Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Кровь, Христос и ДНК

Евангелие Рабулы, 586 г. Распятие.
Изображение: Biblioteca Medicea-Laurenziana / Wikipedia.org

Как наука решает вопрос подлинности легендарного артефакта

Индия зовет

Впервые со следами ДНК на таинственной реликвии исследователи столкнулись в 1998 году, когда проверяли пятна крови, обильно пропитавшие ткань. Тогда ученые заявили о наличии железа и белка, однако калия не обнаружили, хотя в крови его содержится в три раза больше, чем железа. По прошествии 17 лет было организовано масштабное исследование этих следов ДНК, а результаты опубликовали в журнале Scientific Reports. Выяснилось, что образцы ДНК принадлежали и людям, и растениям.

В частности, обнаружили ДНК цикория обыкновенного, европейской ели, хмеля обыкновенного, грецкого ореха, средиземноморского ползучего клевера, плевела и платана, североамериканской робинии ложноакациевой, а также произрастающих на Дальнем Востоке груши грушелистной, китайского граба и ряда других растений. Исследователи особо отмечают, что некоторые из этих видов в средневековой Европе точно не встречались. Тем не менее сделать каких-то выводов касательно вопроса подлинности реликвии, основываясь на расшифровке ДНК растений, ученые не смогли, уточнив, что образцы из Северной Америки наверняка попали на реликвию уже после открытия нового материка европейцами.

Однако работа с предполагаемыми следами ДНК человека дала плоды: ученые секвенировали митохондриальные ДНК (ДНК, которые передаются от матери к ребенку) и выяснили, что на плащанице оставили след совершенно разные народы — от североафриканских берберов до китайцев.

Особенно отметили во взятых с плащаницы образцах ДНК митохондриальные гаплотипы, характерные для друзов — народа, проживающего на ограниченной территории в Сирии, Иордании, Ливане и Израиле. Кроме того, сообщается, что старейшие из найденных образцов ДНК характерны исключительно для Индии.

Представители общины друзов в Сирии. Фото: Mohamed Azakir / Reuters

Это позволяет предположить, что плащаница была привезена в Европу из Индии и никакого отношения к Христу не имеет. В пользу этого говорит и первоначальное наименование плащаницы — sindon, то есть то, что привезено из Индии.

Упоминается и другая версия — вывезенная из Святой Земли плащаница могла пересечь полмира, прежде чем попала в Италию. Впрочем, доказательств этой теории гораздо меньше, и с Индией она никоим образом не состыковывается. Третья версия: плащаница была соткана в средневековой Европе, а ДНК растений и людей появились на ней благодаря паломникам, стекавшимся со всего мира.

Молчание церкви

Туринская плащаница — одна из главных реликвий христианства. Согласно преданию, именно в этот кусок льняной ткани длиной 4,36 метра и шириной 1,09 метров был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Хранится артефакт в церкви Святого Иоанна в Турине. Ткань пропитана пыльцой, и на ней проступают контуры различных растений. Главная же особенность реликвии — два красноватых силуэта человека спереди и сзади. Если присмотреться, как говорят сторонники подлинности артефакта, то можно увидеть следы тернового венца и ран от пыток, которым подвергся отпечатавшийся на плащанице человек.

Впервые артефакт упоминается в середине XIV века в связи с его тогдашним владельцем — французским рыцарем Жофреем де Шарни. Спустя век плащаница была продана правителям итальянского графства Савойя. Реликвия сопровождала представителей Савойской династии в Шамберли, затем — в Пьемонте, где она пострадала от пожара: в 1532 году ее залило расплавленным серебром. Впоследствии полотно не раз штопали, поддерживая в надлежащем виде. В Турин артефакт перевезли в 1578 году. Вплоть до середины 1980-х годов плащаница принадлежала Савойской династии, а со смертью последнего короля Италии Умберто II перешла в собственность католической церкви.

История Туринской плащаницы до XIV века достаточно туманна: на протяжении более тысячи лет с момента казни Христа похожие на нее по описанию артефакты упоминались в отдельных источниках. Например, один из них три столетия находился в столице Византийской империи — Константинополе. Многочисленные исследования подвергали сомнению эти легендарные упоминания, а опубликованная в 2009 году критическая статья французского исследователя Эманнуэля Поля не оставила от этих легенд камня на камне.

Главная проблема для тех, кто верит в подлинность реликвии, — то, что в Новом Завете при описании снятия с креста Иисуса, о ней не упоминается. Все четыре евангелиста говорят о плащанице только при погребении тела Иисуса — и ни слова о ее дальнейшей судьбе.

Верующие созерцают Туринскую плащаницу в церкви Святого Иоанна в Турине в апреле 2015 года.

Попытки доказательства подлинности реликвии предпринимались с момента ее обретения. Правда, занимались этим в те времена исключительно представители церкви, которым не нравилось, что плащаница находится в руках частных лиц. Поскольку прибыль от демонстрации реликвии ее владельцы делили с местными властями, то те не препятствовали этому «бизнесу», несмотря на протесты церкви.

Официально о подлинности реликвии Католическая церковь так и не заявила.

Наука воцерковлять

Первые научные исследования артефакта проводились в 1898 году: тогда исследователи выяснили, что изображение на плащанице сделано не красками, а скорее напоминает фотографический негатив. В следующий раз «доступ к телу» ученые получили через 80 лет. Тогда удалось найти «гемоглобин» в пятнах крови на ткани. Дальнейшие изыскания показали, что в предполагаемых пятнах крови есть железистая охра и киноварь, которые в Средние века входили в состав алой краски.

Снимок фрагмента Туринской плащаницы с лицом.
Фото: Deloche Lissac / Godong / Global Look

Искусствоведческий анализ, проведенный в 1970-е, также не добавил очков сторонникам подлинности артефакта: по мнению искусствоведов, изображенный на ткани силуэт отвечает канону изображения Христа, оформившемуся к XIV веку, и никак не совпадает с более ранними. В частности, об этом говорит то, что руки отпечатавшегося на ткани человека сложены на гениталиях, хотя иудеи хоронили умерших со скрещенными на груди руками. Зато именно так изображали святых с XI века. Кроме того, умершим иудеи остригали волосы, что также не соответствует силуэту на плащанице.

Одна из главных загадок — возраст плащаницы. При определении возраста артефактов ученые обычно используют физико-химический радиоуглеродный метод, основанный на распаде радиоактивного изотопа углерода. У углерода есть три изотопа, самый тяжелый из которых — 14C — радиоактивен, а время его полураспада превышает 5700 лет. При создании артефакта содержание этого изотопа сравнимо с атмосферным, а потом уменьшается в силу радиоактивного распада. Если сравнить содержание 14C с более легким и более стабильным изотопом 12C, то можно определить примерную дату изготовления артефакта.

Первоначальные исследования плащаницы этим методом показали, что она была создана в период с 1260 по 1390 годы. Фрагменты плащаницы изымались в присутствии ученых, а затем изучались в разных лабораториях несколькими научными коллективами. Церковь и потом давала образцы для исследований, однако их изъятие проводилось уже без свидетелей. Впоследствии ученые критически подошли к выводам своих предшественников, но не смогли их опровергнуть.

Дискуссия вокруг плащаницы возобновилась в 2001 году, когда криминалисты и ученые подвергли сомнению компетентность радиоуглеродного анализа, проведенного в США, Швейцарии и Великобритании. Российский астроном и популяризатор науки Владимир Сурдин опубликовал статью, в которой объяснил, что сенсационные выводы — результат грубейшей математической ошибки, допущенной при составлении уравнения соотношения изотопов углерода.

«Я стараюсь следить за работами ученых относительно плащаницы. Это интересная задача. Думаю, что с происхождением полотна уже скоро разберутся окончательно, а вот технология нанесения рисунка до сих пор загадка. Пока не удастся воспроизвести нечто подобное, скептиков не удастся убедить. А верующих не удастся и после этого. Но это уже не проблема ученых», — рассказал Владимир Сурдин

Таким образом, ученым остается ответить на три главных вопроса: когда и где была соткана плащаница и каким образом на нее был нанесен соответствующий рисунок. И если на первый вопрос исследователи пытаются дать ответ с завидной регулярностью, то последняя серьезная работа, посвященная оттиску на ткани, была опубликована 1 ноября 2011 г.

(см. так же статью "Нов анализ на Торинската плащаница повдигна и нови въпроси")



По теме: