Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Научные исследования Туринской плащаницы

Иисус и Туринская плащаница

Многие годы мы слышали о Туринской плащанице, но мало кто представлял себе грандиозный масштаб развернувшейся вокруг неё дискуссии. Теперь эта проблема живо обсуждается и в нашей стране: организован Российский центр Туринской плащаницы, только за последние месяцы опубликовано несколько пространных статей в серьёзных и несерьёзных изданиях, телевидение посвящает этой теме свои программы. В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и богословские проблемы. Однако среди них пока нет проблем астрономических. Кто же дал право вступать в дискуссию мне, астроному? Это право дает мне любовь к науке и желание поддержать у моих сограждан чувство здравого смысла

Мне странно слышать от авторов некоторых выступлений о стремлении учёных отмахнуться от проблемы Туринской плащаницы, о неспособности науки разгадать природу этого исторического памятника. Разумеется, всё это не так: любой документ XIV века (и уж тем более I века!) бесконечно ценен для науки, для истории культуры. Именно поэтому так придирчиво стремятся учёные установить его подлинность. Установить истинную, а не мифическую историю Туринской плащаницы — цель научного исследования. К сожалению, этот памятник культуры в полной мере так и не попал в руки учёных. Но и то немногое, что уже удалось сделать квалифицированным исследователям, некоторые «комментаторы» упоминают вскользь или с явными искажениями.

Поэтому я хочу представить на суд читателей некоторые материалы, опубликованные в изданиях Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal = CSICOP). Это весьма уважаемая международная организация учёных-скептиков (а существуют ли иные учёные?), имеющая целью объективную проверку сообщений о необычных явлениях — от НЛО и телекинеза до хиромантии и астрологии.

В нашей стране существует и дружественная CSICOP организация — Российское гуманистическое общество (РГО) со своим журналом «Здравый смысл». Осенью 2001 года в Москве по инициативе РАН и МГУ силами РГО и CSICOP был организован международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования». На нём обсуждалась и Туринская плащаница. Здесь я привожу наиболее интересные, на мой взгляд, данные научных исследований плащаницы, собранные экспертами CSICOP. Надеюсь, это даст читателям журнала дополнительный материал для размышлений над интереснейшей исторической загадкой.

Отношение католической церкви к Туринской плащанице

Научный интерес к этой реликвии пробудился в 1898 году. До того времени господствовало убеждение, что изображение на плащанице нарисовано красками. Но первые фотосъёмки полотна показали, что изображение на нём выглядит, как фотографический негатив. Это побудило некоторых исследователей заявить, что изображение является нерукотворным, что ни один художник не смог бы добиться такого жизнеподобия, которое проявилось на фотографических негативах. Однако все попытки получить изображение человеческого тела на холсте иными, нехудожественными средствами оказались безуспешными.

Католическая церковь никогда не делала официального заявления по поводу подлинности плащаницы. В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние её показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах. После выставки 1978 года к плащанице был разрешён ограниченный доступ исследователей. Тогда группа учёных, в основном из США, провела первое всестороннее обследование реликвии. Полученные результаты были представлены в 1981 году на выставке, организованной в Коннектикутском университете в Гротоне. Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Отмечалось, что пятна крови содержат гемоглобин.

Верующие в подлинность плащаницы утверждают, что на ней изобразилось тело Иисуса под действием энергии, исходящей из него во время воскресения. Однако в 1989 году после радиоуглеродных исследований (используемых для определения возраста предметов органического происхождения), независимо проведенных учёными трёх различных лабораторий, было доказано, что плащаница изготовлена не ранее XIII века. Допуская истинность этого вердикта, католическая церковь призвала своих членов почитать плащаницу как живописное изображение Христа.

Католическая церковь не признаёт Туринскую плащаницу как реликвию и официально считает её иконой. «Плащаница является отображением, рассказом в иносказательной форме о страданиях Христовых, описанных в Евангелии», — поясняет вице-президент комиссии по плащанице, толкователь библейских текстов Дон Джузеппе Гиберти.

Во время публичного показа плащаницы в Турине 24 мая 1998 года папа Иоанн Павел II в своей приветственной речи сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Её таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица — Иисуса из Назарета. И так как это не имеет никакого отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завёрнуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает учёным работать с чувством внутренней независимости и в то же время с вниманием к чувствам верующих.

Для нас, христиан, Туринская плащаница прежде всего является зеркалом евангелизма. И когда мы при этом рассматриваем изображение, мы чувствуем глубочайшее успокоение, видя очевидную связь с тем, что сообщает нам Евангелие о страданиях и смерти нашего Господа Бога. Каждый приближающийся к покрывалу замечает, что плащаница не вызывает почтения к себе, а указывает на того, чьё доброе провиденье доставило оно нам. И мы должны всегда осознавать это драгоценное значение изображения Иисуса, которое мы видим здесь перед собой. Таким образом, плащаница является единственным в своём роде знаком, указывающим на Иисуса Христа, воплощённое слово Создателя, и призывает нас сверять нашу жизнь с ним, который пожертвовал собой ради нас».

