в III веке до нашей эры.
Обычно считается, что библиотеку — символ античной учености — дотла
сожгли варвары и ненавистники античной культуры. Это представление
отражено, например, в фильме 2009 года «Агора» режиссера Алехандро
Аменабара, посвященном судьбе александрийского ученого Гипатии.
На самом деле варвары
не имели отношения к гибели библиотеки — и исчезла она
не из-за пожара. Некоторые источники (например, Плутарх в «Жизни
Цезаря») действительно упоминают о том, что книги пострадали
от огня во время осады города Цезарем в 48 году
до н. э. — но современные историки склоняются к тому,
что тогда сгорели не книги, а папирусы, хранившиеся около порта
(на них была записана бухгалтерская отчетность по товарам). Возможно,
библиотека пострадала и при конфликте императора Аврелиана
с Зенобией — царицей Пальмиры, которая захватила Египет
в 269–274 годах. Но прямых свидетельств о каком-либо грандиозном
пожаре, полностью уничтожившем библиотеку, не существует.
Скорее всего,
Александрийская библиотека исчезла из-за сокращения бюджета, которое
продолжалось на протяжении нескольких веков. Сначала внимание Птолемеев
(династии, правившей Египтом в эпоху эллинизма) гарантировало сотрудникам
библиотеки крупные привилегии, а также давало средства, необходимые для
приобретения и переписывания десятков тысяч свитков. Сохранялись эти
привилегии и после римского завоевания. Однако в «кризисном»
III веке нашей эры император Каракалла ликвидировал стипендии для ученых
и запретил иностранцам работать в библиотеке —
что во многом превратило книги в мертвый груз, никому
не понятный и не интересный. Постепенно библиотека просто
перестала существовать — книги были либо уничтожены, либо естественным
образом обветшали.
Современную
демократию придумали в Афинах
Форма правления, которая существовала в Афинах примерно с 500 по 321 год до нашей эры, считается первой в мире демократической системой — и считается предтечей современного политического устройства стран Запада.
Однако афинская демократия
имеет мало общего с нынешней. Она была не представительной (где право
граждан на принятие политических решений реализуется через избранных ими
депутатов), а прямой: все граждане были обязаны регулярно участвовать
в работе Народного собрания — высшего органа власти.
Кроме того, Афины
были очень далеки от идеала участия в политике всего «народа». Рабы,
метеки (иноземцы и рабы, получившие свободу) и женщины, составлявшие
большую часть населения, не имели прав граждан и не могли
участвовать в управлении государством. По некоторым подсчетам, рабов
в Афинах демократической эпохи было втрое больше, чем свободных.
Фактически устраненными
от политического процесса часто оказывались и бедные граждане: они
не могли позволить себе потратить целый день на заседания
в Народном собрании (хотя бывали периоды, когда гражданам Афин за это
платили).
Слово «демократия» (как
и многие другие понятия) получило новое значение в конце
XVIII века, когда во Франции возникла идея представительной демократии
(народ осуществляет свою власть через выбранных им представителей).
Параллельно шла борьба за расширение избирательных прав, и сегодня
большинство ограничений избирательных прав считаются антидемократическими.
Амазонок
не существовало
Кратер
с изображением битвы кентавров с лапифами (вверху)
и битвы
амазонок с героями (внизу).
Греция,
ориентировочно 450 год до н. э.
|
Среди греков были
распространены сказания об амазонках — воинственном народе, состоящем
из одних только женщин, стреляющих из лука и даже отрубающих
одну грудь, чтобы легче было с ним управляться. Амазонки встречались
с мужчинами соседних племен только для зачатия детей, причем мальчиков они
возвращали или убивали.
Раньше историки считали амазонок вымышленными существами — тем более что греческие авторы помещали их в разные удаленные регионы обитаемого мира (то в Скифию, то в Анатолию, то в Ливию). Это ставило амазонок в один ряд с чудовищами и диковинными существами далеких стран, по тем или иным признакам отличающихся от «нормального» общества.
Однако, раскапывая скифские курганы причерноморских степей, археологи обнаружили захоронения женщин-воинов, в могилу которым клали лук и стрелы. Скорее всего, женщины, стреляющие из лука и скачущие на лошади наравне с мужьями, настолько сильно не вписывались в картину мира греков, что те выделили их в отдельный народ.
Скифские женщины действительно могли постоять за себя — им это было необходимо, когда мужчины откочевывали на большое расстояние, — и, возможно, начинали сражение, обстреливая противника с безопасного расстояния. Но они вряд ли убивали своих сыновей, избегали мужчин и уж точно не отрезали себе грудь — военные историки уверены, что для меткой стрельбы это совершенно не нужно.
Античное
искусство — это белый камень
Скульптура
Сфинкса 570–560 годов до н. э.
