Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Создание Туринской плащаницы в домашних условиях

«Туринская плащаница»

«Туринская плащаница»


Анатолий Подольский:

«Я воссоздал технологию, позволившую получить изображение на знаменитой Туринской плащанице»


Исследователь использовал материалы и знания, применявшиеся более двух тысяч лет назад.

Мы наведались в гости к киевскому инженеру Анатолию Подольскому, чтобы своими глазами увидеть, как, по его мнению, в древности была создана легендарная Туринская плащаница. Напомним, что, согласно Евангелию, в плащаницу было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. На полотнище остался отпечаток Его лица и тела.

— Изображение было получено с помощью простейшего фотоаппарата, — говорит Анатолий Подольский. — По крайней мере, две тысячи лет назад люди обладали знаниями и технологиями, которые позволяли его сделать. Я доказал это на практике — создал фотоаппарат с помощью металлического зеркала и черного ящика. В качестве реактива использовал растворенный в дистиллированной воде так называемый адский камень (нитрат серебра). Кстати, его широко использовали алхимики в Средневековье. Фотобумагой служит льняная ткань. Фотографировать будем гипсовую маску. Чтобы получить ее изображение на ткани, понадобится не менее полутора часов.

Анатолий Подольский

Анатолий Подольский:
«Конструкция моего аппарата проста — черный ящик и
металлическое зеркало, которое я
изготовил вручную»


Наш собеседник надел специальные защитные очки, резиновые перчатки и принялся замачивать в какой-то жидкости кусок льна.

— В ванночке раствор адского камня, а он слегка жжет кожу, оставляя на ней темные пятна, поэтому нужны перчатки, — объясняет исследователь. — Кстати, вы знаете, почему нитрат серебра получил столь устрашающее название? В минувшие века среди христиан бытовало поверье, что в преисподней камни очень горячие. Прикоснувшись к ним, грешник получает ожоги. Темные пятна от нитрата серебра вызывали у людей ассоциации с адом. Ну, а теперь пройдемте в прихожую — там стоит аппарат.

Анатолий Семенович подвел нас к неприметному черному ящику с нишами с обеих сторон. В одну из них инженер положил гипсовую маску, в другую — ткань. Включил лампу — и на куске льна возникло объемное полупрозрачное изображение маски.

— Вот это да! — одновременно выпалили мы с фотокореспондентом.

— Это благодаря металлическому зеркалу диаметром 22 сантиметра, которое стоит в верхней части аппарата, — объяснил Подольский. — По своим оптическим свойствам оно превосходит современные объективы. Зеркало делал вручную несколько месяцев. Это тяжелый кропотливый труд: по полтора-два часа я тер металлическую заготовку наждаком — известным с древности природным материалом. Кстати, если бы решил облегчить себе жизнь и воспользовался станком, зеркало не имело бы нужных параметров. Следует тереть хаотически, а это достигается только вручную.

Это изображение гипсовой маски, полученное в установке Подольского
Это изображение гипсовой маски,
полученное в установке Подольского

Виртуальное изображение маски в течение полутора часов реально отпечатается на куске льна. Дожидаться, пока это произойдет, будем в комнате — в прихожей долго оставаться не стоит. Лампа, которую я здесь включил, предназначена для искусственного загара. Чтобы получить изображение с помощью моего аппарата, необходимо очень яркое освещение, например, как в горной местности в Израиле. На столе в комнате лежал старый журнал «Наука и жизнь».

— В этом номере за 1984 год я впервые прочел о Туринской плащанице, и у меня возникло страстное желание разобраться, как на ней возникло изображение лица и тела человека, — продолжает Анатолий Семенович. — До сих пор остается загадкой, откуда взялась эта реликвия и когда она была создана. Доподлинно известно, что в 1353 году французский граф Жеффруа де Шарни, замок которого находился в городе Лерой близ Парижа, объявил: плащаница хранится у него. Как она к нему попала, граф не сообщил. Это льняное полотно длиной 430 сантиметров и шириной 110 сантиметров. В левой его части изображен человек, лежащий лицом вверх, в правой — отпечаток со спины. Многие верят, что именно в это полотнище после распятия на кресте было завернуто тело Иисуса Христа одним из Его последователей — Иосифом Аримафейским. Согласно Евангелию, когда Христос воскрес, плащаницу нашли в Его могиле. На ней чудесным образом отпечаталось лицо и тело Иисуса.

— Вы занялись поиском естественных причин происхождения изображения?

