3D-модель
Скинии
|
После того, как иудеи
заняли Ханаан, долгое время основным религиозным центром был Силом (на его
месте сейчас находится современный израильский город Шило). Именно в Силоме
произошло распределение земель между коленами Израиля. В Силоме же долгие годы
находилась Скиния собрания - храм, в котором до постройки Иерусалимского храма
хранилась главная святыня иудеев - Ковчег Завета.
Археологи уже давно
ищут следы Скинии в Шило (Силоме). За 100 лет раскопок было определено наиболее
вероятное её местонахождение – Северный холм. В начале июля еженедельная газета
«Исраэл Хайом» сообщила о том, что наконец удалось найти следы Скинии.
Подробные материалы будут опубликованы в самое ближайшее время, однако и предварительная
информация о находках сенсационна.
На Северном холме, где
гипотетически могла располагаться Скиния, были обнаружены вырубленные в скале
отверстия. Их размеры и взаиморасположение указывают на то, что они могли
служить пазами для деревянных балок каркаса Скинии. К сожалению, сами балки не
сохранились, однако инвентарь, открытый вокруг высеченных ямок датируется
концом II тыс. до н.э., а, значит, связан со Скинией.
Помимо керамики, близ
ямок были обнаружены три большие печи, использовавшиеся служившими при Скинии
священниками в хозяйственных целях. Керамика и аналогичные печи были обнаружены
и в юго-западной части поселения в непосредственной близости от крепостной
стены. Поскольку этот участок сохранился плохо, археологи предполагают, что в том
месте могли располагаться городские ворота.
Раскопки прошлых лет
открыли на Северном Холме значительное количество костей домашних животных,
датируемых концом II тыс. до н.э., которые, как предполагается были съедены
израильскими племенами во время ежегодных собраний.
В феврале 2012 года
Шило оказался в центре крупного скандала связанного с распределением денег на
раскопки и консервацию памятников Палестинской автономии. С 2010 года
правительство Израиля выделило 250 миллионов шекелей на раскопки и реставрацию
65 археологических памятников в 40 городах страны, из которых 15 миллионов
(почти 4 миллиона долларов) досталось Шило. Распределение этих денег не по
назначению (на строительство туристических объектов) и вызвало скандал. Кроме
чисто финансовых вопросов, Палестина и арабские страны рассматривали
строительство в Шило как наращивание Израилем своего присутствия в автономии.
Вполне вероятно, что скандал
будет сопровождать и публикацию раскопок ям столбов Скинии. Так, даже
предварительное сообщение о находке в Шило на сайте «Blaze.com» вызвало
противостояние в комментариях между иудеями и христианами с одной стороны и
мусульманами с другой, к тому же христиане обвинили иудеев в том, что они не заинтересованы
в раскопках других мест пребывания Скинии, кроме Иерусалимского храма.
Возможно, во время
Иудейского царства в Силоме была построена новая Скиния, альтернативная
иерусалимской.
Несмотря на находку ям
для опоры «походной Скинии», вопрос о ней нельзя считать окончательно
разрешённым. Так, согласно, мишнаитскому трактату «Зевахим», написанному около
200 г. н.э., Скиния в Силоме не была перекрыта стационарной крышей, но была
похожа на дом, нижняя часть которого была сложена из камня, а верхняя – покрыта
тканями. Такое описание, отличающееся от данного в Торе описания «походной
Скинии» позволяет предполагать, что во время Иудейского царства в Силоме была
построена новая Скиния, альтернативная иерусалимской с огражденным каменной
стеной двором площадью 42,8 на 21.4 м. Силомская Скиния, подобно иерусалимской
могла быть ориентирована по оси «восток-запад». Во всяком случае и
иерусалимский и силомский храмы в Танахе названы одним и тем же словом «בֵּית»
(bayit), обозначающим стационарный храм (בֵּיתאֵל, «дом Бога»). Любопытно, что
древняя дорога, соединявшая Силом и Иерусалим, фактически проходит тем же самым
местам, что и нынешнее израильское «60-е шоссе». Несмотря на неоднозначность
исторических реконструкций, в 1980-е годы в новом Шило была построена синагога
«Мишкан Шило», повторявшая планировку Скинии.
Хотя свидетельства
европейских путешественников о Шило относятся к XIII в. н.э., первым историком,
который отождествил Силом с арабской деревней Сейлун был Эдвард Робинсон (1838
г.). Побывавший здесь в 1860-х гг. Чарлз Уилсон выдвинул гипотезу о том, что
именно Северный холм и является местом Скинии. По другой версии, поддержанной
довольно крупными израильскими археологами, такими как Михаэль Ави-Йона и Ашер С. Кауфман, Скиния располагалась на южном склоне силомского телля, т.е. в той
или иной степени она входила в состав оборонительных сооружений крепости.
