Жители пуштунских деревень на востоке Афганистана и в Кашмире до сих пор хранят память о своем происхождении – еврейском.
Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения «Талибан», превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения «Талибан», превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
«Река,
бросающая песок и камни…»
Два еврейских государства существовали почти три тысячи лет назад на территории Эрец-Исраэль. Два осколка пережившего свой золотой век царства Соломона, ставших символом саморазрушительной энергии, заложенной в еврейском народе. Зажатые в клещах между двумя великими державами древности – Ассирией и Египтом, – оба государства были втянуты в изматывающий, бесконечный конфликт друг с другом: потомки Иуды и Биньямина, создавшие Иудейское царство на юге, против Царства Израиля на севере, где обосновались десять других колен – Реувена, Шимона, Иссахара, Звулуна, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше.
Израиль пал первым. В 722 году до н.э. Салманазар, царь Ассирии, захватил Северное царство, разорил его, а население угнал в плен, расселив его на востоке своей империи.
Иудея чудом избежала пленения – чтобы через полторы сотни лет попасть в жернова вавилонского нашествия. Падение Первого Храма положило начало череде бесконечных страданий, унижений, вечной зависимости и вечного приспособленчества евреев. Но драма еврейского народа, продолжающаяся и по сей день, это драма лишь двух колен – Иуды и Биньямина, вернувшихся из вавилонского плена в безжизненную тогда Иудею.
А десять колен, населявших Израильское царство, так и не пришли обратно, породив одну из величайших загадок всемирной истории.
Где они, покоренные ассирийцами израильские племена? Растворились ли они в хаотическом водовороте, поглотившем десятки древних народов? Ушли ли, покинув развалины Ниневии, на поиски своего дома, до которого так и не добрались?
Пророчества гласят, что в конце времен все евреи вернутся в Землю обетованную – не только «сыны Иуды и Биньямина», но и потомки Израильского царства. Они ждут своего часа, утверждает Иерусалимский Талмуд, за «баснословной рекой Самбатион, бросающей песок и камни из огненной воды».
По крайней мере, треть сынов Израиля, говорится в Иерусалим-ском Талмуде, находится «по ту сторону Самбатиона», в то время как место пребывания остальных неизвестно. Но наступит время, и они проявят себя.
Где же находится река Самбатион? Шальва Вейль, антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме, считает, что знает ответ на этот вопрос.
О том, что река Самбатион, упоминаемая в Талмуде, якобы протекает где-то на востоке, Шальва прочла в юности, и с того времени загадка потерянных колен Израилевых покорила ее воображение. Изучив многочисленные рукописи путешественников средневековья и свидетельства европейцев XIX столетия, объездив страны Юго-Восточной Азии, Вейль определила одно из мест, где предположительно могла бы протекать мифическая река. Бывший очаг древнейшей культуры, это место сегодня находится на задворках мировой цивилизации. Это оплот радикального ислама, клановой замкнутости и традиционализма – юго-восток Афганистана, север Пакистана и Кашмир, пороховая бочка Азии и всего мира.
Вейль ошеломила мир, представив собранные данные на организованной ею в 1991 году выставке в Музее диаспоры в Тель-Авиве. Выставка называлась «За рекой Самбатион – миф о потерянных племенах» и привлекла внимание не только израильских, но и западных СМИ, в том числе американской телекорпорации Си-эн-эн.
Шальва вспоминает о фуроре, который произвела выставка:
«Я оформила экспозицию так, что посетители как бы переступали водный барьер, символизировавший легендарный Самбатион. Подсвеченная прожектором вода извергала «камни» из пенопласта и отделяла внешний мир от земли, населенной израильтянами. Здесь, на этой «земле», посетители обнаруживали бесчисленные свидетельства того, что потомки Израильского царства не только существуют, но и помнят о своих еврейских корнях и даже гордятся ими».
За двадцать лет, прошедших после выставки, Вейль получила новые подтверждения своей версии, и приводимые ею доказательства способны рассеять сомнения даже самых закоренелых скептиков.
Потерянные израильские колена (или, по меньшей мере, их часть) – это пуштуны. Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения «Талибан», превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
Вы спросите: как же это может быть? Судя по всему, может. Ход истории нам пока непонятен, но, возможно, настанет время, когда разрозненные фрагменты всемирного действа, разворачивающегося перед нами, сложатся в единую картину во всей ее полноте и последовательности.
Потерянные израильские колена (или, по меньшей мере, их часть) – это пуштуны. Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения «Талибан», превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
Вы спросите: как же это может быть? Судя по всему, может. Ход истории нам пока непонятен, но, возможно, настанет время, когда разрозненные фрагменты всемирного действа, разворачивающегося перед нами, сложатся в единую картину во всей ее полноте и последовательности.
Ха-Дани
и Биньямин из Туделы
Пуштунские племена, как уже было сказано, населяют Афганистан, часть Пакистана и Кашмир. Всего их насчитывается 15 миллионов человек, и в социальном отношении они представляют собой пеструю смесь кланов, каждый из которых имеет своего родоначальника и старейшин.
Однако прежде чем непосредственно перейти к исследованиям Шальвы Вейль и других историков, на которых она ссылается, стоит совершить путешествие в прошлое – не такое уж, впрочем, далекое. По крайней мере, по меркам еврейской истории.
В X веке Эльдад Ха-Дани, путешественник из некоего «еврейского государства» в Восточной Африке, совершает поездку в Азию (по дороге чуть не попав на обед к каннибалам). Ха-Дани обнаруживает за Евфратом и «горой Паран» племена Реувена, которые, как он пишет, «живут в мире и согласии», говорят на персидском и на иврите.
В XII веке другой еврейский путешественник, Биньямин Бен-Йона (более известный под прозвищем Биньямин из Туделы), совершает тринадцатилетнее странствие по Греции, Азии и Северной Африке. Возвратившись, он пишет, что в глубине азиатского континента живут еврейские племена, ведущие свой род от колен Израилевых. По его словам, в персидской провинции Нашпур он встречался с представителями племен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали. Все эти племена прекрасно осведомлены о своем происхождении и управляются неким принцем Йосефом из Маркалы. В Хайбаре (также провинция Персии) проживают племена Реувена, Гада и половина племени Менаше.
Однако прежде чем непосредственно перейти к исследованиям Шальвы Вейль и других историков, на которых она ссылается, стоит совершить путешествие в прошлое – не такое уж, впрочем, далекое. По крайней мере, по меркам еврейской истории.
В X веке Эльдад Ха-Дани, путешественник из некоего «еврейского государства» в Восточной Африке, совершает поездку в Азию (по дороге чуть не попав на обед к каннибалам). Ха-Дани обнаруживает за Евфратом и «горой Паран» племена Реувена, которые, как он пишет, «живут в мире и согласии», говорят на персидском и на иврите.
В XII веке другой еврейский путешественник, Биньямин Бен-Йона (более известный под прозвищем Биньямин из Туделы), совершает тринадцатилетнее странствие по Греции, Азии и Северной Африке. Возвратившись, он пишет, что в глубине азиатского континента живут еврейские племена, ведущие свой род от колен Израилевых. По его словам, в персидской провинции Нашпур он встречался с представителями племен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали. Все эти племена прекрасно осведомлены о своем происхождении и управляются неким принцем Йосефом из Маркалы. В Хайбаре (также провинция Персии) проживают племена Реувена, Гада и половина племени Менаше.
В XVI веке в Европе появляется некий Давид Реувени, который называет себя принцем еврейского государства в Африке и послом Йосефа – короля Хайбара, могущественного еврейского царства в глубине Азии. Он предлагает королю Жуану Португальскому и Ватикану «три сотни тысяч воинов», готовых обрушиться с востока и юга на турецкую армию, и просит артиллерийской поддержки. Евреи Европы видят в Давиде Реувени спасителя, Папа римский и король Жуан благосклонно принимают его, – но удача отворачивается от Реувени. Португальский флот громит турецкую эскадру, турецкая угроза на время отступает, и планы Реувени становятся уже никому не интересны. В конце концов, он умирает в заточении в Португалии.
Однако сообщениям еврейских путешественников и таинственной истории с Реувени предшествуют арабские хроники, которые представляют для нас не меньший интерес.
Однако сообщениям еврейских путешественников и таинственной истории с Реувени предшествуют арабские хроники, которые представляют для нас не меньший интерес.
Ибн-Рашид
– потомок Саула
Эти хроники повествуют, что у короля Саула был сын Иеремия (о нем не упоминается в еврейских священных книгах). У Иеремии, в свою очередь, родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда в этих местах появились арабы, их военачальник Халид Ибн-Валид встретился с вождями еврейских племен, которых возглавлял прямой потомок Афгана – Киш.
Киш, покоренный доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мухаммеда.
Проповедник нового движения «Ахмадия» в исламе Мирза Гулям Ахмад цитирует древних арабских и персидских авторов, которые сообщают, что Мухаммед дал Кишу имя «патхан» (пуштун), что на сирийском наречии означает «рулевой». Это название закрепилось за всеми племенами, подвластными Кишу. Потомки талибов гордятся тем, что ведут происхождение от… Ибн-Рашида.
Многие арабские хроники называют конкретные место и время расселения потомков Афгана. Например, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул.
Некоторые авторы, например, Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах, прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израилевы.
Киш, покоренный доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мухаммеда.
Проповедник нового движения «Ахмадия» в исламе Мирза Гулям Ахмад цитирует древних арабских и персидских авторов, которые сообщают, что Мухаммед дал Кишу имя «патхан» (пуштун), что на сирийском наречии означает «рулевой». Это название закрепилось за всеми племенами, подвластными Кишу. Потомки талибов гордятся тем, что ведут происхождение от… Ибн-Рашида.
Многие арабские хроники называют конкретные место и время расселения потомков Афгана. Например, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул.
Некоторые авторы, например, Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах, прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израилевы.
