Варанаси — уникальный
город. один из самых старых городов не только в Индии, но и во всём мире, Для
индусов и джайнов это главный из Семи Святых Городов (Sapta Puri). Город стоит
на левом берегу реки Ганг, священной для жителей страны. Они верят, что
кремация у воды в Варанаси — высшая почесть для умерших.
Многие состоятельные
люди приезжают сюда в старости, чтоб доживать свои последние дни, и чтобы быть
преданными здесь огню на ступенях у кромки Ганга.
С воды становится понятно, насколько Варанаси пёстрый. Резные башни дворцов и храмов создают очень красивое нагромождение, напоминающее сказочный город.
Толпы людей собираются посмотреть на это зрелище, некоторые сидят на гхате перед сценой, другие смотрят с лодок у берега.
levik.livejournal.com
Учёные считают, что
первые поселения людей в этом месте, у Ганга, появились около 13-14 тысяч лет
назад, хотя сам город основался значительно позже, около 1,000 лет до нашей
эры. Индусы тем временем верят, Варанаси основал сам бог Шива, где-то в 3,000
д.н.э.
Главная особенность
города — «гхаты», участки набережной, где каменные ступени спускаются к самой
кромке воды. Над гхатами возвышаются резные дворцы, построенные за последние
несколько веков индусскими королями и знатью, которые хотели в покое и комфорте
доживать свою жизнь прямо на берегу святой реки.
В Варанаси сегодня
существует более восьмидесяти гхатов, которые переходят один в другой, создавая
длинную, хоть и неравномерную набережную. Желающий прогуляться вдоль неё будет
вынужден постоянно то подниматься, то спускаться по ступеням, и обходить разные
небольшие постройки. Некоторые гхаты шире, некоторые уже, бывают чистые и
грязные. Везде своя особая тусовка, и немного разные правила.
В сезон мелководья Ганг
иногда обнажает дно в некоторых местах, но чаще ступени гхатов спускаются прямо
в воду. На этих ступенях весь день кипит жизнь. Гхаты в Варанаси как отдельный
город внутри города, наподобие Ватикана внутри Рима. По ним можно шататься весь
день, абсолютно забыв, что рядом находится ещё целый город с миллионным
населением. Многие туристы сюда за этим и приезжают.
Все знают, что Ганг —
священная река. Согласно индуистской традиции, кроме того, что тут считается
почётным кремировать мёртвых, в ней полезно купаться, пить её священную воду,
дарить реке различные дары... Короче вся эта священная активность на протяжении
долгих веков, капитально загрязнила Ганг, на его поверхности плавают островки
различного мусора.
Сегодня любому туристу
известно, что даже маленький глоток водички из священной реки может обернуться
парой недель различных желудочных неприятностей. Даже окунаться в реку не
рекомендуется.
По разным замерам в воде содержится до 100,000,000 частиц колиформных бактерий на литр. Это если что, кал. Считается, что количество выше
500 частиц на литр уже опасно для здоровья во время купания. Но у местного
населения на это какой-то особый иммунитет, очевидно, и они во всю тут
купаются.
В Ганге же и стирают
одежду, развешивая и раскладывая её потом сушиться прямо на гхатах.
Священную воду из Ганга
продают в бутылках и горшочках — паломники могут увезти с собой немного
"чудотворной" воды.
Над гхатами высятся
высокие стены. В сам город надо подниматься метров 15 по лестницам. Это потому
что в сезон дождей Ганг разливается, и уровень воды поднимается очень высоко.
Бывает на несколько метров.
Местные художники
используют эти стены для граффити, а отели и хостели всех мастей и калибров
лепят здесь свою рекламу.
Такие работы длятся пару сезонов, потом вода их смывает, и наступает пора обновлять.
Такие работы длятся пару сезонов, потом вода их смывает, и наступает пора обновлять.
Сверху все эти старые
дворцы давно превратились в отели. По индийским меркам тут дорого, комната с
видом на Ганг может стоить $30-$40 в сутки (для сравнения, буквально в квартале
отсюда уже можно снять что-то в два раза дешевле).
Но зато как приятно сидеть с
утра на балконе с видом на Ганг и гхаты с высоты. На таком балконе можно и душ
принимать!
Вся вода будет вытекать вниз через примитивный трубопровод. Может
быть даже никому на голову не попадёт, и спокойно себе стечёт в священную реку.
Лучший способ
посмотреть на гхаты варанаси, это прокатиться вдоль них на лодочке в районе
часов восьми-девяти утра, когда солнце ещё красиво освещает береговую линию
старых дворцов.
Выйтиде на набережную, и капитаны многочисленных лодочек
обступять вас, предлагая свои услуги. Как правило просят 200 рупий за час
катания (это чуть меньше $3). Лодки у них в основном не моторные, гребут
руками.
С воды становится понятно, насколько Варанаси пёстрый. Резные башни дворцов и храмов создают очень красивое нагромождение, напоминающее сказочный город.
На реке весь день
сильный трафик. Лодки разного назначения плавают туда-сюда.
Лодка-уборщик. Отчищает
воду от мусора очень неэффективным способом. По принципу чем-то снегоуборочные
машины из моего детства напоминает, только вместо того, чтоб в грузовик
отдельный всё скидывать, оставляет мусор при себе.
Ну вот, приплыли к
самому интересному гхату. Я не зря попросил лодочника направиться сюда. Этот
гхат называется Маникарника.
Здесь круглые сутки кремируют труппы умерших людей. Говорят, что костры Маникарника-гхата горят не переставая уже несколько тысячелетий.
Здесь круглые сутки кремируют труппы умерших людей. Говорят, что костры Маникарника-гхата горят не переставая уже несколько тысячелетий.
На ступенях тут
огромные штабеля дров. Их используют для кремации. Дрова бывают разные,
некоторые дороже, некоторые дешевле, в зависимости от того как они горят, и с
какого дерева происходят. Тут как в похоронных бюро стараются работать с
клиентами разного достатка.
Как правило над костром
стоят родственники умершего. По традиции они должны радоваться, что покойный
удостоился такой высокой чести, быть кремированным на берегу Ганга.
Плакать здесь нельзя, чтобы душа виновника торжества не дай бог не решила задержаться, увидев горе родственников. Поэтому такие церемонии редко посещают женщины.
Плакать здесь нельзя, чтобы душа виновника торжества не дай бог не решила задержаться, увидев горе родственников. Поэтому такие церемонии редко посещают женщины.
На такую приготовленную
груду дров родственники выносят трупп. Он завёрнут в специальную материю, и
увешан венками. Тело окунают в воду Ганга, потом кладут на костёр, и сверху ещё
обкладывают дровами. После этого сверху кладут масло (не спрашивайте), и костёр
поджигают. Опытные краматоры контролируют процесс, чтобы тело сгорело дотла.
Отложенные в сторону погребальные венки поедают священные коровы...
Но перейдём от
грустного к приятному. Каждый вечер на одном из центральных гхатов проходит
красочная церемония Арати. Специально обученные индусы (наверняка брахманы)
поют песни, и изображают сложные хореографические номера горящими и дымящими
лампадами.
Выглядит это очень
круто.
Толпы людей собираются посмотреть на это зрелище, некоторые сидят на гхате перед сценой, другие смотрят с лодок у берега.
levik.livejournal.com