Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Атом Дали

На небольшой площади, перед входом в Театр-музей Дали, возвышается неординарный памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу
Художник со скандальной репутацией, он активно интересовался ядерной физикой, теорией относительности, механикой, архитектурой, голографией, психологией. Он устроил научный семинар в маленьком испанском городке Фигерасе, именитые физики выступали с докладами о новых открытиях в здании городского театра — ныне Театре-музее Сальвадора Дали.


Museum of modern art, «Corpus hupercubicus», 1953–1954 гг.

Взрыв атомной бомбы в августе 1945-го над Хиросимой потряс художника. Начался новый период его творчества, называемый Ядерным Мистицизмом (1949–1962). Это, по словам мастера, «глубокое, интуитивное понимание сути, прямая связь со всем, абсолютное видение, дарованное благодатью истины и Божьей милостью». Художник стремился понять природу вещей, скрытых сил и законов, которыми они управляются, и даже связал воедино католическую веру с ядерной физикой.

 
Ко времени, предшествующему этому периоду, художник уже был изгнан из общества сюрреалистов — из-за нескрываемого интереса к Гитлеру, чья «рыхлая мясистая спина, туго обтянутая тканью», завораживала Дали. Впрочем, его стремление познать фигуру фюрера с сюрреалистической точки зрения, привнося в сюрреализм элементы садизма и религии, было, по его словам, совершенно аполитично. Считая, что сюрреализм – это он, Дали, а все остальные лишь называются художниками, но на самом деле им нечего сказать, Сальвадор же всегда готов был открывать что-то новое. В его работах грибовидные облака появляются в виде прически, в виде кроны дерева («Три сфинкса острова Бикини», 1947); атом рассекается на части под носом Нерона («Расщепление атома», 1947); рафаэлевская голова распадается на фрагменты, изображая одновременно и образы Мадонны Рафаэля и купола римского Пантеона («Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951).


Dalí theatre and museum
Лодка, принадлежавшая Гале, ныне возвышается над «Дождливым такси» во внутреннем дворе Театра-музея. Вся конструкция работает, если в специальное отверстие кинуть монетку в 1 евро. В «Дождливом такси» над пассажирами идёт дождь, а чёрный зонт, который вроде бы должен спасать от этого, находится на самом верху конструкции и уже давно не работает.

Сюрреалистический «Кадиллак» — «Дождливое такси»

Впервые «Дождливое такси» появилось на сюрреалистической выставке в Париже, в 1938 году. Дали обещал устроителям, что это будет самая удивительная и захватывающая выставка первой половины XX столетия. Чтобы подчеркнуть масштаб и грандиозность затеи, Дали решил установить в центре экспозиции огромный объект, идеальный в своей завершенности (на взгляд маэстро, разумеется).

Маэстро задумал создать автомобиль, внутри которого идет дождь, пол устлан плющом, а по манекену, сидящему на заднем сиденье, ползут улитки, которыми славится Бургундия. Дали стоило немалого труда убедить руководство выставки в необходимости реализации своей идеи, поскольку доводы, кажущиеся самому сюрреалисту убедительными, не убеждали никого, кроме него самого. Однако завораживающая мистичность объекта была столь очевидна, что «добро» на инсталляцию было дано с единственным ограничением — объект должен находиться не в здании.

Внутри «Дождливого такси»
После утверждения названия перед входом на выставку начали сооружать «Дождливое такси» — авто с укрепленной под крышей перфорированной емкостью с водой и специальной водопроводной системой, обеспечивающей непрерывную поставку воды. Дали осталось лишь оформить интерьер мхом и ждать, когда декорации пустят корни. Рассадив манекены, сюрреалист «украсил» их двумя сотнями бургундских улиток.

«Дождливое такси» Сальвадора Дали (1938)
«Дождливое такси» Сальвадора Дали
Сегодня «Дождливое такси» Дали, немного дополненное и доработанное, могут увидеть все посетители театра-музея в Фигерасе.


Rainy Cadillac, Earth Mother, Salvador Dali,
Theater-Museum, Figueres, Spain
«Дождливое такси» Сальвадора Дали в музее Фигераса

Salvador Dali Mae West Lips Sofa
Диван-губы, глаза-картины, нос-камин; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса – воплощаются в лицо американской актрисы Мей Уэст при съёмке фотоаппаратом через уменьшающую линзу напротив

Интересны истории создания этих картин. В картину «Corpus hypercubicus», например, внесла свой вклад фотография кубического кристалла соли, которой Дали одарили молодые ученые-ядерщики. А способ фотографического изображения Вознесения художник увидел во сне. На обыкновенный горох, высыпающийся из мешочка, направляется яркий луч света, «зерна отделяются друг от друга подобно атомам, представляя собой мельчайшие частички образа; затем изображение переворачивается: благодаря ускорению, объясняющемуся законом гравитации, создаётся впечатление «вознесения».

Широко известные картины периода сюрреализма с расплавленными мягкими часами, отображающими неделимость пространства и гибкость времени, в период Ядерного Мистицизма подвергаются пересмотру. Так, например, художник создаёт картину «Дезинтеграция постоянства памяти» (1952–1954), в связи со своими новыми идеями, пересматривая «Постоянство памяти» (1931) и добавляя в мягкий текучий пейзаж фрагментацию блоков и неизменные в тот период творчества носорожьи рога. Появление этого навязчивого образа приходит к художнику после изучения «Рассуждений о кубической форме» Хуана Эрреры, испанского архитектора и учёного.

Эта метафора стала для Дали своего рода логарифмической спиралью. А спираль – это сама основа жизни, то есть наиболее совершенная форма. Движение по спирали обнаруживается в молекуле ДНК, в отпечатках пальцев, в форме галактик, тайфуна, ракушки моллюска, паутины паука, сердцевины подсолнуха. Оно символизирует начало начал, рождение и смерть. Двойная спираль может рассматриваться как проекция двух половинок Мирового Яйца, которое упоминается во многих мифах. Считалось, что из него родился мир. Неудивительно, что в совершенной форме яйца Сальвадор Дали видел символ рождения и даже образ Вселенной. Художник заодно придумал легенду, будто он сам появился на свет из яйца. И украсил ими крышу своего Театра-музея.

Шахматы, которые создал Дали, вдохновившись формой своих пальцев

Salvador Dali Mae West Lips Sofa
Исследования Дали приводят к созданию совершенного изображения сфер и гармонии их слияния: картине «Галатея со сферами» (1952), одной из показательных работ периода Ядерного Мистицизма. Галатея – морская нимфа из греческой мифологии, а также созданная царем Кипра Пигмалионом статуя идеальной женщины. Лицо и плечи Галы, жены Сальвадора, формируются из сфер, подвешенных в пространстве, уходящих внутрь и делающих всё изображение трёхмерным. Сферы представляют собой неоднородность материи и являются, по сути, атомными частицами. Атом был излюбленной пищей для размышления Дали. Материя, распадающаяся на части, подобно взрыву атома, присутствует и в «Мадонне Порт-Льигата» (1949), в которой также был задействован образ Галы, и уже упомянутом «Расщеплении атома». Гала, любимая муза художника и его божество, неизменно появляется на многих полотнах религиозно-мистического плана.

«Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951 г. Холст, масло
Помимо интереса к ядерной физике и теории относительности, Дали увлёкся созданием ювелирных изделий, многие из которых нельзя носить на себе — они являются произведением искусства, а драгоценные камни используются лишь как художественный элемент. Некоторые из них включают довольно сложные механизмы, секрет создания которых был уничтожен вместе с чертежами. Таким механизмом, например, является «Королевское сердце». Оно создано из золота, сапфиров, бриллиантов, изумрудов, рубинов и жемчуга. Но, мало того, оно бьётся, имитируя удары человеческого сердца. Внутри установлен механизм, работающий без остановки и дозаводки. Надо ли говорить, что «бьющееся рубиновое сердце» — подарок для Галы. Подобные ювелирные механизмы – «Свет Христа», где маленькая дверца то открывает, то закрывает лик Христа и «Бабочка», которая подергивает крыльями. Сам Дали проектировал, изобретал, выдумывал, но исполнение замыслов практически всегда доверял профессиональным мастерам и только следил за их работой.

«Три сфинкса острова Бикини», 1947 г. Холст, масло

Рупор атомного века - Сальвадор Дали

Одна из более показательных работ периода ядерного мистицизма
Великий мистификатор всегда высказывался за постоянство духовного в этом мире, даже при разрушении материального. Казалось бы постоянство и распад — вещи несовместимые? Но не для Дали! Что-то распадается на атомы, что-то создается из них. Возможно, наука когда-нибудь объяснит нам эту диалектику вещей, как пытался ее объяснить Сальвадор Дали.


Испания, Фигейрас, театр-музей Сальвадора Дали