— Да. Мне как специалисту-оптику было интересно разобраться, как оно было получено. После того как плащаница из Франции попала и Италию, в Турин, она хранится в Соборе Иоанна Крестителя в специальном ларце. На обозрение прихожан ее выставляют очень редко. Ученые впервые исследовали плащаницу в конце XIX века. Точнее, они работали не с самим полотнищем, а с его первой фотографией.

— Снимок сделан в 1898 году, — продолжает Анатолий Подольский. — Фотограф был изумлен: изображение на плащанице уже очень блеклое, а на фотопластинке получилось гораздо более четким. Причем стали видны многие детали, неразличимые глазом на ткани.

Изучением снимка занимались французские антрополог и биолог. Они пришли к выводу, что это действительно отпечаток лица и тела человека. Причем ученые увидели характерные черты постепенного окоченения, наступившего, по их мнению, именно в распятом положении: расширенность грудной клетки, напряженность бедренных мышц. Предположение, что это рисунок, было опровергнуто. Желто-коричневые пятна, из которых складывается изображение, — это следы химического ожога.

Тогда обратили внимание и на важный момент: изображение на плащанице имеет такой же характер, как на фотопленке — это негатив. Темными на нем являются участки, которые в действительности светлые, и наоборот. Это доказывает, что плащаница сделана по принципу фотографии. Изображение, которое получается с помощью моего аппарата, тоже негатив.

— Современная наука умеет определять возраст вещей. Почему же не установлено, когда была создана реликвия?

— Частицы ткани для датировки брали только с краев плащаницы. Чинили их мастерицы. Например, после пожара, в котором были повреждены края полотнища. Экспертиза этих участков полотнища показывает XIV век. Именно тогда плащаница вдруг появилась у графа Жеффруа де Шарни. Центральная часть реликвии не повредилась. Пробы из нее не брали, поэтому нельзя исключить вероятность того, что она была соткана в первом веке во времена земной жизни Иисуса Христа.

— Церковь признает подлинность Туринской плащаницы?

— Еще в 1383 году Папа Римский Климент VII вынес решение: выставлять ее можно при обязательном разъяснении, что это не та плащаница, в которую Иосиф завернул тело Христа, а лишь ее изображение.

— Как же вам удалось воссоздать старинную технологию получения снимков?

— Помогла книга о телескопах конструкции ученого Бернхарда Шмидта, работавшего в Эстонии и Германии в первой половине прошлого века. Их еще называют камерами Шмидта. Через эти телескопы невозможно посмотреть на небо — с их помощью только фотографируют космические объекты. Снимки получаются на редкость качественными. Главная деталь камеры Шмидта — огромное сферическое зеркало. Когда я прочел об этом, меня осенило: много веков назад зеркало особой конструкции могло стать ключевой деталью простейшего фотоаппарата. С его помощью получили изображение на плащанице!

В конце 1990-х мы с братом уехали в Германию в поисках лучшей жизни. Работали программистами, писали сценарии фильмов. В свободное время я продолжал трудиться над воссозданием древней технологии. Результатом стал аппарат, который вы видели в прихожей. У него есть особенность: на нем нельзя сделать снимок крупного объекта. Поэтому, будучи еще в Германии, я создал вторую установку, гораздо большую по размерам. Ее корпус пошил из специального черного полотна, не пропускающего свет. Получилась высокая палатка, в которой можно стоять, не сгибаясь. Для нее понадобилось сделать зеркало большого диаметра — 40 сантиметров. Заготовкой послужила… сковорода. Я разогнул ее края и около полугода шлифовал. Словами не передать, какой это тяжелый труд.

В большом аппарате можно сделать изображение человека в полный рост. При этом лицо и тело желательно покрыть белой пудрой — тогда качество будет лучше. Такой эксперимент я еще не проводил. Дело не только в том, что нужно большое помещение, чтобы в нем установить палатку — понадобится порядка десяти ламп для загара. Стоят они дорого. Готов провести эксперимент совместно с тем, кто возьмет на себя расходы. Тут есть еще один интересный момент: если вместо льняной ткани использовать современную фотобумагу, аппарат будет мгновенно делать снимки безукоризненного качества.

Спустя полтора часа мы вернулись в прихожую. Инженер достал из черного ящика кусок льна — и мы увидели изображение маски. Его как будто выжгли утюгом.

— Это химические ожоги от азотной кислоты, которая содержится в адском камне, — говорит Анатолий Подольский. — Если изображение оставить на свету, вскоре весь кусок льна станет темным из-за серебра — оно находится в растворе адского камня. Но мы выварим ткань в дистиллированной воде — тогда серебро уйдет, и фото, сделанное по старинной технологии, сохранится на века.



Беседовал: Игорь Осипчук

Эксперимент Анатолия Подольского



По теме: