Ночное вознесение Пророка (с.а.с.) и месяц Раджаб |
Месяц Раджаб занимает
особое место в мусульманском календаре, ведь он является одним
из четырех священных месяцев, упоминаемых в Коране как
«хурум»:
Поистине, число месяцев у Господа ‒ двенадцать, в Писании Его. И это с того дня, когда сотворил Он небеса и землю. Из них четыре ‒ «хурум», запретных, священных. Это ‒ стойкая религия. Не причиняйте же зла самим себе в эти месяцы.Коран, 9:36.
Согласно Корану, в месяце
Раджаб произошло ‒ ночное путешествие Пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим
и вознесение его на Седьмое небо.
|
По мнению части
мусульманских ученых, оно произошло именно в месяце Раджаб, в ночь
с 26-го на 27-й день. Хотя нужно отметить, что абсолютно точного
определения даты нет. Существуют различные мнения относительно ночи, месяца и
года вознесения.
С данным событием не
связан ни пост, ни ночные молитвы. Вместе с этим в мусульманской среде в
последние столетия утвердилась практика празднования Исра Мирадж именно 27 ночь
месяца Раджаб. На самом деле не важна дата, а важна суть и огромная значимость
данного события.
В честь этого
удивительного события названа 17-ая сура Священного Корана «аль-Исра»,
начинающаяся словами:
Свят тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из Заповедной мечети («аль-масджид аль-харам») в мечеть Отдаленную («аль-масджид аль-акса»), окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний Аллах] Слышащий, Видящий.Коран, 17:1
А являлись ли
эти два храма местом поклонения Единому и Единственному Создателю
в период вознесения Пророка?
Согласно исламу, чудо
ночного путешествия произошло в мекканский период, когда Кааба была
заполнена всевозможными идолами, пред которыми ежедневно приносились жертвы
и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме,
то он оставался одним из центров христианства
аж до периода правления второго праведного халифа ‘Умара.
Мекканский период
призыва был очень тяжелым временем для Пророка и его сподвижников из-за постоянных
нападок, унижений, особенно усилившихся
после смерти его дяди, Абу Талиба и жены Хадиджи, являвшихся верной опорой
и защитой.
Абу Талиб был до
последнего верен слову оберегать Мухаммада, которое он дал своему отцу Абдуль-мутталибу.
Согласно учению ислама,
в этот тяжелый период Господь дарует Пророку Божественное чудо:
в мгновение ока переносит его в сопровождении ангела Джабраила
(Гавриила) из Мекки в Иерусалим, где, по воле Всевышнего,
он совершает молитву в качестве имама во главе всех бывших
до него пророков.
Мухаммад
и Джабраил
|
Затем Посланник был
вознесен на каждый из семи небесных сводов. Аллах посадил его
во главе с ангелом Джабраилом на ангельское животное Бурак
и пронес, словно молнию, через небеса. Проведя через все уровни,
он показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих
на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел
до самой высшей точки ‒ «сидратуль-мунтаха» и удостоил его
встречи и беседы с Собой.
Всевышний в этом путешествии показал Своему
любимцу все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях,
в Божьем управлении и созидании, продемонстрировал абсолютное
Господство и Божественную Заботу на каждом из уровней небес.
Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду все человеческое
совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все
уровни Вселенной, чтобы затем он мог приоткрыть людям некоторые тайны мира
и сообщить о том, чем будет доволен Всевышний. Пророку были показаны
Рай и Ад. Господь показал ему души шахидов, которые стояли справа от Адама и
души грешников, которые стояли слева.
В этом путешествии
Пророк увидел стража Ада Малика, который никогда не улыбается и на его лице
никогда не бывает радости. Кроме того он увидел людей бесправно проедавших
имущество сирот. Их губы были подобны губам верблюдов, а в рот им бросали еду
подобную большим огненным камням, которые выходили у них сзади.
Пророк Мухаммад увидел
ростовщиков с огромными животами из-за величины которых они не могли сдвинуться
с места, а когда вели людей из числа приспешников фараона они проходили по ним
топча их. Пророк спросил у Джабраиля: «Кто эти люди?»
Джабраил ответил: «Это
проповедники из твоей уммы, которые призывали людей к благому, но забывали
самих себя».
После всего
случившегося выйдя к своим соплеменникам Пророк рассказал обо всех величайших знамениях, которые показал
Всевышний.
- (См. тему «11 вопросов про ислам»)
Ислам учит, что при
возникновении непредвиденных испытаний важно, чтобы вся энергия была
сосредоточена на том, что можно сделать. Нельзя позволять себе сокрушаться о
том, что уже случилось, или беспокоиться о чем-то, на что мы не в силах
повлиять.
Скажи: «Хвала Богу, у Которого нет детей, и нет равных Ему [богов и божеств, выдуманных людьми], с кем Он делил бы Свою власть. У Него нет покровителей, в ком Он нуждался бы для защиты от унижений или оскорблений (ничто и никто не может принизить Его)». Возвеличивай Его возвеличиванием [Он выше всего и вся, нет равных Ему].Коран, 17:111
- В хадисах имеется упоминание о том, что чтение данного аята в оригинале (на арабском языке) придает человеку сил, мощи и величия, например, при прочтении его семь раз. В случае непреодолимых, на первый взгляд, трудностей полезно читать этот аят и определенно молить Всевышнего о благополучном исходе из сложившейся ситуации. [ Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 205, 209, 211]
- Не позволяйте себе, бездействуя, сетовать на судьбу. Найдите силы принять любую трудную ситуацию. Нельзя опускать руки и начинать преждевременно себя оплакивать. Поддаться унынию ‒ значит впустую растрачивать физические и душевные силы. Нет другой альтернативы, чем делать то, что можешь и должен.
И моли (проси) [ночью ли, днем ли] словами «рабби адхыльни мудхаля сыдкын, ва ахриджни мухраджа сыдкын, вадж‘аль ли миль-лядункя султонан-насыра» (Господи, предоставь мне возможность благополучно и правдиво (честно, искренне) войти [в новый день, в новые жизненные обстоятельства и возможности; в новое окружение, в новую должность или статус] и благополучно выйти! [Господи, благодатно введи меня и проведи; благослови преодолеть препятствия, реализовать все новое, появляющееся на моем жизненном пути, причем с пользой и без негативных последствий.] Дай мне власть (господство, необходимые преимущества), которые помогли бы мне!).Коран, 17:80
Мухаммад
и Джабраил
Чудесное
путешествие пророка
|
Осмысление того, что мы можем и должны предпринять в
сложившейся ситуации, сделает нас сильнее.
Использованные
источники:
- Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы
- И. Аляутдинов «Знай. Веруй. Чти»
- Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»
- whyislam.ru