«Шма,
Исраэль», пейсы и ханукальные свечи
В новое время появляются многочисленные дополнительные подтверждения этой версии – от европейских путешественников, археологов, исследователей и представителей британской военной администрации.
В своем «Путешествии в Бухару», написанном в 1835 году, сэр Александр Бранес пишет, что афганцы нередко называют себя «Бани Исраэль» («Сыны Израиля»). В подкрепление этих слов, продолжает Бранес, они приводят легенду, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом – по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен.
Другой английский исследователь, Фарриер, приблизительно в то же время (в 1858 году) выпускает книгу «История Афганистана», в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от десяти колен Израилевых. При этом он приводит любопытный факт. Когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов.
Эти и другие многочисленные свидетельства были впервые собраны выходцем из Индии евреем Иегошуа Бенджамином, который обобщил их в книге «Мистерия потерянных племен».
Книга осталась незамеченной, хотя в ней приводятся уникальные факты. Например, рассказ некого Шалома Дадеша, родившегося в Герате и сопровождавшего группу евреев, бежавших из Афганистана через Пешавар:
В своем «Путешествии в Бухару», написанном в 1835 году, сэр Александр Бранес пишет, что афганцы нередко называют себя «Бани Исраэль» («Сыны Израиля»). В подкрепление этих слов, продолжает Бранес, они приводят легенду, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом – по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен.
Другой английский исследователь, Фарриер, приблизительно в то же время (в 1858 году) выпускает книгу «История Афганистана», в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от десяти колен Израилевых. При этом он приводит любопытный факт. Когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов.
Эти и другие многочисленные свидетельства были впервые собраны выходцем из Индии евреем Иегошуа Бенджамином, который обобщил их в книге «Мистерия потерянных племен».
Книга осталась незамеченной, хотя в ней приводятся уникальные факты. Например, рассказ некого Шалома Дадеша, родившегося в Герате и сопровождавшего группу евреев, бежавших из Афганистана через Пешавар:
«Во время перехода мы встретили несколько солдат, несших охрану. Услышав, что мы – евреи, этот солдат сказал: «Вы и правда евреи? Но я ношу цицит, мой отец носит цицит, моя мать зажигает свечи, моя бабушка зажигала свечи. Это значит, что мы тоже евреи?» «Из этих расспросов, – продолжает Шалом Дадеш, – я понял, что он и его семья происходят из колена Биньямина. Я спросил его, почему он не хочет вернуться к еврейству. Он ответил: «Придет день, и мы вернемся».
Шальва Вейль в ходе своих исследований столкнулась с не менее поразительными откровениями. Так, она приводит письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви, в котором он описывает встречи с представителями пуштунов в Кабуле. По словам Барухова, он был шокирован, узнав, что непримиримые в своем мусульманском рвении воинственные главы пуштунских кланов зажигают свечи на Хануку, прибивают к дверям похожие на мезузы дощечки со священными текстами, надевают талит и каждую пятницу зажигают свечи. Когда они приходили к Барухову подстричься, то просили не сбривать пейсы, которые прятали в бороде.
Еврей из Герата Абрам Бенджамин утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от «сынов Эфраима». «Представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения, но молодежь предпочитает не предавать огласке этот факт, поскольку в нынешней атмосфере принадлежность к еврейству непопулярна», – заключает он. Написано это в 1951 году.
Вейль провела много времени в Афганистане и соседнем Кашмире и имела немало возможностей лично убедиться в справедливости этих рассказов. «Во многих семьях, – говорит она, – укоренились традиции, имеющие исключительно еврейское происхождение. Мальчикам делают обрезание, женщины соблюдают законы чистоты, описанные в Торе, во многих семьях действуют запреты на определенные виды пищи, сходные с законами кашрута. Некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано «Шма, Исраэль»
Еврей из Герата Абрам Бенджамин утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от «сынов Эфраима». «Представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения, но молодежь предпочитает не предавать огласке этот факт, поскольку в нынешней атмосфере принадлежность к еврейству непопулярна», – заключает он. Написано это в 1951 году.
Вейль провела много времени в Афганистане и соседнем Кашмире и имела немало возможностей лично убедиться в справедливости этих рассказов. «Во многих семьях, – говорит она, – укоренились традиции, имеющие исключительно еврейское происхождение. Мальчикам делают обрезание, женщины соблюдают законы чистоты, описанные в Торе, во многих семьях действуют запреты на определенные виды пищи, сходные с законами кашрута. Некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано «Шма, Исраэль»
Александр Майстровой,«Находясь в Сринагаре (Кашмир), я поехала в одну из деревень неподалеку от Кабула, принадлежащую клану Африди. Беседуя с местными жителями, я узнала об удивительном обычае, существующем в деревне. По пятницам многие женщины деревни зажигают свечи и прячут их в углу. Хозяева дома, в котором я остановилась, сказали, что они делают так из поколения в поколение, хотя не захотели (или не смогли) объяснить, почему, – пишет Шальва. – Вечером в пятницу они подают к столу виноградный сок, похожий на вино. Исламский закон запрещает пить вино, но они сказали, что это древняя традиция, которая должна быть соблюдена».