Планировка поселения (площадью около 4 га) такова, что только южный склон
достаточно пологий, тогда как три другие – крутые, а, значит, южная часть телля
– самая удобная для святилища и площадки общеплеменного совета. Критики этой
гипотезы отмечают, что локализация храма ниже поселения совершенно не
свойственна для ближневосточной традиции.
Систематические
раскопки в Шило начались только в 1920-30-х, когда здесь работали датские
экспедиции Оге Шмидта, Ганса Къяэра, а также американца Нельсона Глюка. В
течении последних 30 лет раскопки проходят под руководством Израиля Финкельштейна. На телле раскопаны 8 периодов заселения от Средней Бронзы IIa
(2000 г. до н.э.) до раннемусульманского времени (IX в. н.э.). Но время
наибольшего расцвета Силома, фиксируемое раскопками (конец II тыс. до н.э. –
начало I тыс. до н.э.), относится к общеизраильскому племенному единству и
эпохе иудейского царства.
Археологи отмечают
значительную преемственность культуры между временем Средней Бронзы и ранним
железным веком, свидетельствующие о том, что еврейские племена в значительной
степени заимствовали обычаи и традиции ханаанеян. Так, крепостная
стена Силома появилась в доеврейское время (Средняя Бронза IIC, около 1650
г. до н.э.) и сохранилась вплоть до нападения филистимлян. Её размеры (толщина
– 3-5 м., высота – около 8 м.), строительные технологии (массивная кладка
нижних слоёв, внутренняя стена, дозорная башня) типичны для бронзового века
Ханаана. Эта стена была разрушена около 1500 г. до н.э., но практически сразу
же восстановлена. В слоях середины II тыс. до н.э. были обнаружены гиксосские
скарабеи и египетские культовые статуэтки, однако само поселение не упоминается
в новоегипетских письменных памятниках.
У городской стены
открыты сокровищницы силомского храма, инвентарь которых датируется второй
половиной II тыс. до н.э. Он представлен вотивными предметами с языческой символикой,
такими как, например, хеттский серебряный кулон или сосуд в виде быка. Многие
из предметов сокровищницы были привезены с Кипра, из Анатолии и Северной Сирии.
Таким образом, святилище в Шило пользовалось популярностью у семитских и
индоевропейских племён, населявших Сиро-Палестину в это время. Эти находки
указывают на ханаанское происхождение иудаизма формировавшегося в результате
инфильтрации в Левант кочевников еврейского племенного союза, фактически не
оставляя места для истории Исхода. Находки на поселении датируемые ранним
железным веком содержат много языческой культовой символики, в частности
изображения львов, баранов, лошадей, леопардов, охотящихся на оленей.
В течении 300 лет Силом
служил ритуальной столицей, вокруг которой складывался еврейский племенной
союз, однако после поражения от филистимлян в сражении при Эбен-Эзер (около
1050 г. до н.э.) Силом был сожжён, а Скиния была разобрана и укрыта в
труднодоступном месте. Следы этого пожара, уничтожившего город были открыты в
результате раскопок 2010 года. Ритуальная столица израильских племён была
перенесена намного южнее, в Иерусалим, однако вскоре после смерти Соломона
северное царство (Иудея) получило независимость, а его культовые центры, такие
как Бейт-Эль, Сихем (горы Гевал и Гаризим) и Силом пользовались большей
популярностью, чем иерусалимский храм.
Конфликт между
святилищами Иудеи и Иерусалимом нашёл отражение в записанных в Израильском
царстве Псалмах (77:60):
«Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками».
В свою очередь святость Силома отмечена в благословении
Иаковом своих сыновей, который обещает, что в Силоме будет вечно править цари
(49:10). Несмотря на позднейшую мессианскую интерпретацию, в которое название
города понимается как нарицательное слово, в начале I тыс. до н.э. эта
строка относилась к иудейским царям. Усиливает святость Силома и история
чудесного зачатия Самуила.
За двести лет
самостоятельного развития Иудеи в ней начала складываться самостоятельная
религиозная практика, проявлявшаяся в частности в экстатических культах (пляски
перед Скинией, обычаи 15 ава), пророческой традиции, культе священных камней
гор и высот, а также в самостоятельном ритуальном календаре.
Артем Корсун