Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Легенда о Големе

Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.

Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании экскурсовода или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе.



Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.

По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне Староновой синагоги.




Староновая синагога

2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На Старом еврейском кладбище была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.




Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…


Пражский еврейский музей (Майзелова синагога)

Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в Пражском еврейском музее (Майзелова синагога). Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.


Как же создавался главный герой?

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.

Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».




Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.

Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.

Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.

Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.

Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.

Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.

Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.

Традиционной признано считать версию, по которой Голем разбушевался из-за лишней накопившейся энергии. Он стал неуправляемым чудовищем, разрушающим все вокруг. Лишь только его хозяин, раввин остановил это безобразие.

Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.

И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.

История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.

Источник вдохновения

К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.



Чердак Староновой синагоги закрыт для непосвященных

Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе. Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.


«Голем»

Кроме того, международное объединение «Голем» талантливо исполняет еврейскую музыку клезмер, но на современный лад.

«Големы»

Самый известный рассказ о Големе связан с упомянутым рабби Лёвом. Согласно легенде, император издал указ, по которому все пражские евреи должны были быть высланы или казнены. Чтобы защитить еврейскую общину от погромов, раввин сотворил Голема из глины, взятой на берегу Влтавы, и оживил его при помощи заклинаний.

Император, устрашенный силой Голема, упросил рабби Лёва уничтожить чудовище, обещая взамен, что преследования и насилие по отношению к евреям прекратятся. Раввин принял это предложение. Чтобы умертвить Голема, он стер с его лба первую букву слова «эмет» (истина Бога), и получилось слово «мет», означающее на иврите «смерть». Вместе с тем императора поставили в известность, что Голем не разрушен и хранится в гробу на чердаке Староновой синагоги, откуда снова может быть вызван в случае надобности.

С тех пор чердак Староновой синагоги закрыт для непосвященных. Рассказывают, что в годы Второй мировой войны нацистский агент пробрался туда, чтобы разбить Голема, но обратно не вышел.