______________________________________
По
ту сторону Самбатиона:
легенда
о пленённых десяти коленах израилевых
«…И ПОСЕЛИЛ ИХ В ХАЛАХЕ, И В ХАБОРЕ,
ПРИ
РЕКЕ ГОЗАН, И В ГОРОДАХ МИДИЙСКИХ.»
(II ЦАР., 17: 6)
Десять
колен израилевых в Библии
В недавнем выпуске мэрилендского русскоязычного журнала "Вестник" была помещена заметка, в которой рассказывалось о предполагаемой связи афганских пуштунов с десятью исчезнувшими коленами Израиля. Название народа пуштунов сейчас на слуху в связи с продолжающейся антитеррористической операцией в Афганистане. Однако пуштуны – далеко не единственная группа, о которой существуют легенды, возводящие её происхождение к библейскому Израилю. Поиск десяти пропавших колен имеет глубокие корни в еврейской и христианской традициях.
После смерти царя Соломона единая Иудея распалась на две части. Южное царство, собственно Иудея со столицей в Иерусалиме, в основном населялось коленами Иехуды и Биньямина, в нем сохранялась династия давидитов. И северное царство, или Израиль. Традиционно считается, что Израильское царство населяли остальные десять колен, однако достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что это не совсем так; например, удел колена Шимона был к югу от удела Йехуды и никак не мог попадать в северное царство. Основную роль в северном царстве играли колена Эфраима и Менаше, считавшиеся потомками патриарха Иосифа. В 722 году до н.э. северное Самарийское или Израильское царство было завоевано Ассирией, по обычаям того времени, «десять колен» были изгнаны в Ассирию, а на их территорию переселены другие племена, давшие начало народности и секте самаритян. Секта самаритян, хоть и малочисленная, существует до наших дней и имеет центр в районе Шхема (Наблуса) в Самарии и в израильском городе Холон. А вот следы пленённых десяти колен полностью теряются.
Противопоставление северной и южной традиции имеет большое значение как в научной библеистике (например, различают диалект северного и южного царств в библейском иврите; иудейский монотеизм считается более чистым, чем израильский), так и в еврейской раввинистической традиции. Йехуда и Иосиф выступают как два каббалистических символа, представляющие две стороны иудаизма, два разных подхода к отношению с Богом и организации еврейской общины и царства. Например, считается, что приходу Мессии, царя из рода Давида, будет предшествовать приход другого Мессии из рода Иосифа, который окажется не столько царем, сколько чем-то вроде властителя дум и неформального лидера. Даже противопоставление понятий «иудей» и «еврей» или «израильтянин» мыслится как отголосок различия Иосифа и Йегуды. В соединении этих двух сторон, Иосифа и Йегуды, Израиля и Иудеи представляется возможным осуществление библейских пророчеств и миссии евреев. Поэтому не удивительно, что еврейских мудрецов волновал вопрос о судьбе пропавших колен. Рабби Акива полагал, что Десять колен ассимилировались и исчезли навсегда. Это, однако, не было мнением большинства еврейских мудрецов.
Даже только перечень народов, претендовавших на то, чтобы считаться потомками десяти колен, вероятно, занял бы не одну страницу. Сюда входят и еврейские этнические группы, которые могли быть потомками изгнанников, и народности, про которые существовало мнение, что они потомки израильтян, и группы, вообразившие себя потомками израильтян после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров, и христианскиий секты, уверенные, что они восходят к древнему Израилю.
После смерти царя Соломона единая Иудея распалась на две части. Южное царство, собственно Иудея со столицей в Иерусалиме, в основном населялось коленами Иехуды и Биньямина, в нем сохранялась династия давидитов. И северное царство, или Израиль. Традиционно считается, что Израильское царство населяли остальные десять колен, однако достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что это не совсем так; например, удел колена Шимона был к югу от удела Йехуды и никак не мог попадать в северное царство. Основную роль в северном царстве играли колена Эфраима и Менаше, считавшиеся потомками патриарха Иосифа. В 722 году до н.э. северное Самарийское или Израильское царство было завоевано Ассирией, по обычаям того времени, «десять колен» были изгнаны в Ассирию, а на их территорию переселены другие племена, давшие начало народности и секте самаритян. Секта самаритян, хоть и малочисленная, существует до наших дней и имеет центр в районе Шхема (Наблуса) в Самарии и в израильском городе Холон. А вот следы пленённых десяти колен полностью теряются.
