Средневековая
баня, Фландрия, 15 век.
Источник:
Национальная Библиотека Франции, Париж
|
«Бани
Сергея Ората», 1475-1480,
Национальная
библиотека Франции
|
Так, например, свод
правил этикета XV-XVI веков подчеркивал, что необходимо омывать руки до начала
трапезы, а также при пробуждении и подъеме с постели. Плюс к этому хорошие
манеры предписывали пробудившемуся прополоскать полость рта.
Джордж Дьюби в своей
работе «Истории частной жизни» писал:
«... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой официальный обед, данный в большом зале с большим количеством приглашенных, не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омовения. А обязательной прелюдией к любовным играм среди средних и высших сословий было принятие горячей ванны, причем обеими сторонами.Самые ярые средневековые моралисты и церковники осуждали купание и уход за телом лишь потому, что эти процедуры обнажали тела. Поэтому, к примеру, купание считалось прелюдией для греха. А общественные бани осуждались потому, что они были слишком доступны. Но в то же время они советовали мыться в уединении у себя дома».
Итак,
насколько же часто люди мылись и купались?
Есть множество
упоминаний относительно популярности использования ванн в Древней Германии.
Люди купались по несколько раз каждый день. А иногда проводили за этим занятием
целые дни. В частности, согласно записям, найденным в дневнике одного средневекового
немца, следует, что автор с 20-ого мая по 9-е июня 1511 г. искупался сто
двадцать семь раз.
В одном из польских
городов в XIII-XV веках существовал закон, по которому каждый гражданин обязан
был посетить общественную баню минимум один раз в неделю. Неисполнявших данное
предписание штрафовали, а злостных нарушителей даже заключали под стражу.
Однако, безусловно, с
учетом неразвитой инфраструктуры и относительной удаленности древних городов
друг от друга, существовали поселения, в которых некоторые люди жили недели и
месяцы без мытья. Но постепенно Европа активно стала развиваться в плане личной
гигиены. Особенно активный скачок произошел после вспышек чумы. Также этому
способствовало развитие художественной культуры, в которой воспевалась красота
человеческого тела — особенно в эпоху Возрождения.
«Монахи
в бане», 1490-1510,
Библиотека
Национального музея в Праге
|
Частные
ванны
Средневековые жители
любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот
процесс оказывался легким.
Сама ванна представляла
собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся
человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В тёплую погоду
бадью выносили в сад замка, а в холода ванну размещали около камина или очага.
Богачи часто нанимали прислугу, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны
для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей.
«Языческие
обычаи. Сцена из борделя:
мужчины
и женщины во время еды находящиеся в ванной»,
1478-1480,
Гаага
|
В
некоторых средневековых замках
были
специально встроенные ванны
Так, например, в замке
Лидса, в 1291 г., была создана ниша размерами около 7×5 метров, выложенная
камнем, в которую заливалась вода из озера, окружавшего замок. Там же была
полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для
переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной.
Редко, но все же
встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А
некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от
холода.
«Бани
Сергея Ората», 1475-1480,
Национальная
библиотека Франции
|
Общественные
бани
Уже в середине 1200-ых
многие крупные европейские города имели собственные общественные бани. Воду в
них подогревали на открытом огне, что в свою очередь приводило к определенным
неудобствам: открытый огонь сам по себе был опасен и был потенциальным
источником возможного пожара; в то же время начала снижаться численность лесов,
что привело к повышению цены на дрова (при этом некоторые бани пытались топить
углём, но его пары оказались вредными для здоровья).
Эти причины вынудили
закрыться многие общественные бани.
Более того, уже к
середине 1300-ых, покупку дров зимой не для отопления жилища, а для нагревания
воды для бани, могли позволить себе только богачи. Что уж говорить об основной
массе небогатого населения — они вынуждены были практически всю зиму буквально
ходить грязными. Горячую воду вынужденно экономили — зачастую нагретую воду в
большой бочке не меняли, пока не помоется все семейство, а иногда и соседи.
1542,
публичная библиотека Камбре
|
Основные способы
организации парилки были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной
Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве, затем на
камни лилась вода для создания пара. Парящиеся восседали обнаженными на скамьях
возле источающих жар камней. Чтобы усилить кровообращение при парении,
применяли специальные опахала, нагнетающие жар, использовали связки листьев.
Конец
15/начало 16 вв., Национальная библиотека Испании
|
Как правило,
средневековые купальщики находились в бане обнаженными, иногда в набедренных
повязках. Женщины часто были в льняных рубашках до колен, хотя одежды все же
достаточно широко раскрывали шею, грудь, руки и плечи.
«Купание
Венеры», 1440, Национальная библиотека Франции
|
15
век, Национальная библиотека Франции
|
Церковники, тем не менее,
все же старались ввести какие-то ограничения. Так, в монастырских уставах
указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур,
поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности.
Сами же монастырские
ванны, как правило, имели отдельные кабинки, а монахи в них купались в холодной
воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить иноков от
получения чувственного удовольствия от купания.
14
век, библиотека de l’Arsenal
|
«Пилигримы
купаются в реке Иордан», 1410-1412,
Национальная
библиотека Франции
|