Гипотеза
о врождённой универсальной грамматике,
похоже, получила нейробиологическое
подтверждение
Выдающийся современный
лингвист Ноам Хомский в конце 50-х годов прошлого века предположил, что
способность говорить на каком-либо языке является у нас врождённой. Согласно
этой гипотезе, последовательности слов в грамматически верных фразах
соответствуют неким абстрактным структурам, существующим в нашем сознании, так
что мы можем распознать языковое выражение, даже если оно будет совершенно
бессмысленным по содержанию, например: «Бесцветные зелёные мысли яростно спят».
Но есть и противоположное объяснение, состоящее в том, что язык формируется из
постоянного сравнения звучащих слов с их местом во фразе – так осознаются
грамматические структуры. Предполагается, что в таком случае наши представления
о том, как строить фразу, берутся из опыта.
По
одной из гипотез, в нашем сознании существуют
изначально
заложенные грамматические ячейки для языка.
(На
фото – учитель английского в индийской школе.)
|
Нейробиологи из Нью-Йоркского университета, Пекинского университета и Общества Макса Планка решили
опытным путём выяснить, что происходит в мозге при усвоении лингвистических
единиц. Участники эксперимента слушали предложения на английском и
севернокитайском языках (то есть знающие английский слушали английский, а знающие
китайский – китайский), причём слова, словосочетания и предложения им
произносили без интонационных подсказок (без повышения и понижения тона и т.
д.) и в произвольном порядке. То есть, например, человек вразброс слушал
обычные фразы, вроде «Кофе прогоняет сон», какие-нибудь странные высказывания,
вроде «Розовая кукла обижает девочку», и просто набор слов, как бы
организованный в предложение, например «яйца желе розовый будить». Кроме того,
в каждом случае слова произносил через равные промежутки времени.
Целью исследователей
было увидеть, как мозг различает разные уровни организации языка (то есть как
он отличает последовательности слов от словосочетаний, а то и другое – от
предложения) без интонационных и прочих подсказок. За активностью мозга наблюдали
с помощью магнитной энцефалографии, когда регистрируются изменения в магнитных
полях, генерируемых нейронными структурами, и электрокортикографии, когда
электрическая активность фиксируется прямо на коре полушарий (такая процедура,
разумеется, возможна только с пациентами, которым и так предстоит операция на
мозге). В статье в Nature Neuroscience авторы пишут, что им удалось выделить активности,
связанные со словами, их сочетаниями и предложениями, причём все три уровня
языковой организации нервная система анализировала одновременно. И всё это
происходило, подчеркнём ещё раз, без подсказок в виде интонации или
неравномерного произнесения слов во времени, что могло бы выдать между ними
некую связь.
Полученные результаты
подтверждают гипотезу Хомского – язык, который мы слышим, укладывается в
предуготовленные для него грамматические ячейки, что в равной степени верно для
таких далёких друг от друга языков, как китайский и английский. (Заметим, что
речь идёт не о смысле слов, не о том, что какое-то конкретное сочетание звуков
соответствует какому-то предмету или явлению, а о грамматической составляющей
языка.) Хотя, скорее всего, новые данные будут ещё не раз проверять и перепроверять
– гипотеза «врождённой грамматики», несмотря на свою известность, до сих пор
многими считается «слишком оригинальной».