Противопоставление северной и южной традиции имеет большое значение как в научной библеистике (например, различают диалект северного и южного царств в библейском иврите; иудейский монотеизм считается более чистым, чем израильский), так и в еврейской раввинистической традиции. Йехуда и Иосиф выступают как два каббалистических символа, представляющие две стороны иудаизма, два разных подхода к отношению с Богом и организации еврейской общины и царства. Например, считается, что приходу Мессии, царя из рода Давида, будет предшествовать приход другого Мессии из рода Иосифа, который окажется не столько царем, сколько чем-то вроде властителя дум и неформального лидера. Даже противопоставление понятий «иудей» и «еврей» или «израильтянин» мыслится как отголосок различия Иосифа и Йегуды. В соединении этих двух сторон, Иосифа и Йегуды, Израиля и Иудеи представляется возможным осуществление библейских пророчеств и миссии евреев. Поэтому не удивительно, что еврейских мудрецов волновал вопрос о судьбе пропавших колен. Рабби Акива полагал, что Десять колен ассимилировались и исчезли навсегда. Это, однако, не было мнением большинства еврейских мудрецов.
Даже только перечень народов, претендовавших на то, чтобы считаться потомками десяти колен, вероятно, занял бы не одну страницу. Сюда входят и еврейские этнические группы, которые могли быть потомками изгнанников, и народности, про которые существовало мнение, что они потомки израильтян, и группы, вообразившие себя потомками израильтян после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров, и христианскиий секты, уверенные, что они восходят к древнему Израилю.
Десять
колен в еврейской средневековой литературе
В Талмуде упоминаются загадочная субботняя река Самбатион (или Саббатион), чудесным свойством которой является, что эта бурная, перекатывающая камни река совершенно непреодолима по будним дням, но с наступлением времени субботнего отдыха она затихает и становится спокойной. Евреи, живущие по ту сторону Самбатиона, не имеют возможности перейти реку, поскольку это было бы нарушением шаббата, и могут лишь переговариваться со своими соплеменниками по эту сторону реки, когда она затихает. О Самбатионе писали древние историки Иосиф Флавий («Иудейсакая Война», 7:96-99) и Плиний Старший («Естественная История», 31:34).
Этот же сюжет содержится в популярном сочинении 9 века «Книга Эльдада Данита», где рассказывается о четырех потерянных коленах (сам Эльдад считал себя принадлежащим к колену Дана) и о живущих за Самбатионом воинственных «сыновья Моисея». Мидраш о народе, происходящем от потомков пророка Моисея, восходит к истории дарования Торы на горе Синайской, когда Бог, разгневавшись на евреев за созданного ими золотого тельца, предлагает произвести новый избранный народ от Моисея. Эта угроза, согласно простому смыслу Торы, не была приведена в исполнение, но, как любое изреченное слово Бога, она приобретает статус реальности, в данном случае, по крайней мере, в мидраше. «Книга Эльдада Данита» была переведена на русский язык в конце 19 века, в составе издания «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад ха-Дани», СПб, 1881.
Беньямин из Туделы (12 век) упоминает принадлежащих к потерянным коленам темнокожих евреев, проживающих «в стране Куш». Считается, что он имел в виду южную Индию или Цейлон, хотя возможно речь идет о Кочинских евреех. Он же пишет в другом месте о возможной принадлежности к десяти коленам евреев в Персии.
Знаменитый каббалист дон Исаак Абарбанель (12 век) полагал, что христиане в грядущей войне нанесут поражение и уничтожат мусульман, после чего будут уничтожены сами воинами 10 колен. Считается, что Абарбанель находился под влиянием христианских легенд о мифическом завоевателе Престере Иоанне, якобы создавшем христианское царство на Дальнем Востоке. Легенда эта бытовала вплоть до 16 века и перекликалась с легендой о Самбатионе и рассказах Эльдада Данита. Поиском Самбатиона занимался в 15 веке р. Овадия из Бертиноры, известный благодаря своему популярныму комментарию на Мишну.
Сыном и посланником царя из колена Реувена объявил себя появившийся в Венеции в 16 веке Давид Реувени. Он и его сторонник Шломо Молхо возглавили движение, провозгласивше Давида Реувени Мессией. В частности, он добивался аудиенции у Папы Римского и хотел заручиться письмом от последнего к мифическому царю Престеру Иоану, однако потерпел неудачу и в 1538 г. окончил свои дни в испанской тюрьме. Другой лже-мессия, Шабтай Цви (17 век), тоже изображался в книгах того времени как предводитель Десяти колен.
Этот же сюжет содержится в популярном сочинении 9 века «Книга Эльдада Данита», где рассказывается о четырех потерянных коленах (сам Эльдад считал себя принадлежащим к колену Дана) и о живущих за Самбатионом воинственных «сыновья Моисея». Мидраш о народе, происходящем от потомков пророка Моисея, восходит к истории дарования Торы на горе Синайской, когда Бог, разгневавшись на евреев за созданного ими золотого тельца, предлагает произвести новый избранный народ от Моисея. Эта угроза, согласно простому смыслу Торы, не была приведена в исполнение, но, как любое изреченное слово Бога, она приобретает статус реальности, в данном случае, по крайней мере, в мидраше. «Книга Эльдада Данита» была переведена на русский язык в конце 19 века, в составе издания «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад ха-Дани», СПб, 1881.
Беньямин из Туделы (12 век) упоминает принадлежащих к потерянным коленам темнокожих евреев, проживающих «в стране Куш». Считается, что он имел в виду южную Индию или Цейлон, хотя возможно речь идет о Кочинских евреех. Он же пишет в другом месте о возможной принадлежности к десяти коленам евреев в Персии.
Знаменитый каббалист дон Исаак Абарбанель (12 век) полагал, что христиане в грядущей войне нанесут поражение и уничтожат мусульман, после чего будут уничтожены сами воинами 10 колен. Считается, что Абарбанель находился под влиянием христианских легенд о мифическом завоевателе Престере Иоанне, якобы создавшем христианское царство на Дальнем Востоке. Легенда эта бытовала вплоть до 16 века и перекликалась с легендой о Самбатионе и рассказах Эльдада Данита. Поиском Самбатиона занимался в 15 веке р. Овадия из Бертиноры, известный благодаря своему популярныму комментарию на Мишну.
Сыном и посланником царя из колена Реувена объявил себя появившийся в Венеции в 16 веке Давид Реувени. Он и его сторонник Шломо Молхо возглавили движение, провозгласивше Давида Реувени Мессией. В частности, он добивался аудиенции у Папы Римского и хотел заручиться письмом от последнего к мифическому царю Престеру Иоану, однако потерпел неудачу и в 1538 г. окончил свои дни в испанской тюрьме. Другой лже-мессия, Шабтай Цви (17 век), тоже изображался в книгах того времени как предводитель Десяти колен.
Поиск
десяти колен в Новом Свете
Представление о том, что еврейский народ расселен по всему свету, включая самые экзотические страны, по-видимому, глубоко укоренено в христианской культуре. Отправляясь в 1492 г. в свою экспедицию, Х. Колумб захватил с собой переводчика с иврита и арамейского языков, надеясь, что это облегчит общение с местными жителями. Переводчиком был крещеный еврей Луис Торрес, который считается первым европейцем, ступившим на землю Нового Света (он был в составе первой группы, высадившейся на сушу для разведки).
Испанского епископа Лас Касаса (16 век) занимал вопрос о том, как следует относиться к американским индейцам, считать ли их полноценными человеческими существами. Лас Касас дал положительный ответ на этот вопрос и решил, что необходимо заниматься миссионерством среди коренных американцев (он же был автором идеи ввоза чернокожих рабов в Америку). Однако, ему потребовалось соотнести индейцев с каким-то из упомянутых в Библии народов, и он пришел к выводу об их тождественности с потерянными израильскими коленами, начав собирать мнимые или реальные доказательства этого родства. У теории Лас Касаса появилось немало последователей, она была поддержана английским миссионером Томасом Тороугудом, издавшем в 1650 г. в Лондоне книгу «Jewes in America or Probabilities that the Americans are of that Race».
В это же время в Амстердаме вышла книга р. Манассии Бен-Исраэля «Микве Исраэль» («Надежда Израиля»), в которой приводились свидетельства крещеного еврея Аарона Леви (Антонио де Монтечиноса) о том, что индейцы Эквадора, Перу и Бразилии являются потомками колен Реувена и Леви и, что тот даже встречал индейцев, способных прочитать молитву «Шма Исраэль». Р. Манассия упоминал в своей книге и другие потерянные колена, в частности, в Эфиопии и Кочине (Индия) и видел в обнаружении этих колен признак приближения мессианских времен. Он обратился к Оливеру Кромвелю с просьбой разрешить евреям въезд в Англию для осуществления древнего пророчества.
Мормонский пророк Джозеф Смит также считал, что коренные американцы являются потомками израильтян. Сторонником этой версии был и еврейский журналист и общественный деятель Мордехай Мануэль Ноах, выдвигавший в середине 19 века идею создания еврейского штата «Арарат» в районе Буффало. Сохранилась рукописть ивритско-дакотского словаря, составленного в 1842 г. миссионером Самуэлем Пондом, который пытался обнаружить сходство между этими столь далекими языками.
Десять
колен в Азии, Африке и Европе
Самые разные еврейские общины выдвигались кандидатами в потомки десяти колен. Можно было бы подробно рассказать о каждой из этих групп, но в рамках краткой статьи остается лишь перечислить их: эфиопские фалаша, хазары и горские евреи Кавказа, персидские, афганские и бухарские евреи, евреи Грузии, караимы в Крыму, индийские «Сыны Израиля» и евреи в Кочине, китайские евреи из Кайфына.
Гораздо более длинным будет список народов, которые в то или иное время предлагались в качестве потомков Десяти колен. Пожалуй, нет страны, где бы их не искали: жители Кашмира, полинезийцы, пуштуны, татары, австралийские аборигены, японцы, новозеландские маори, алеуты, эскимосы – вот далеко не полный перечень. За каждой из этих теорий стоит своя оригинальная аргументация.
Наиболее интересны, конечно, те группы, которые сами считают себя потомками израильтян. Как правило, это происходит после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров. Среди этих групп есть те, кто заинтересован в сближении с иудаизмом, другие же, напротив, настроены конфронтационно, считая, что именно они являются истинными израильтянами.