Кто изображён на полотне?

Несмотря на официальное мнение католической церкви, многие верующие считают Туринскую плащаницу святой реликвией. К выставке 1998 года появились книги по данной теме, и все они старались доказать «подлинность» покрывала в смысле его причастности к биографии Христа. Такие исследователи плащаницы называют её словом «синдон», а себя — «синдонологами». Это слово имеет греческое происхождение и изначально относилось к куску ткани, который можно использовать и как плащаницу (это отличает её от лицевого платка для вытирания пота). Среди сторонников подлинности плащаницы основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project) из США.

Основным тезисом синдонологов служит утверждение, что после снятия с креста Иисуса положили на покрывало, в которое затем и завернули тело. Поэтому контур тела отпечатался на холсте. Другие утверждают, что Христос «оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортёров, он сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвёл вспышку света, вспышку огромной энергии. Иначе, как установлено современной атомной теорией, сохранение его изображения на полотняном покрывале было бы невозможно». Для доказательства того, что это именно Иисус Христос, синдонологи ссылаются на большое количество признаков изображения на покрывале, которые согласуются с библейскими данными.

Поклонники плащаницы также указывают на другие предметы с изображением Христа, которые существовали до XIV века: монеты, медальоны и прочее. Они убеждены: сходство изображённых на них ликов Христа доказывает, что ещё до XIV века Туринская плащаница использовалась как оригинал для изготовления монет и других произведений искусства.

Однако скептики с этим не согласны. Если внимательно приглядеться, говорят они, то можно заметить, что сходство старинных изображений Христа с изображением на плащанице не так уж велико. Единственное совпадение только в том, что везде это изображение длинноволосого, бородатого мужчины. Даже если эти изображения имеют сходство с изображением на Туринской плащанице, нужно ответить на вопрос о том, а не было ли само покрывало создано по какому-либо художественному оригиналу. Иными словами, все совпадения можно объяснить общностью традиций и стремлением к их сохранению. И для того чтобы проследить это возможно дольше, нужно совершить экскурс в теорию искусств. Ещё великий теолог Августин жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. С течением времени менялось и представление художников об облике Христа. До III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже появились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства XIV века. Тот факт, что в то время были модны одноцветные изображения, усиливает предположение о том, что здесь мы имеем дело с работой художника. 

Историки отмечают, что в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещёнными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были уступкой стыдливости того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице, считает руководитель германского общества скептиков Амардео Сарма.

Техника изображения

Что касается предположения о «чудесном негативе», то изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом, поскольку волосы и кровь на нём выглядят тёмными, тогда как должны были бы казаться светлыми, разумеется, если Иисус не был блондином или седым, что маловероятно.

Туринская плащаница в развёрнутом виде

Если принять гипотезу, что Туринская плащаница действительно зафиксировала подлинное тело Христа, то в глаза бросается ряд нелепостей:
  • когда покрывало лежит на теле, оно прилегает к поверхности этого тела. Следовательно, отпечаток на той части, которая обволакивает, скажем, лицо, должен быть больше изображения лица, когда мы смотрим на него спереди. Даже при наличии идеальных условий и использовании ещё не известного способа получения изображения, например, такого, как «выпаривание», покрывало должно быть жёстко закреплено над телом на каком-то каркасе, чтобы получилось неискажённое двумерное изображение. Иначе, когда мы снимем и разложим покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. Но на плащанице нет таких искажений;
  • совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое для того, чтобы быть подлинным;
  • отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят на покрывале и тогда колени должны быть согнуты;
  • волосы человека, изображённого на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на плохих картинах;
  • руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 сантиметров длиннее другой;
  • кровь течёт так, как это бывает на какой-нибудь мазне, по небольшой канавке и не сворачивается, что было бы естественно. Тот, кому хоть раз попадала кровь на одежду, знает, какие безобразные пятна образуются при этом. Со временем они чернеют. А кровь на покрывале всё ещё красная.
В своей книге «Иисус умер не на кресте» Грубер и Керстен (1998) пытаются привести экспериментальные доказательства использования метода «выпаривания». После того как Керстен побывал в сауне и намазался маслом, он лёг под полотняное покрывало. Появился отпечаток одной стороны его тела, однако без черт лица. Судя по фотографиям, приведённым в его книге, отпечаток тела совершенно чётко расширен в области бедер. В отличие от плащаницы, не заметно «удлинения» обеих рук. Даже при контролируемых, идеальных условиях чётко проявляются определённые признаки отпечатка трёхмерного оригинала, а на Туринской плащанице они не заметны.

