Художник Naomi
Knight-Chan
|
В каждом существе,
включая человека, присутствует инстинкт самосохранения. Однако бывают случаи,
когда этот инстинкт не срабатывает, и живое существо стремится к смерти...
Синдром
Вертера, или Смерть из подражания
Гете «Страдания юного Вертера» |
После выхода в свет
сентиментального романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века
многие молодые люди, потерпевшие фиаско на любовном фронте, в подражание
главному герою совершали акт самоубийства, стреляя себе в голову. Бестселлер
имел небывалый успех - молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер
и говорили как Вертер. Четверть века спустя Наполеон Бонапарт, обеспокоенный
нескончаемой чередой самоубийств у себя в армии, даже запретил чтение этого
романа.
Большинство
современников Гете искренне полагали, что писатель совершил непростительную
ошибку, внушив молодежи гибельную мысль. Пик самоубийств в подражание Вертеру
закончился только с началом XIX века. Но и в последующие годы мода на суицид
неоднократно возобновлялась. Поводом к этому служила добровольная смерть
кого-либо из знаменитостей, причем их поклонники, пожелавшие отправиться вслед
за ними на тот свет, использовали именно тот способ сведения счетов с жизнью,
что и кумир.
Волна подражаний в
России того времени была вызвана выходом в свет повести Н.М. Карамзина «Бедная
Лиза». Главная героиня сводит счеты с жизнью, страдая от несчастной любви. Она
бросается в пруд. Поскольку место этого печального события было указано
писателем точно - Лисин пруд вблизи Симонова монастыря в Подмосковье, - вся
история воспринималась как подлинная. Именно Лисин пруд и стал традиционным
местом, куда приходили топиться все девицы, разочаровавшиеся в любви. Пруд
вскоре переименовали в Лизин пруд, а кора окружающих его деревьев была изрезана
надписями несчастных любовников, которые не нашли в себе силы для самоубийства,
но реализовали эту потребность эпистолярным способом.
Негативная
информация
Известно, что феномен
Вертера в последующие годы повторялся, но уже в новых вариациях. Многие молодые
американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь
самоубийством, приняв лошадиную дозу снотворного. Копировали самоубийства не
только кумиров, но и вполне обыкновенных людей. Примером является настоящая
эпидемия очень мучительных способов самоубиения посредством питья уксусной
кислоты, распространившаяся в начале XX века по всей Европе. Ученые считают,
что подражательные самоубийства чаще всего встречаются среди молодых людей и
девиц, подверженных групповому конформизму, с неустойчивой психикой.
Этот феномен был
детально изучен во второй половине XX века американским социологом Д. Филипсом.
Им было установлено, что широкое освещение случаев самоубийств по телевидению и
в печати действует как реклама, после которого частота суицидов значительно возрастает.
Более того, увеличивается и количество несчастных случаев со смертельным
исходом, что поначалу было совсем уж непонятно. Казалось бы, что может быть
общего между суицидом и гибелью, например, в автокатастрофе?
Д. Филипс установил,
что не столько сам факт самоубийства влияет на сознание людей, сколько
масштабные сообщения о нем. Аварии и несчастные случаи со стабильным
постоянством происходили именно в тех регионах, где эпизоды завершенных
суицидов становились известными населению. Ученый сделал вывод: навязчивые
сообщения в прессе о случаях наложения на себя рук вызывают подсознательное
желание подражания у всех тех, кто имел хотя бы незначительные недовольства
жизнью. Д. Филипс пришел к заключению, что несчастные случаи - это тоже
специфический вид самоуничтожения, когда человек стремится к смерти
подсознательно.
Им установлено, что
наибольший риск попасть в аварию или погибнуть во время авиакатастрофы
возникает после трех-четырех суток со времени сообщения. Примерно через семь
дней вновь возникает опасность подобных несчастных случаев. И только через
десять дней синдром Вертера теряет силу.
Поскольку запретить
прессе сообщать о самоубийствах в условиях демократического государства не
представляется возможным, психологи рекомендуют после каждой такой новости быть
особо внимательным в своем поведении. В дни риска, пока это не забудется, нужно
быть осторожным за рулем автомобиля, не совершать воздушных путешествий,
избегать рискованных поездок и экстремальных видов спорта. Идеальным было бы
вообще не читать газет, не смотреть телевизор и сидеть дома, не выходя на
улицу, но в современных условиях это почти невозможно.
Программа самоуничтожения
В этом случае программу
самоуничтожения могут запустить климатические аномалии, нарушения экологии,
социальные и личные потрясения, а также различного рода девиантные учения и
секты, романтизирующие и приветствующие смерть. Примером последнего является
массовое самоубийство членов секты «Храм народов» 18 ноября 1978 года, когда в
джунглях Гайаны добровольно покончили с собой почти 1000 человек, среди которых
были и 270 детей, которые вряд ли сделали это добровольно. Причиной явился
религиозный фанатизм членов этой «коммуны» с беспрекословной верой своему
лидеру Джиму Джонсу, инициировавшему этот беспрецедентный массовый суицид.
Романтизация
ухода
В прошлые годы тема
смерти у нас была под запретом. Со снятием табу на тему смерти и рассуждений о
ней, маятник качнулся в обратную сторону. Люди стали не только интересоваться
предметом смерти и тем, что лежит за ней, но и активно использовать заупокойную
символику как средство украшения и развлечения. Она сегодня повсюду: на
многочисленных кулонах, перстнях, шляпках, маечках и банданах, на татуировках с
изображением костяков и «веселого Роджера» и в праздновании кельтского Хеллоуина с карнавальными костюмами «забавных» скелетов.
Не обошла эта мода и младшее поколение: детишек развлекают страшилки типа мультика
«Воины-скелеты» или детского йогурта «Скелетоны».
Готы - субкультура, романтизирующая смерть.
Несмотря на название, она не имеет ничего общего ни со средневековым германским племенем, ни с архитектурой европейских соборов.
Некрофильные тенденции и подчеркнуто мрачное, депрессивное понимание действительности у готов распространяется не только на окружение, одежду и макияж, но и на самих себя - сколько молодых людей уже покончили с собой, отравленные этой идеологией...
Готы - субкультура, романтизирующая смерть.
Несмотря на название, она не имеет ничего общего ни со средневековым германским племенем, ни с архитектурой европейских соборов.
Некрофильные тенденции и подчеркнуто мрачное, депрессивное понимание действительности у готов распространяется не только на окружение, одежду и макияж, но и на самих себя - сколько молодых людей уже покончили с собой, отравленные этой идеологией...
Вся беда заключается в
том, что в последние годы люди стали более чувствительными, и программа
самоуничтожения активируется не только от моды или пропаганды, но и от малейших
ударов судьбы. Однако были времена, когда такая программа отсутствовала
полностью.
По причине
невостребованности и ничегонеделания многие люди не живут долго. Вынужденная праздность с отсутствием физической и психической
активности приводит их к скорой смерти от различных, чаще всего внутренних,
причин. Следовательно, любой труд - это единственная защита от унылого «зова
смерти».