Наибольший интерес к иудаизму проявляют народности в восточной Индии и Бирме, считающие себя потомками Менаше, посколько это (или похожее) имя часто упоминается в их преданиях. Они восходят к группе племен, именуемых Шинлунь (Shinlung) из китайской провинции Сечуань. Оттуда они мигрировали в Бирму и Индию, где в конце 19 века были обращены в христианство. В 20 веке среди них распространилось мнение, что они являются потомками израильтян. Сюда относятся группы тиддим в Бирме и мизо в штате Мизорам (Индия).
В Африке имеются тысячи сионистских церквей, конгрегаций и групп, многие из которых считают себя потомками Десяти колен. В Западной Африке, где бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, и где на побережьи вели торговлю еврейские купцы, некоторые еврейские обычаи соблюдают племена Ибос в Биафе, группа «сыны Эфраима» в Нигерии, мандиного в Сенегале. На юге Африке племя лемба (Зимбабве) считает себя потомками эфиопских фалаша.
Любопытно, что совсем не обязательно отправляться в экзотические страны, чтобы обнаружить тех, кто считает себя потомками Десяти колен. В Англии действует христианская группа «Британских Израильтян», считающая, что англо-саксы и кельты являются потомками Десяти колен, как и юты и норманы. По их мнению, родословная английских королей восходит к царю Давиду через королей Джеймса VI шотландского и Фергуса Великого ирландского, а хранящийся в Вестминстерском аббатстве коронационный камень – не что иное, как камень, служивший подушкой Яакову в Бейт-Эле, унесенный затем в Египет, перенесенный израильтянами через пустыню и доставленный пророком Йеремией в Антрем в Ирландии, где он находился тысячу лет. Затем камень был перенесен в Скон в Шотландии, где использовался для коронации шотландских царей, и, наконец, в 1291 году был доставлен в Лондон королем Эдвардом I. Само слово «British» они переводят как «брит иш», т.е. «человек завета» на иврите. Британские израильтяне придерживаются, как правило, ультраконсервативных взглядов, они играют определенную роль в конфликте в Ольстре и поддерживают контакты с фундаменталистскими христианами и ультраправыми группами в США, многие из которых являются расистскими или антисемитскими. С другой стороны, распространенная в США негритянская секта «черных Израильтян» тоже является антиеврейской.
Гораздо более длинным будет список народов, которые в то или иное время предлагались в качестве потомков Десяти колен. Пожалуй, нет страны, где бы их не искали: жители Кашмира, полинезийцы, пуштуны, татары, австралийские аборигены, японцы, новозеландские маори, алеуты, эскимосы – вот далеко не полный перечень. За каждой из этих теорий стоит своя оригинальная аргументация.
Наиболее интересны, конечно, те группы, которые сами считают себя потомками израильтян. Как правило, это происходит после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров. Среди этих групп есть те, кто заинтересован в сближении с иудаизмом, другие же, напротив, настроены конфронтационно, считая, что именно они являются истинными израильтянами.
Наибольший интерес к иудаизму проявляют народности в восточной Индии и Бирме, считающие себя потомками Менаше, посколько это (или похожее) имя часто упоминается в их преданиях. Они восходят к группе племен, именуемых Шинлунь (Shinlung) из китайской провинции Сечуань. Оттуда они мигрировали в Бирму и Индию, где в конце 19 века были обращены в христианство. В 20 веке среди них распространилось мнение, что они являются потомками израильтян. Сюда относятся группы тиддим в Бирме и мизо в штате Мизорам (Индия).
В Африке имеются тысячи сионистских церквей, конгрегаций и групп, многие из которых считают себя потомками Десяти колен. В Западной Африке, где бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, и где на побережьи вели торговлю еврейские купцы, некоторые еврейские обычаи соблюдают племена Ибос в Биафе, группа «сыны Эфраима» в Нигерии, мандиного в Сенегале. На юге Африке племя лемба (Зимбабве) считает себя потомками эфиопских фалаша.
Любопытно, что совсем не обязательно отправляться в экзотические страны, чтобы обнаружить тех, кто считает себя потомками Десяти колен. В Англии действует христианская группа «Британских Израильтян», считающая, что англо-саксы и кельты являются потомками Десяти колен, как и юты и норманы. По их мнению, родословная английских королей восходит к царю Давиду через королей Джеймса VI шотландского и Фергуса Великого ирландского, а хранящийся в Вестминстерском аббатстве коронационный камень – не что иное, как камень, служивший подушкой Яакову в Бейт-Эле, унесенный затем в Египет, перенесенный израильтянами через пустыню и доставленный пророком Йеремией в Антрем в Ирландии, где он находился тысячу лет. Затем камень был перенесен в Скон в Шотландии, где использовался для коронации шотландских царей, и, наконец, в 1291 году был доставлен в Лондон королем Эдвардом I. Само слово «British» они переводят как «брит иш», т.е. «человек завета» на иврите. Британские израильтяне придерживаются, как правило, ультраконсервативных взглядов, они играют определенную роль в конфликте в Ольстре и поддерживают контакты с фундаменталистскими христианами и ультраправыми группами в США, многие из которых являются расистскими или антисемитскими. С другой стороны, распространенная в США негритянская секта «черных Израильтян» тоже является антиеврейской.