Кровь или краска?

Этот вопрос многие считают важнейшим, однако он же и наиболее запутанный. Два химических анализа ткани и вещества на ней были предприняты с согласия католической церкви ещё в 1970-е годы. Первый анализ провела итальянская комиссия в 1973 году. Профессора Джиорджио Фраке, Эуджения Ридзатти и Эмилио Мари обнаружили на ткани красноватое гранулированное вещество. Все специальные тесты на кровь дали отрицательный результат. Профессора Гуидо Филогамо и Альберто Дзина обнаружили красноватые овальные частицы диаметром 0,5-0,7 микрона.

Во время проведения второго анализа в 1978 году основную роль играла группа STURP. Эксперты наложили 32 клеевые полоски на покрывало и затем осторожно их содрали. Полоски разрезали на две части и отдали Уолтеру МакКрону и Рею Роджерсу. Эти микроаналитики исследовали частички вещества и волокна покрывала, прилипшие к клеевым полоскам. В частности, МакКрон не обнаружил следов жидкости или каких-либо других признаков трупа. Ему удалось найти всего лишь неорганические компоненты, прежде всего окись железа (ржавчину). Поскольку МакКрон считал возможным античное происхождение покрывала, он сделал вывод, что краска была использована дополнительно для более выразительной реставрации пожелтевших пятен, оставленных телом на покрывале.

При подробном изучении волокон МакКрон нашёл на них два компонента: растворимая в воде краска темпера с окисью железа (железистая охра) и с киноварью. Этот второй компонент использовался старыми мастерами как алый цвет, и получали они его из сернистой ртути. Частицы этих двух компонентов отождествляются вполне уверенно. МакКрону удалось показать, что обнаружить железистую охру можно только в области самого изображения, и её нет в контрольных областях покрывала. А краска из сернистой ртути встречается исключительно в «кровавых» областях. Тот факт, что в живописи XIII и XIV веков киноварь часто использовалась для изображения крови, только усиливает предположение о покрывале как о произведении искусства. Наряду с этим МакКрон нашёл и следы других частиц, причем многие из них типичны для малярных красок. Всё это укрепило МакКрона во мнении, что покрывало могло время от времени попадать в мастерскую художника.

Факты постепенно склонили МакКрона к мысли, что плащаница — искусственное изделие. Но когда он поделился своими выводами с другими членами группы STURP, то встретил сопротивление. У него отобрали клеевые полоски, и он не смог продолжить исследование. Ему было запрещено сообщать о своих результатах без согласия группы. Со временем МакКрон потерял надежду переубедить своих прежних соратников и приостановил свое членство в STURP. И наконец, он начал публиковаться в различных журналах, в результате чего смог найти согласие с непредубеждёнными учёными.

Усилия по химическому анализу плащаницы продолжаются, однако на ткани не удалось найти никаких других существенных составляющих крови, например калия, которого в крови в три раза больше, чем железа. Правда, позже появились сообщения, что на покрывале найдены следы ДНК. Наличие ДНК может, конечно, свидетельствовать в пользу наличия крови, но это очень слабый свидетель. После того как столько людей на протяжении столетий имели дело с покрывалом, было бы чудом, если бы на нём не было найдено никаких человеческих следов.

Возраст ткани

Исследователи Туринской плащаницы пытались разгадать её тайну многими изощрёнными методами, скажем, исследуя застрявшие в ткани частицы пыльцы растений, которые могли бы поведать о географии её перемещений. Но самым простым и надежным методом, очевидно, является радиоуглеродное измерение возраста ткани. Напомним, что радиоуглеродный метод — это способ определения возраста органического вещества, в котором используется распад радиоактивного изотопа углерода С-14. В археологии это один из важнейших методов датировки.
 


Фрагмент плащаницы с человеческим ликом
 
В 1970-е и 1980-е годы исследователи часто требовали разрешения на проведение точной, радиоуглеродной датировки плащаницы. Однако в 1970-е годы для проведения исследования нужно было использовать большое количество ткани покрывала, и разрешение не было получено. Но позже техника усовершенствовалась, и сейчас можно определить возраст, обладая малым количеством ткани. Это обстоятельство и облегчило католической церкви в 1988 году принятие решения об определении возраста плащаницы.

Первоначально для исследований было выбрано семь лабораторий. Это было зафиксировано в так называемом Туринском протоколе специалистами по датировке под руководством председателя научного совета Ватикана. К тому же были намечены детали взятия образцов, чтобы потом не было повода для критики. Однако позже число лабораторий было сокращено до трёх, что вызвало недовольство учёных: они опасались, что небольшие отклонения из-за случайных ошибок при исследовании одного из трёх образцов дадут повод сомневаться в надёжности исследований. Семь образцов, разумеется, значительно уменьшили бы риск. Оказалось также, что была изменена методика отбора образцов. Учёным из лабораторий не разрешалось больше непосредственно присутствовать при взятии тканевых образцов. В конце концов, покрывало было исследовано тремя научными коллективами: в лаборатории геофизики Аризонского университета (Тусон, США), в лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета совместно с лабораторией Британского музея (Англия), а также в Институте физики Цюриха (Швейцария). Результат оказался однозначным: с учётом всех возможных неопределённостей исследователи заключили, что ткань покрывала возникла в период между 1260 и 1390 годами. Этот результат убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница является работой художника XIV века.

Всё ещё только начинается

Казалось бы, радиоуглеродное датирование должно было поставить точку в истории с плащаницей. Как бы не так! Сразу же после публикации этих результатов появились сомнения, связанные с отклонением от Туринского протокола при процедуре взятия пробы; напомню — на отклонениях настояла церковь. Действительно, непрерывная и документированная идентификация образцов не была проведена. Упаковки образцов осматривались только тремя представителями церкви, и, к сожалению, всё это не фиксировалось фотокамерой.

В среде журналистов это неизбежно привело к возникновению теории о заговоре.

Однако независимые эксперты считают, что образцы взяты честно и исследование выполнено на высоком уровне. У всех трёх лабораторий в пределах ошибок совпал не только возраст плащаницы, но и возраст контрольных образцов двух других исторических тканей, даты рождения которых историкам точно известны. И всё же этот случай показывает, что может произойти, когда исходя из политических или церковных интересов происходит отклонение от установленной процедуры. Опасение, что случайное отклонение, полученное в одной из трёх лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось. Но отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования всё же дало повод для различных спекуляций.

В России серьёзных публикаций о Туринской плащанице и тем более о связанных с ней исследованиях было немного: ведь никто из нас не держал её в руках, да и мало кто видел. Поэтому мой интерес привлекла статья в «Вестнике Российской академии наук» (Фесенко и др.; 2001), в которой ответственные сотрудники Института криминалистики и Министерства юстиции РФ поставили под сомнение радиоуглеродный возраст плащаницы. Как говорится, за дело взялись профессионалы! Они отметили, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница по историческим данным подверглась реставрации, в процессе которой её могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в её состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода (С-14 / C-12). Авторы статьи экспериментально показали, что методика подготовки образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная, в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Встаёт вопрос: насколько это могло «омолодить» плащаницу?

И вот тут авторы статьи допустили промах: они сделали расчёт, исходя из предположения, что неотмытое растительное масло привнесло в ткань лишь радиоактивный изотоп углерода (С-14), тогда как, на самом деле, ткань в результате загрязнения свежим природным углеводородом могла обогатиться только природной смесью изотопов углерода. Эта ошибка обошлась авторам статьи дорого: их вывод гласит — ткань, изготовленная 2000 лет назад, в результате указанного загрязнения вполне может дать средневековый радиоуглеродный возраст. Но аккуратный расчёт показывает, что это не так: загрязнение маслом могло сдвинуть возраст плащаницы лишь на несколько десятков лет. Жаль, что нашим криминалистам не удалось сказать своего слова в «плащаницелогии». По правде сказать, мне трудно понять причину их столь элементарного промаха. Ведь решалась школьная задача!

Впрочем, промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета Томас Филлипс предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет — что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа С-13, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра С-14, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «Физики шутят», она была тщательно проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например, нормальный изотопный состав других элементов, полностью отвергающие эту гипотезу. Так закончилась нормальная научная дискуссия.

В качестве курьёза отмечу, что неверное решение задачи про «омоложение» плащаницы, полученное в работе Фесенко и др., совершенно верно описывает ситуацию, рассмотренную Филлипсом. Так в «деле о плащанице» добавилась ещё одна загадка. Думаю, их будет ещё много. Ведь Туринская плащаница — не столько объект научного исследования, сколько фокус идеологических и социальных проблем.

Владимир Сурдин
___________________________

Научные исследования Туринской плащаницы (Комментарии)

Археологи Израиля обнаружили погребальный покров, датируемый началом новой эры - временем распятия Христа. Ее сразу же принялись сравнивать со знаменитой Туринской плащаницей. Увы, сравнение оказалось не в пользу последней. Во-первых, способ переплетения и рисунок ткани кардинально разнились. Найденный покров был изготовлен методом простого двустороннего переплетения, а у плащаницы - он диагональный, который появился не раньше средних веков. Об этом написала британская газета «Дейли мейл».

