Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Тела морских коньков построены по технологии "стелс"


© Фото : Brad Gemmell

Ученые из университета Техаса, изучив аквадинамические свойства головы и других частей тела морских коньков при помощи методики голографической визуализации потоков (PIV), выяснили, что в этом деле морским конькам помогает их собственная технология.

Голова и другие части тела морских коньков обладают особой "стелс"-геометрией, скрывающей их присутствие в воде от биологических радаров других обитателей моря и помогающей им нападать на своих жертв из засады, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications

Морские коньки из рода рыб семейства игловых, к числу которых относятся рыбы-иглы и морские драконы. Морские коньки интересны тем, что они умудряются успешно охотиться на беспозвоночных существ и других рыб, которые заметно превосходят их в скорости движения и маневренности.

Брэд Геммел из университета Техаса в городе Остин (США) и его коллеги, изучив аквадинамические свойства головы и других частей тела морских коньков при помощи методики голографической визуализации потоков (PIV), выяснили, что в этом деле морским конькам помогает их собственная технология "стелс".

Во время эксперимента ученые выпускали в аквариум морского конька (Hippocampus zosterae) и его излюбленную жертву — зоопланктон Acartia tonsa. Авторы статьи непрерывно следили за движением рыбы и рачка и внимательно изучали голографические записи всех удачных и неудачных нападений конька на его "обед".

Оказалось, что голова морских коньков обладает особой геометрической структурой, которая делает эту рыбу практически "невидимой" с аквадинамической точки зрения. Как и авиационная технология "стелс", подобная "биотехнология" обладает несколькими существенными ограничениями и работает не всегда.

Так, особое устройство головы коньков скрывает колебания воды только при относительно небольшой скорости движения и при ограниченных углах атаки. К примеру, если скорость атаки конька не превышала 10 миллиметров в секунду, то ему удавалось поймать рачка в 94% случаев. При более высоких скоростях "стелс" переставал работать, и "еда" сбегала от рыбы в гораздо большем числе случаев. Как полагают ученые, собранные ими данные помогут создать полностью бесшумные корабли и подводные лодки.