На небольшой площади, перед входом в Театр-музей Дали, возвышается неординарный памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу |
Художник
со скандальной репутацией, он активно интересовался ядерной физикой, теорией
относительности, механикой, архитектурой, голографией, психологией. Он устроил
научный семинар в маленьком испанском городке Фигерасе, именитые физики
выступали с докладами о новых открытиях в здании городского театра — ныне
Театре-музее Сальвадора Дали.
Museum
of modern art, «Corpus hupercubicus», 1953–1954 гг.
|
Взрыв атомной бомбы в
августе 1945-го над Хиросимой потряс художника. Начался новый период его
творчества, называемый Ядерным Мистицизмом (1949–1962). Это, по словам мастера,
«глубокое, интуитивное понимание сути, прямая связь со всем, абсолютное
видение, дарованное благодатью истины и Божьей милостью». Художник стремился
понять природу вещей, скрытых сил и законов, которыми они управляются, и даже
связал воедино католическую веру с ядерной физикой.
Ко времени, предшествующему
этому периоду, художник уже был изгнан из общества сюрреалистов — из-за
нескрываемого интереса к Гитлеру, чья «рыхлая мясистая спина, туго обтянутая
тканью», завораживала Дали. Впрочем, его стремление познать фигуру фюрера с
сюрреалистической точки зрения, привнося в сюрреализм элементы садизма и
религии, было, по его словам, совершенно аполитично. Считая, что сюрреализм –
это он, Дали, а все остальные лишь называются художниками, но на самом деле им
нечего сказать, Сальвадор же всегда готов был открывать что-то новое. В его
работах грибовидные облака появляются в виде прически, в виде кроны дерева
(«Три сфинкса острова Бикини», 1947); атом рассекается на части под носом
Нерона («Расщепление атома», 1947); рафаэлевская голова распадается на фрагменты,
изображая одновременно и образы Мадонны Рафаэля и купола римского Пантеона
(«Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951).
Dalí
theatre and museum
|
Лодка, принадлежавшая
Гале, ныне возвышается над «Дождливым такси» во внутреннем дворе Театра-музея.
Вся конструкция работает, если в специальное отверстие кинуть монетку в 1 евро.
В «Дождливом такси» над пассажирами идёт дождь, а чёрный зонт, который вроде бы
должен спасать от этого, находится на самом верху конструкции и уже давно не
работает.
Сюрреалистический
«Кадиллак» — «Дождливое такси»
Впервые «Дождливое
такси» появилось на сюрреалистической выставке в Париже, в 1938 году. Дали
обещал устроителям, что это будет самая удивительная и захватывающая выставка
первой половины XX столетия. Чтобы подчеркнуть масштаб и грандиозность затеи,
Дали решил установить в центре экспозиции огромный объект, идеальный в своей
завершенности (на взгляд маэстро, разумеется).
Маэстро задумал создать
автомобиль, внутри которого идет дождь, пол устлан плющом, а по манекену,
сидящему на заднем сиденье, ползут улитки, которыми славится Бургундия. Дали
стоило немалого труда убедить руководство выставки в необходимости реализации
своей идеи, поскольку доводы, кажущиеся самому сюрреалисту убедительными, не
убеждали никого, кроме него самого. Однако завораживающая мистичность объекта
была столь очевидна, что «добро» на инсталляцию было дано с единственным
ограничением — объект должен находиться не в здании.
Внутри «Дождливого такси» |
После утверждения
названия перед входом на выставку начали сооружать «Дождливое такси» — авто с
укрепленной под крышей перфорированной емкостью с водой и специальной
водопроводной системой, обеспечивающей непрерывную поставку воды. Дали осталось
лишь оформить интерьер мхом и ждать, когда декорации пустят корни. Рассадив
манекены, сюрреалист «украсил» их двумя сотнями бургундских улиток.
«Дождливое такси» Сальвадора Дали (1938) |
«Дождливое такси» Сальвадора Дали |
Сегодня «Дождливое
такси» Дали, немного дополненное и доработанное, могут увидеть все посетители
театра-музея в Фигерасе.