Соплеменники,
единоверцы или соперники?
Иудаизм – не прозелитская религия. Миссионерство никогда не приветствовалось раввинами. Каково же отношение евреев к племенам и группам, заявляющим о своем израильском происхождении?
Впервые и наиболее остро этот вопрос встал в наше время в связи с иммиграцией эфиопских фалаша в Израиль. Чернокожие эфиопские евреи – группа, происхождение которой теряется во тьме веков, но по крайней мере на протяжении последних столетий они считали себя евреями. В шестнадцатом веке отдельные фалаша жили в Иерусалиме и признавались тамошними раввинами потомками колена Дана. Религия фалаша довольно далека от раввинистического иудаизма. Они признают только Ветхий Завет, который существует у них на древнеэфиопском языке геэз, причем канон отличается от еврейского. Ни Мишны, ни Талмуда, ни галахи у них нет. Они делают обрезание, соблюдают субботу и некоторые еврейские праздники. Сами фалаша считают себя потомками царя Соломона и царицы Савской (кстати, эфиопская королевская династия тоже возводила себя к царю Давиду).
В 60-е - 70-е годы среди израильской общественности и в раввинате встал вопрос о признании фалаша евреями. После дискуссии, продолжавшейся несколько лет, было принято официальное решение, согласно которому фалаша являются потомками колена Дана. Это решение поддержано не только сефардскими раввинами, но и ашкеназский главный раввин Ш. Горен после некоторых колебаний поддержал его. От фалаша не требуется обряд перехода в иудаизм (гиюр), но символический обряд очищения религии. С 70-х годов несколько десятков тысяч фалаша (вся община) переселились в Израиль.
Другой группой, пожалуй, наиболее заинтересованной в иудаизме и Израиле, является трехмиллионный народ мизо в удаленном индийском штате Мизорам на границе с Бирмой. Считая себя потомками колена Менаше, большинство мизо все же не отказываются от христианства, в которое они были обращены около ста лет назад. Небольшая часть (десятки или сотни), однако, прошли полностью ортодоксальный гиюр.
Сложно сказать, как будут в будущем складываться отношения иудаизма с самопровозглашенными «коленами Израиля». Но на протяжении веков эти отношения определялись мессианскими устремлениями евреев, а также стихами из книги пророка Иехезкиэля (37:21-23):
Впервые и наиболее остро этот вопрос встал в наше время в связи с иммиграцией эфиопских фалаша в Израиль. Чернокожие эфиопские евреи – группа, происхождение которой теряется во тьме веков, но по крайней мере на протяжении последних столетий они считали себя евреями. В шестнадцатом веке отдельные фалаша жили в Иерусалиме и признавались тамошними раввинами потомками колена Дана. Религия фалаша довольно далека от раввинистического иудаизма. Они признают только Ветхий Завет, который существует у них на древнеэфиопском языке геэз, причем канон отличается от еврейского. Ни Мишны, ни Талмуда, ни галахи у них нет. Они делают обрезание, соблюдают субботу и некоторые еврейские праздники. Сами фалаша считают себя потомками царя Соломона и царицы Савской (кстати, эфиопская королевская династия тоже возводила себя к царю Давиду).
В 60-е - 70-е годы среди израильской общественности и в раввинате встал вопрос о признании фалаша евреями. После дискуссии, продолжавшейся несколько лет, было принято официальное решение, согласно которому фалаша являются потомками колена Дана. Это решение поддержано не только сефардскими раввинами, но и ашкеназский главный раввин Ш. Горен после некоторых колебаний поддержал его. От фалаша не требуется обряд перехода в иудаизм (гиюр), но символический обряд очищения религии. С 70-х годов несколько десятков тысяч фалаша (вся община) переселились в Израиль.
Другой группой, пожалуй, наиболее заинтересованной в иудаизме и Израиле, является трехмиллионный народ мизо в удаленном индийском штате Мизорам на границе с Бирмой. Считая себя потомками колена Менаше, большинство мизо все же не отказываются от христианства, в которое они были обращены около ста лет назад. Небольшая часть (десятки или сотни), однако, прошли полностью ортодоксальный гиюр.
Сложно сказать, как будут в будущем складываться отношения иудаизма с самопровозглашенными «коленами Израиля». Но на протяжении веков эти отношения определялись мессианскими устремлениями евреев, а также стихами из книги пророка Иехезкиэля (37:21-23):
«И возьму Я народ Израиля из всех народов, среди которых он сейчас обитает, и соберу его со всех сторон и приведу в его землю. И сделаю его единым народом на земле, над горами израильскими. И будет над ними всеми один царь, и не будут они более разделены на два народа и два царства.»
________________________
Использованный
материал:
- Альбом «Ме‘эвэр ле-Самбатион: hа-митос шель ‘асерет hа-шеватим hа-’авудим», Музей Диаспоры, Тель-Авив, 1991
- Михаил Н. (Бостон)
- Беркович, "Заметки"