и реконструкция
его первоначального облика
Marcus
Cyron / Wikimedia Commons
|
Мы представляем
себе Парфенон и античные статуи белыми. Такими они сохранились
до наших дней, поскольку были сделаны из белого мрамора.
Однако реальные статуи
и общественные здания были выполнены в цвете — просто
со временем краска облупилась. Дело в том, что пигменты, использовавшиеся
в этих красках, были минеральными (киноварь, красная охра, медная лазурь,
медная зелень, желтая охра и другие), а носитель, который
«приклеивал» краску к поверхности, органическим. Органика со временем
разрушается бактериями, поэтому краски легко осыпались.
Как изначально
выглядели античные статуи, можно было узнать на передвижной выставке
«Разноцветные боги: раскрашенные скульптуры классической античности» («Gods In Colour: Painted Sculpture in
Classical Antiquity»), которую сделали в 2007 году американские
и немецкие ученые. Помимо того, что статуи были цветными, оказалось, что
у многих из них были бронзовые вставки,
а у глаз — выпуклые зрачки из черного камня.
Спартанцы
сбрасывали детей в пропасть
Одно из самых
известных преданий о Спарте гласит: когда в спартанской
семье рождался мальчик, его относили на край пропасти Апофеты
(на склонах горы Тайгет). Там старейшины внимательно осматривали
его и, если мальчик был больной и слабый, сбрасывали в пропасть.
Эту историю мы знаем из «Жизнеописания Ликурга» Плутарха, она
красочна и до сих пор очень популярна — например, она
обыгрывается в фильме-пародии 2008 года «Знакомство
со спартанцами».
Недавно греческие археологи
доказали, что это миф. Они проанализировали кости, извлеченные
из ущелья Апофеты, и выяснили, что останки принадлежат только
взрослым — конкретно сорока шести мужчинам в возрасте от 18
до 55 лет. Это согласуется и с другими античными
источниками: они говорят о том, что в ущелье спартанцы бросали
предателей, пленников и преступников, а вовсе не детей.
Ящик
Пандоры
Пандора.
Картина Данте Габриэля Россетти. 1871 год
Wikimedia
Commons
|
Миф о ящике
Пандоры известен нам в пересказе Гесиода, из поэмы «Труды
и дни». В греческой мифологии Пандора — первая женщина
на земле, которую Гефест вылепил из глины, чтобы она принесла людям
несчастья. Сделал он это по просьбе Зевса — который хотел руками
Пандоры наказать людей за то, что Прометей похитил для них огонь у богов.
Пандора стала женой
младшего брата Прометея. Однажды она узнала, что в их доме есть
нечто, что нельзя открывать. Любопытная Пандора открыла это,
и по миру разлетелись многочисленные беды и несчастья. Пандора
в ужасе попыталась закрыть опасную емкость, но было поздно — зло
уже просочилось в мир; на дне осталась только надежда, которой люди
таким образом были лишены.
В русском языке
название предмета, из которого вылетели все несчастья, стало
устойчивым выражением — о человеке, который совершил нечто
непоправимое, с масштабными негативными последствиями, говорят:
«Он открыл ящик Пандоры».
Однако у Гесиода
речь идет не о ящике и не о ларце,
а о пифосе, сосуде для хранения продуктов, который может быть
очень большим — даже ростом с человека. В отличие
от «глиняной» Пандоры, хранилище бед было сделано из прочного
металла — Гесиод называет его неразрушимым.
Откуда же взялся
ящик? Скорее всего, виноват гуманист Эразм Роттердамский, который
в XVI веке переводил Гесиода на латынь. «Пифос» он принял
за «пиксис» (по-гречески — «ящик»), возможно, вспомнив
не ко времени миф о Психее, которая принесла из подземного
царства ящик с благовониями. Потом эту ошибку перевода закрепили известные
художники XVIII–XIX веков (например, Данте Габриэль Россетти),
изображавшие Пандору именно с ящиком.
Источники:
- El-Abbadi M. Life and Fate of the Ancient Library of Alexandria. Paris, 1992.
- Empereur J.-Y. Alexandria: Jewel of Egypt. New-York, 2002.
- Matthews R. The Battle of Thermopylae: A Campaign in Context. Stroud, 2006.
- Mayor A. The Amazons: Lives and Legends of Warrior Women across the Ancient World.Princeton, 2014.
- Neils J. The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis.
- Periklean Athens and Its Legacy. Problems and Perspective. Austin, 2005.
- Thorley J. Athenian Democracy. London, 1996.
- Vrettos T. Alexandria, City of the Western Mind. New York, 2001.
- Gods in Color — Painted Sculpture of Classical Antiquity.
Ольга Бартошевич-Жагель