Полотно раскопали археологи из университета Hebrew и института Albright Research в иерусалимской долине Хинном. Им были покрыты человеческие останки. Все сохранилось благодаря тому, что после похорон погребальную камеру наглухо запечатали, опасаясь, что проказа, которой был болен умерший, выйдет наружу. Сохранились даже волосы этого человека. Анализ их подтвердил – камеру «заселили» 2000 лет назад.

Иерусалимская плащаница в отличие от Туринской, изготовлена из двух полотен - одним накрывали тело, а другим - голову.

- Таким образом, - заявил руководитель группы археологов, профессор Шимон Гибсон, - Туринская плащаница не соответствует палестинской погребальной практике I века нашей эры… Наша находка показывает, что отдельные покровы - для головы и тела были распространенной практикой.
 
Впрочем, и без этой находки мало кто из ученых верит в подлинность Туринской плащаницы. Не раз научные экспертизы развенчивали знаменитую реликвию и приводили доказательства, что это «чудо» - дело рук человеческих. Туринской плащаницей никак не могли накрывать тело снятого с креста Иисуса, поскольку соткали ее, спустя 1300-1400 лет.

Кроме того, обычно плащаница была в два раза длиннее тела умершего, при этом тело спиной лежало на одной половине, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала верхнюю часть тела.Общепринятым было также отдельно обвивать голову умершего, как это в деталях описывает апостол Иоанн ( тогда у меня вопрос: как на Туринской плащанице мог отпечататься лик Иисуса, если его лицо было обвито платком ? ).

Радиоуглеродное датирование плащаницы было предпринято 20 лет назад одновременно в нескольких лабораториях мира - в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе. Результаты у всех примерно одинаковые: плащаница изготовлена в промежутке между 1260 по 1390 годами.

Однако верующие христиане ученым не верят и заявляют, что для анализа использовались образцы, взятые не с основной ткани, а с заплат. 

А споры о подлинности реликвии не прекращаются, начиная с 1347 года, когда во владениях графа Джоффри де Шарни в деревянной церквушке селения Лирей, близ Парижа, была выставлена для поклонения плащаница, получившая в дальнейшем название Туринская. Тогда из близлежащих селений потянулись огромные вереницы паломников, жаждущих увидеть чудо. 

Наиболее шоковый характер носило заключение о подложности Безансконской плащаницы. На ней, кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке, в которой говорилось, что она сделана рукой самого Христа. Но оказалось, что надпись сделана на… арабском языке, отражала взгляды ислама на Иисуса Христа и была сделана одновременно с написанием изображения в XIV столетии… 

Безансонская плащаница сейчас упрятана в монастырские хранилища и никому не показывается.
 
Вообще-то, утверждает агентство Рейтер, напечатавшее результаты исследований химика Луиджи Гарласкелли, католическая церковь уже и не претендует на то, что Туринская плащаница является подлинной, но считает при этом, что реликвия должна стать мощным напоминанием о страстях Христовых. 

В настоящее время плащаница заперта в соборе Турина. 

А вот как "увидел " Э. Заделер явление Христа Магдалине в саду. (Эгидиус (Гиллес) Заделер II нидерландский гравёр (1570-1629). Жил и работал в Чехии при дворе короля.) 

Э. Заделер - Явление Христа Магдалине в саду. Медная гравюра

Почему-то Иисус в шляпе и с лопатой на плече. 😇

__________________________

Историческая правда вместо "чудес" вокруг да около


Создаются легенды не только вокруг Туринской Плащаницы, а и вокруг самого исследования. Один перечень книг, брошюр и статей, которые "разрабатывают" тему о Туринской Плащанице, занимает более 120 страниц текста.
«Плащаница» в евангельских рассказах

В Библии говорится, что умершего на кресте Иисуса Христа
"Иосиф из Арамафеи, ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса. И Пилат позволил. Он пришел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где он распят, был сад, а в саду новая могила, в которой еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что могила была близко." (Евангелие от Иоанна, 19:38-42)
Примечание:

У иудеев не было и нет "обыкновения" вымачивать пелены, в которые заворачивают покойника, в благовониях. А в сто литрах смеси смирны с алоем не только пелены, а все Тело Иисуса Христа можно было искупать. Обычай употреблять благовония для тела покойника был только у египтян, которые бальзамировали тела умерших фараонов да некоторых жрецов и состоятельных людей...

Но не будем придираться к тексту Евангелия. Будем читать дальше.

Пролежав в могиле полтора ночи и один день, Иисус Христос в ночь с субботы на воскресенье воскрес. В воскресенье очень рано, затемно, Мария Магдалина и жены-мироносицы с нею наведалась до могилы Иисуса Христа и узнали о Его воскресении из мертвых. Об этом они сообщили ученикам Иисуса Христа.

