Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Что ели в Древнем Риме?




Пшено составляло основу диеты простых римлян в имперскую эпоху, выяснили антропологи из университета Западной Флориды Кристина Киллгроув и Роберт Тайкот. Ученые исследовали погребения на двух старых римских кладбищах и изучали изотопы углерода в костях людей, похороненных на этих кладбищах. Определенные изотопы соответствуют определенным видам растений, употреблявшимся в пищу, так что анализ способен объяснить, кто ел пшеничный хлеб, а кто – пшенную кашу.

Городские бедняки, жившие в самом Риме, питались разнообразнее, чем крестьяне из соседних деревень.


Оказалось, что городские бедняки, жившие в самом Риме, питались разнообразнее, чем крестьяне из соседних деревень: первые ели и хлеб, и кашу, а вторые – почти исключительно пшенку. Знать же пшено не ела практически никогда, полагая эту крупу кормом для скота. Простые люди, напротив, рассчитывали на неприхотливый и урожайный злак, не раз выручавший всех без разбора в голодные времена.

Луций Колумелла в трактате «О сельском хозяйстве» (I в н. э.) говорил, что хлеб из проса следует есть лишь когда он еще не остыл, иначе невкусно. Зато пшенную кашу с молоком, по его мнению, «не следует презирать даже во времена изобилия».

Пшено
В словаре Брокгауза и Ефрона в статье о пшене говорится:
«Пшенная каша или пшенная похлебка, сдобренная салом или растительным маслом, составляет обыкновенную пищу рабочего люда южной России, особенно во время полевых работ.

В том и другом виде пшено представляет питательную и здоровую пищу подобно хлебу, ненадоедающую даже при ежедневном употреблении».
До того, как Римская республика стала самой богатой и могущественной страной древнего мира особым разнообразием рацион ее жителей не славился. Меню как бедных, так и зажиточных римлян было во многом схоже. А что, предки ведь завещали им «скромность и неприхотливость в еде»?

А пока на завтрак римляне съедали кусок сыра с хлебом, несколько фиников, запивая его молоком или вином, смешанным с медом – мульсом. Перекусы перед обедом состояли из тех же продуктов. Самой калорийной трапезой был обед, за который сначала усаживались, а затем еще и укладывались, в прямом смысле. Во время обеда подавались горячие блюда, чаще всего это была свинина или козлятина. По традиции, на закуску подавались яйца, затем – рыба или мясо с овощами: капустой, редькой, салатом и другой зеленью. С десертом не заморачивались, довольствуясь орехами, сухофруктами и яблоками.


После расцвета римской империи расцвели и обеденные столы, тех, кто оказался в первой очереди у дележки богатств. Бедные же слои населения остались далеко внизу гастрономической пирамиды со своими луком, яйцами, чесноком, овсяными и просяными кашами.

Богачи стали спускать столько денег на еду, что властям пришлось даже издать специальные регулирующие законы. Так появился указ нормирующий расходы во время праздничного пиршества. Регулировалась также и количество поедаемого мяса, и лишь фруктов и овощей можно было съедать столько, сколько душе угодно.

Не стоит думать, что таким законам пресекающим чревоугодия богачи стали повиноваться беспрекословно. Отнюдь, когда появился закон регламентирующий сокращения импорта вин за счет повышения потребления местных, пышным цветом расцвела контрабанда. Ведь римляне предпочитали своим вина из Испании, Сицилии и с острова Крит. Но и желания властей удовлетворялись, местные вина раскупали в необходимом количестве, но не для себя, а для рабов.

Пиршества богатых римлян стали походить на ярмарку «кто во что горазд». Продукты к столу свозились со всех уголков Рима, пряности – из Азии, фрукты – из Египта, фазаны – из Греции, кролики – из Испании… Завещание предков об умеренности в еде было забыто напрочь.