Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Языческие святилища, раскопанные около Иерусалима


Статуэтка животного из Тель-Моцы
Clara Amit/Israel Antiquities Authority
Израильские археологи Анна Эйрих, Шуа Кислевиц и Хамуди Халяйли сделали удивительное открытие – в западном пригороде Иерусалима Тель-Моце был раскопан ранее неизвестный храм эпохи царей. Уникальность храма состоит в том, что он располагался недалеко от храма Соломона и функционировал в одно время с ним. Несмотря на то, что этот храм был посвящён неизвестному языческому божеству, определенные параллели с культом Яхве здесь всё же присутствуют. Так, среди костей жертвенных животных, которыми был усыпан пол двора и самого храма, не было обнаружено останков ни одного некошерного животного, отсутствуют здесь, например, частые в местных святилищах эпохи неолита-палеометалла кости свиньи, почитавшейся на Ближнем Востоке как священное животное богини плодородия Иштар. Этот храм, построенный в X-IХ вв. до н.э., функционировал до конца VIII в. до н.э., когда Езекия запретил служения во всех иных храмах кроме Иерусалимского и даже повелел уничтожить Нехуштан — медного змея, сделанного Моисеем во время перехода из Египта в Ханаан.

Археологи открыли массивные стены храма, центральная ось которого располагалась так, что его двери открывались на восход солнца, храмовый двор с большим квадратным алтарём и жертвенниками, а также хранилища священных сосудов. 


Храм в Тель-Моце, вид сверху
Планировка храма позволяет предполагать, что храм в Тель-Моце, подобно Стоунхенджу или египетским храмам, спроектирован так, чтобы первый луч солнца, появлявшегося из-за горизонта в день летнего солнцестояния, попадал в «святую святых» храма. 


Baz Ratner / Reuters
An employee of the Israeli Antiquities Authority displays figurines
at Tel Motza archaeological site on the outskirts of Jerusalem.
Среди приношений в храме были обнаружены статуэтки животных в упряжи и многочисленные керамические головы бородатых мужчин с удивительной, возможно портретной, детализацией черт лица: на них «надеты» плоские головные уборы, часты попытки изобразить вьющиеся волосы, различные формы глаз и даже шрамы. Предположительно, в эти головы могли вселяться души жертвователей, и таким образом они могли находится в храме и молиться своему божеству, занимаясь обыденными делами. Аналогичные головы хорошо известны в филистимских храмах, расположенных на средиземноморском побережье, так что и храм в Тель-Моце следует рассматривать, как построенный под филистимским влиянием. Планировка храма в Тель-Моце находит значительные аналогии в филистимском храме, раскопанном Йохананом Ахарони в 1950-х в Араде, а также в храмах Беэр-Шевы и Лахиша.

Вокруг храма во времена Первого Храма раскинулось большое поселение, упомянутое ещё в книге Иисуса Навина (18: 26) как город колена Вениаминова. Раскопки 1990-х открыли здесь жилые и общественные здания, с житницами, складами и подвалами. Судя по масштабности складов, археологи предположили, что в Тель-Моцу свозили запасы зерна из окрестных селений, а затем продовольствие отправляли в Иерусалим. В пользу этого говорит и то, что топоним Моца переводится с иврита как «начало, исходная точка».

Храм в Тель-Моце располагался на месте предшествовавшего ему древнего святилища. Такие святилища, или «бамот», находились на доминирующих над долинами горах и представляли собой каменные стелы или деревянные столбы, служившие непосредственно предметом поклонения, и стоявшие перед ними алтари и жертвенники из массивных необработанных камней. Такие упомянутые в Библии в связи с культом Яхве сакральные места, как Гевал, Гризим, Шило (Силом), Шхем, Бейт-Эль (Вефиль) и другие, также изначально представляли собой «бамот», в которых почитали местных богинь. Несмотря на широкую известность этих культовых мест в Библии, храм в Тель-Моце – первый раскопанный храм такого типа в пределах Израильского царства, потому как все языческие храмы были разрушены во исполнение указа Езекии. Отметим, что именно в западных пригородах Иерусалима, недалеко от Тель-Моцы, ещё в позапрошлом веке были обнаружены каирны (каменные курганы), служившие для погребальных, а затем и для культовых целей, как в доисторическое время, так и во времена первых царей.

В Тель-Моце были открыты следы святилища и поселения, относящегося к докерамическому неолиту (VIII тыс. до н.э.). Святилище представляло собой большое круглое в плане здание из необожжённого кирпича. В нём были обнаружены вырезанные из доломита статуэтки барана и дикого быка, свидетельствующие о том, что Тель-Моца была культовым местом уже в то время. Но только с открытием храма I тыс. до н.э. стала понятна значимость находок докерамического времени: по всей видимости, жители окрестных селений почитали здешнее святилище практически непрерывно в течении семи тысячелетий. 

Кроме того, как отмечает археолог Анна Эйрих, найденные в святилище статуэтки свидетельствуют о начале одомашнивания мелкого и крупного рогатого скота. Другой же археолог – Хамуди Халяйли – склонен считать, что  судить об одомашнивании животных по этим фигуркам очень рискованно, они могли быть, например, охотничьими божествами или амулетами, дававшими их владельцу магическую власть над дикими животными. Могут они быть и идолами зооморфного божества плодородия. По технике исполнения эти фигурки напоминают каменные фаллические идолы из Кармиэля.

Дальнейшие раскопки в Тель-Моце должны пролить свет на религиозные культы Ближнего Востока.