Rainy
Cadillac, Earth Mother, Salvador Dali,
Theater-Museum,
Figueres, Spain
|
«Дождливое такси» Сальвадора Дали в музее Фигераса |
Salvador
Dali Mae West Lips Sofa
|
Диван-губы, глаза-картины,
нос-камин; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса – воплощаются в лицо
американской актрисы Мей Уэст при съёмке фотоаппаратом через уменьшающую линзу
напротив
Интересны истории
создания этих картин. В картину «Corpus hypercubicus», например, внесла свой
вклад фотография кубического кристалла соли, которой Дали одарили молодые
ученые-ядерщики. А способ фотографического изображения Вознесения художник
увидел во сне. На обыкновенный горох, высыпающийся из мешочка, направляется
яркий луч света, «зерна отделяются друг от друга подобно атомам, представляя
собой мельчайшие частички образа; затем изображение переворачивается: благодаря
ускорению, объясняющемуся законом гравитации, создаётся впечатление
«вознесения».
Широко известные
картины периода сюрреализма с расплавленными мягкими часами, отображающими
неделимость пространства и гибкость времени, в период Ядерного Мистицизма
подвергаются пересмотру. Так, например, художник создаёт картину «Дезинтеграция
постоянства памяти» (1952–1954), в связи со своими новыми идеями, пересматривая
«Постоянство памяти» (1931) и добавляя в мягкий текучий пейзаж фрагментацию
блоков и неизменные в тот период творчества носорожьи рога. Появление этого
навязчивого образа приходит к художнику после изучения «Рассуждений о кубической
форме» Хуана Эрреры, испанского архитектора и учёного.
Эта метафора стала для
Дали своего рода логарифмической спиралью. А спираль – это сама основа жизни,
то есть наиболее совершенная форма. Движение по спирали обнаруживается в
молекуле ДНК, в отпечатках пальцев, в форме галактик, тайфуна, ракушки
моллюска, паутины паука, сердцевины подсолнуха. Оно символизирует начало начал,
рождение и смерть. Двойная спираль может рассматриваться как проекция двух
половинок Мирового Яйца, которое упоминается во многих мифах. Считалось, что из
него родился мир. Неудивительно, что в совершенной форме яйца Сальвадор Дали
видел символ рождения и даже образ Вселенной. Художник заодно придумал легенду,
будто он сам появился на свет из яйца. И украсил ими крышу своего Театра-музея.
Шахматы, которые создал Дали, вдохновившись формой своих пальцев |
Salvador Dali Mae West Lips Sofa |
Исследования Дали
приводят к созданию совершенного изображения сфер и гармонии их слияния:
картине «Галатея со сферами» (1952), одной из показательных работ периода
Ядерного Мистицизма. Галатея – морская нимфа из греческой мифологии, а также
созданная царем Кипра Пигмалионом статуя идеальной женщины. Лицо и плечи Галы,
жены Сальвадора, формируются из сфер, подвешенных в пространстве, уходящих внутрь
и делающих всё изображение трёхмерным. Сферы представляют собой неоднородность
материи и являются, по сути, атомными частицами. Атом был излюбленной пищей для
размышления Дали. Материя, распадающаяся на части, подобно взрыву атома,
присутствует и в «Мадонне Порт-Льигата» (1949), в которой также был
задействован образ Галы, и уже упомянутом «Расщеплении атома». Гала, любимая
муза художника и его божество, неизменно появляется на многих полотнах
религиозно-мистического плана.
«Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951 г. Холст, масло |
Помимо интереса к
ядерной физике и теории относительности, Дали увлёкся созданием ювелирных
изделий, многие из которых нельзя носить на себе — они являются произведением
искусства, а драгоценные камни используются лишь как художественный элемент.
Некоторые из них включают довольно сложные механизмы, секрет создания которых
был уничтожен вместе с чертежами. Таким механизмом, например, является
«Королевское сердце». Оно создано из золота, сапфиров, бриллиантов, изумрудов,
рубинов и жемчуга. Но, мало того, оно бьётся, имитируя удары человеческого
сердца. Внутри установлен механизм, работающий без остановки и дозаводки. Надо
ли говорить, что «бьющееся рубиновое сердце» — подарок для Галы. Подобные
ювелирные механизмы – «Свет Христа», где маленькая дверца то открывает, то
закрывает лик Христа и «Бабочка», которая подергивает крыльями. Сам Дали проектировал,
изобретал, выдумывал, но исполнение замыслов практически всегда доверял
профессиональным мастерам и только следил за их работой.
Великий мистификатор
всегда высказывался за постоянство духовного в этом мире, даже при разрушении
материального. Казалось бы постоянство и распад — вещи несовместимые? Но не для
Дали! Что-то распадается на атомы, что-то создается из них. Возможно, наука
когда-нибудь объяснит нам эту диалектику вещей, как пытался ее объяснить
Сальвадор Дали.
Испания,
Фигейрас, театр-музей Сальвадора Дали