Тот час вышел Петр и другой ученик (Иоанн) и пошли к могиле. Они побежали оба вместе, но Иоанн бежал скорее Петра и пришел к могиле первый, и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел туда, где был похоронен Иисус. Вслед за ним приходит Симон Петр, входит в склеп и видит только одни пелены лежащие и плат, который был на голове Его, но особо свитый на другом месте. (Иоанна, 20:3-7)

О "пеленах лежащих" ("фб пипнйб мпнб", та офониа мова - в греческой Септуагинте, "linteamina posita" - в латинской Вульгате) в могиле воскресшего Иисуса пишется также в Евангелии от Луки (24;12).

Офонией в Греции, линтеаминой в Риме вообще называли длинный плат сотканной материи, готовой к пошиву из нее одежды. В Библии слово "пелены" встречается в значении именно длинного куска материи, которым может быть покрыто тело (Иова, 39:9; Иезекииля, 16:4) или которым можно спеленать младенца (Луки, 2:12).

В иудейском культе для заматывания покойника употреблялись два куска материи. Один - длинный, для заматывания всего корпуса и ног, который назывался "Синдон". Такое выражение встречается в Новом завете только один раз в Евангелии от Матфея (27:57). В церковно-славянском издании Библии "Синдон" переводится как "Плащаница". Другой - меньший, которым заматывали голову, и назывался "Сударион". В церковной практике греки называют "Пелены", в которые было завернуто тело Иисуса, словом "уйндпн" (Синдон). Именно это греческое слово "Синдон" в синодальном издании Библии переводится как "Плащаница":
"Взяв Тело Иисуса, Иосиф Аримафейский обвил его чистой плащаницей" (Матфея, 27:59).
О плате на голове покойника и в греческой Септуагинте, и в латинской Вульгате пишется одинаково - "упхдбсйпн" (сударион), "sudarium" (судариум), как эта часть погребального элемента называется в иудейском культе. В русском переводе эту часть погребальных одежд Иисуса Христа называют "Плат" (Платок). В христианском культе употребляется общее название для всех составных погребального покрытия покойника - пелены, Синдон, офония, линтеамин или, по-английски - Шроуд (Shroud).

В церковно-славянском языке, а отсюда - в языке всех славянских народов, погребальные одежды, саван, Христа называется "Плащаница". Слово происходит от названия верхней легкой и плотной - непромокаемой, под дождь - одежды. У слова "Плащаницы" - родственный, смысловой и грамматический, корень со словом "Плащ". В дальнейшем слово "Плащаница" обозначает погребальные одежды евангельского Иисуса Христа.

В евангелиях сохранен еще один эпизод предуготовительных действий по отношению к телу умершего Иисуса. Евангелия сообщают, что за всеми событиями, сопровождавшими распятие и смерть Иисуса, до самого вечера "смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа ему." (Матфея, 27:55-59; Лука, 24;49). Все эти женщины "смотрели издали" до тех пор, пока не увидели "закрытия Иисуса в гробу". Женщины даже посидели перед закрытом гробом. После описания всего этого в Евангелии от Луки пишется:
"День тот была пятница, и наступила суббота...последовавшие женщины, возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди"(23:54-56).
Как?! Наступила суббота, а сопровождавшие Иисуса Христа женщины, вернувшись домой, занялись приготовлением благовония и масти? Это невероятно! С наступлением субботы евреям строго-настрого запрещается работать, что-то делать. Тем более, что сам Лука говорит, что женщины "в субботу остались в покое по заповеди".

Кроме странного сообщения в Евангелии от Луки, имеется прямо противоположное ему и не менее странное утверждение в Евангелии от Марка:
"По прошествии субботы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти - помазать Его" (16:1).
Значит, жены-мироносицы не приготовили благовоние и масло еще вечером (или ночью) с субботы на воскресенье, как то говорит Лука; значит, они только по прошествии субботы купили ароматы для помазания Иисуса.

Кто же из них - Лука или Марк - говорит правду, а кто из них - Лука или Марк - ошибается? Но, противореча Луке, Марк сумел ввернуть и свою собственную странность. Оказывается, что жены-мироносицы сумели где-то разыскать в Иерусалиме такую лавку, в которой открылась было торговля ночью с субботы на воскресенье, и купить там ароматы? (Марк сам говорит, что у гроба Иисуса жены-мироносицы появились "весьма рано" (16:2), а Иоанн добавляет, что "когда было еще темно" (20:1).) Это - невероятно!

Наконец, по сообщениям евангелий, жены-мироносицы видели все от распятия Иисуса до Его погребения в могиле. Следовательно, они видели, что Никодим буквально замочил Синдон, сударион и все Тело Иисуса в 100 литрах благовонных масел. Следовательно, женам-мироносицам не за чем было готовить еще и свои благовония для тела Иисуса. Не случайно евангелист Матфей ничего не говорит о благовониях женщин, а пишет, что "Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть гроб" (28:1). Это же повторяет евангелист Иоанн, и ничего не говорит о благовониях у женщин (20:1).

Плащаницы Иисуса апостолы не трогали, не забирали и не хранили

В Библии нигде не упоминается о том, что ближайшее окружение Христа, увидев оставшиеся после воскресения погребальные пелены их Учителя, предпринимали какие-либо дополнительные действия по отношению к ним, - по отношению к погребальным пеленам своего Учителя.

Прикосновение к ритуальным одежам покойника оскверняло верующего иудея, делало его нечистым и, согласно библейским законам, лишало на определенное время общения со своими единоверцами (Чисел, 5:2; 19:13-20; 31:19; Левит:22:4; Иезекииля, 44:25-26). Правоверному иудею никогда, ни при каких условиях и в голову не приходит мысль взять, хранить или благоговеть перед пеленами покойника. А последователи Иисуса Христа продолжали в глубине души считать себя правоверными иудеями.

Если верить евангельским рассказам, то само погребение Иисуса Христа вызвало переполох среди книжников и фарисеев, которые побежали к местным властям с предупреждениями о возможном обмане со стороны апостолов; требовали охраны для гроба Иисуса (Матфея 27:62-66), а потом подкупали стражей, чтобы те врали:

"Скажите, что ученики Его, пришед ночью, украли его, когда мы спали. И если слух об этой дойдет до правителя (Пилата), мы убедим Его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось сие между иудеями до сего дня" (Матфея, 28:13-15).
В этих условиях, даже при желании, апостолам было не до того, чтобы уносить погребальные одежды Иисуса Христа. Более того, наличие в могиле Иисуса его погребальных одеяний было дополнительным и весьма веским доказательством воскресения Учителя апостолов. Если уж кому-то было выгодно и крайне необходимо унести и уничтожить без остатка пелены воскресшего Иисуса Христа, так это исключительно и только враждебным Иисусу Христу евреям.

В руки апостолов ритуальные погребальные одежды Иисуса Христа попасть никак не могли. Да у апостолов и нужды в этих пеленах, в этой Плащанице, не было. Они видели воскресшего живого Учителя, разговаривали с ним, шли с ним по дороге, вместе обедали в комнате, ели рыбу на берегу озера Тивериадского, выходили на гору...(Матфея, 28:9-20; Марка, 16:9-19; Луки, 13-52; Иоанна, 20:14-29; 21:1-22; Деяния, 1:3-10).

Зачем после всего этого и к чему ученикам Иисуса Христа были нужны погребальные, да еще вымоченным в смирне и алое, пелены, в которые заворачивали покойника, - их умершего Учителя?

Христианство от "поклонения в Духе и Истине" –
до поклонения реликвиям


Первые христиане - и по рассказам Библии, и по всесторонним свидетельствам достоверных исторических данных - молились своему Богу "В Духе и в Истине" ( Иоанна, 4:23-24); а, по свидетельству Плиния Младшего (родился в 61, умер в 114 году) - "поют Христу, как Богу".

Кроме крещения в воде и возложения рук, у первых христиан до начала 3-го столетия никаких обрядов и никаких предметов поклонения не было. С третьего столетия, когда христианские общины окончательно порвали свои связи с иудаизмом и пополнялись только за счет язычников, новокрещенные иногда проявляли склонность к соблюдению своих бывших, языческих, обрядов и святынь. Такие попытки при самих их всходах, на корню, уничтожались идеологически и организационно. Церковные верхи того времени блюли чистоту первоначального, апостольских времен, христианства.

Когда среди христианских общин появились изображения рыбы, которые символизировали собой Иисуса Христа (Греческое название рыбы "Ихфиос" истолковывалось как сочетание первых букв выражения: "Иисус Христос Сын Бога, Спаситель) и креста, как символа спасения через страдания на земле, то ряд церковных авторитетов (Тертуллиан, Ириней Лионский, Иустин Мученик-Философ и другие) громогласно заявляли, что христиане не поклоняются этим символическим изображениям.

Понятно, что никаких реликвий, достойных поклонению, христианство до IV столетия не знало. Став государственной религией, христианская церковь постепенно - не без колебаний и не без мук - вводит обряды, обрастает культовыми предметами. Но только на соборах в 787, а затем окончательно - в 843 годах христианская церковь предписала к обязательному исполнению строго установленные обряды и порядок богослужений, молебны и молитвы; почитание икон, христианских реликвий и, в обязательном порядке, церковной иерархии. (Во время архиерейского богослужения Церковный Устав предписывает, чтобы диакон покадил (взмахнул кадилом) "Богу - Три раза... Архиерею - Девять раз".)

В это время утверждаются к поклонению якобы уже найденные ранее реликвияи (крест, на котором распяли Иисуса Христа, остатки одежды апостолов, волосы Богородицы, мощи святых и тому подобное.) Начали появляться и материализоваться те вещи, о которых рассказывается в Библии. (Опять в скобках замечу, что все священные предметы и места в современном Иерусалиме - Голгофа, гроб Господень, путь Иисуса Христа от судилища до Голгофы, Горница Тайной вечери Иисуса Христа со своими апостолами, дорога входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне своего распятия и все прочее, - это ни что иное, как сооруженные в натуральную величину на открытом воздухе евангельские муляжи. Иерусалим дважды в - 70 и в 135 году - был до основания разрушен; от сооружений евангельских времен в нем не осталось камня на камне. После окончательного разрушения Иерусалима по нему плугом вдоль и поперек пропахали борозды. От старого Иерусалима осталась только часть крепостной стены длиной в 185 метров. Это так называемая "Стена плача". - И все!)

С конца 4-го столетия в христианстве полуофициально начинают собирать и поклоняться различного рода материализованным святыням. В условиях постоянно повышающегося спроса начинают по потребностям фабриковаться евангельские реликвии. В силу этого "находят" крест, на котором был распят Иисус Христос и сочиняют легенду об "обретении честного и животворящего креста Господня"; отстраивают Иерусалим с его Голгофой, Гробом Господним, Крестной дорогой на Голгофе и так далее. После этого начинают почитать останки святых отцов - их мощи. Затем вводится почитание икон, обретение икон чудотворных. Начинается священная распродажа евангельских реликвий, дублирования этих реликвий.

Установлено, что разошедшиеся по христианскому миру кусочки из Креста Господня в своей массе могли быть собраны не менее чем с нескольких сотен подобных Крестов. Среди библейских реликвий появляются слезы Богородицы, волосы младенца Иисуса, и даже кости тех тощих коров, которые приснились библейскому фараону (Бытие, 41:17-21).

Еще больший спрос был на мощи (останки умерших святых).

В результате в церквах Востока и Запада накопилось у святого Григория 30 туловищ; у святого Филиппа - 18 голов, у святой Анны - 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног, у святого Андрея Первозванного - 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног. В Евангелии от Луки рассказывается, что по приказу царя Ирода Антипы Иоанну Крестителю отрубили голову. Древние христианские сказания утверждали, что тело Иоанна Крестителя было сожжено вместе с его отрубленной головой. Но с VI столетия церковники начали "обретать" головы Иоанна Крестителя и выставлять их на поклонения. Таким образом накопилось 7 "подлинных" голов Крестителя. На честь обретения каждой из голов в католической и православной церкви установлены отдельные, соблюдаемые до сих пор, праздники.

Среди реликвий свое особое место заняли Плащаницы Иисуса Христа. Они эпизодически начали появляться в недрах Византийского православья, но с момента Крестовых походов - значительно плодится на Западе, в римско-католической церкви. Плащаницы быстро и прочно вошли в культовую практику христианской церкви; поклонение ей ввели в Устав обязательного церковного богослужения.

В Страстную пятницу, за два дня до праздника Пасхи, во всех православных и католических церквях проводится специальное богослужение, во время которого "погребают" умершего Иисуса Христа и выставляют его Плащаницу для поклонения. Плащаницы, например, православной церкви в обязательном порядке есть в каждом действующем храме и представляют собой иконописное изображение на специально уплотненном льняном полотне (редко - на доске) иконописного изображения лежащего во гробе Иисуса Христа, а вокруг Погребенного - Богородица, Мария Магдалина и жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский, Никодим, апостол Иоанн.

Можно предположить, что в начальный период этих богослужений для поклонения выставлялись "подлинные" погребальные одежды Иисуса Христа, что привлекало к владеющему Плащаницей храму многочисленных молящихся. В ответ конкурирующие церкви и крупные храмы обзаводились собственными "подлинными" Плащаницами... Таким образом, к XV столетию в христианском мире исторически зафиксировано всего 40 Плащаниц Иисуса Христа. Часть из них поизносилась и исчезла, часть была уничтожена конкурентами, часть в силу разных причин не приобрела нужного авторитета у верующих... До сих пор продолжают существовать и выставляться для поклонения всего меньше десятка Плащаниц, самая древняя из них - находящийся в храме испанского города Овьедо Сударион (Sudarium in Oviedo) - имеет возраст 1200 лет ("обретён" в VIII столетии), а самая молодая и, в тоже время, самая известная сейчас - Туринская.

Владимир Сурдин


По теме: