Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Иоганн Себастьян Бах и его полифония


Существует легенда, что однажды Бах прошёл 50 км пешком, чтобы послушать игру органиста Дитриха Букстехуде (1637–1707), но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

Фрагмент автографа первой страницы Adagio из скрипичной сонаты Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) Изображение: Abyr

Не остановиться отдельно на творчестве этого человека невозможно. Думаю, вряд ли имеется среди нас человек, который никогда не слышал этого имени, даже если с классической музыкой никогда не знакомился специально.

Более того. И для музыкантов, которые учатся музыке, получают музыкальное образование, имя Баха — это не просто имя. Это музыка, которая впервые адресует человека к понятию «полифония», хотя само это понятие появилось и развивалось задолго до появления на свет Иоганна Себастьяна.

Что же такое полифония, чем полифония Баха отличается от какой-либо другой полифонии и почему в программе музыкантов, которые получают музыкальное образование обязательно должно значится какое-либо полифоническое произведение?

Начнем с полифонии. Полифония (многоголосие), в котором все голоса, которые мы слышим, равнозначны. Как это понять? Довольно просто. Возьмем любую известную нам песенку и попробуем спеть отдельно мелодию.

Песенка узнаваема? Да. Мелодия чаще всего является неким главенствующим началом. Уберем мелодию и оставим только аккомпанемент. Самодостаточен ли он? Хм... Нет, он осиротел. Если мы просто играем последовательность аккордов на гитаре это становится очень хорошо слышно. Меняем аккорды, но все равно ждем мелодию. Вот это как раз не полифония. Подобное явление в музыке называется гомофонно-гармоническим.

Так вот в полифонической музыке все организовано совсем по-другому. Там есть несколько голосов, которые абсолютно равнозначны, звучат единовременно, но не являют собой отношения: мелодия-аккомпанемент. Каждый из голосов равнозначен, пока один проводит тему, остальные в этот момент ведут каждый свою вполнесебе самодостаточную линию, противопоставляясь основной теме, поддерживая ее, но не обслуживая, как это произойдет в музыке классицизма, когда родится и утвердится гомофонно-гармонический склад.

А начиналась полифония задолго до появления Иоганна Себастьяна Баха. Еще во времена григорианских хоралов, мадригалов, мотетов, месс эпохи возрождения. Раннюю полифонию сейчас называют полифонией строгого стиля и тогда было чрезвычайно важно писать музыку по правилам, например, скачок в мелодии должен был обязательно заполнится, скачки разрешались только на определенные интервалы и т. п. Все это строго соблюдалось, изучалось, развивалось.

Полифонию во времена Баха называют полифонией свободного стиля. Это уже колоссальные математические построения, это звучащие схемы, невообразимые! Представить себе, что вся эта прекрасная музыка — это гениально просчитанная формула, воплощенная в звуках, просто невозможно поначалу, но это так. По сию пору полифония остается одним из важнейших предметов для студентов-композиторов, которые учатся сочетать, выстраивать и развивать свой материал.

Полифония для студентов-исполнителей — это невероятная работа, направленная на то, чтобы услышать каждый из голосов, понять логику его движения, донести до слушателя.

Когда изучают биографию Баха, его жизнь делят по периодам, связанным с городами, в которых он жил и работал. В этом есть своя логика, поскольку от его рабочих мест зависел доступный инструментарий, возникала необходимость писать конкретную музыку. Например, первым периодом считается Веймер, где он работал органистом. Именно там он написал большую часть своей органной музыки, не всю, но бОльшую.

Органную музыку Баха слышал каждый, кто когда-либо слышал органную музыку. Его токатта и фуга ре минор — бессменный представитель сборников популярной классической музыки. Я с удовольствием предоставлю Вам возможность напомнить себе об этой очень известной музыке, оговорясь перед прослушиванием лишь парой слов, чтобы связать весь написанный выше текст с тем, что сейчас прозвучит.

Цикл — это некая последовательность частей одного произведения. В данном случае мы имеем дело с малым циклом — произведением, состоящим из двух частей. Токката и фуга.

У Баха большое количество произведений, написанных в последовательности, когда первая часть — это некое импровизационное построение, а вторая — строгая полифоническая форма, написанная по всем полифоническим канонам. Фуга — это игра в догонялки. Тема проводится поочередно то у одного голоса, то у другого, они сначала чередуются последовательно, друг за другом, прерываясь на небольшие интермедии (отыгрыши), затем начинают в буквальном смысле догонять друг друга, наступая друг на другу на пятки, чем ближе к финалу, тем больше темы наслаиваются друг на друга. Все это можно услышать, если постараться вслушаться.

Итак. Сначала мы имеем дело с импровизационной формой, а затем (3:04) можем понаблюдать за строгостью и четкостью многоголосной фуги.

Toccata & Fugue in d minor (BACH, J.S.)


После органа я Вам дам познакомиться с несколькими клавирными произведениями. Это еще один малый цикл, но для клавира. Произведение из Хорошо темперированного клавира. Здесь Вы так же услышите импровизационное построение — прелюдию и строгую фугу.

Прелюдия и фуга до минор, ХТК том первый.


Bach: WTC1 No. 2 in c minor BWV 847 (Richter)


А теперь обратите внимание на эту фугу, так же из первого тома Хорошо темперированного клавира. Основная тема этой фуги — значимая семантическая музыкальная фигура, всего четыре ноты, но которые проходят сквозь всю историю музыки. Это т. н. тема креста.

Bach cis-moll fugue Gulda


В Лейпциге Бах работал кантором в хоре при школе св. Фомы, что, конечно же, отразилось на его творчестве. Огромная часть вокальной музыки была написана именно в это время.

И я не могу пройти мимо его Страстей по Матфею и Мессы си минор, как бы мне не хотелось сделать для Вас знакомство с музыкой Баха простым и воздушным, но без этой музыки говорить о знакомстве с творчеством этого великого композитора бессмысленно. Поэтому наберитесь смелости и позвольте себе утонуть в его хоровых сочинениях.

MISSA IN SI MINOR by JOHANN SEBASTIAN BACH


Ну и немного оркестровой музыки.

Bach - Bwv1066 Orchestral Suite - 01 - Ouverture


В завершении я хочу сказать, что есть огромное количество музыки, которую все знают, но, возможно, не подозревают, что это Бах.

К примеру, это скерцо (кстати, скерцо — это одна из общепринятых частей в подобного рода оркестровых циклах и не стоит его рассматривать как некую отдельную шутку Баха).

И.С.Бах - скерцо - Сюита №2 для флейты с оркестром