Ямная культура и майкопская культура в 4-м
тысячелетии до н. э.
|
Я́мная культу́ра
(точнее —
Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего
бронзового века (3600—2300 до н.э.). Занимала территорию от Южного
Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до
Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно
кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.
Характеристика
культуры
Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой . Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.
История
Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра , а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков . Ямная культура сменяется полтавкинской . На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура . На востоке— андроновская и срубная культуры.
В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами . По её мнению, ареал ямной культурыбыл территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой . В настоящее время сторонники данной версии весьма немногочисленны, ввиду того, что глоттохронология и реконструируемая праиндоевропейская лексика позволяют датировать распад праиндоевропейской общности на несколько тысячелетий ранее ямной культуры. В более поздних версиях курганной гипотезы население ямной культуры связывается с носителями арийских языков (предки индоиранцев, дардских и нуристанских языков) .
Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска , могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье ит.д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.
В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами . По её мнению, ареал ямной культурыбыл территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой . В настоящее время сторонники данной версии весьма немногочисленны, ввиду того, что глоттохронология и реконструируемая праиндоевропейская лексика позволяют датировать распад праиндоевропейской общности на несколько тысячелетий ранее ямной культуры. В более поздних версиях курганной гипотезы население ямной культуры связывается с носителями арийских языков (предки индоиранцев, дардских и нуристанских языков) .
Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска , могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье ит.д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.
В развитии ямной культуры выделяют три периода.
- Первый (ранний) этап (1-я половина— середина 3-го тыс. дон.э.)
На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами , ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Поселения— временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.
- Второй этап (3-я— начало 4-ой четверти 3-го тыс. дон.э.)
Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).
- Третий этап (кон. 3-го— нач. 2-ого тыс. дон.э.)
Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры , проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.
Палеоантропология
Антропологически, для населения ямной культуры характерны резко европеоидные признаки.
В частности, антрополги отмечают часть носителей ямной культуры имели тип "долихокранный узколицый и высоколицый", причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу широко распространенному на Северном Кавказе и в Закавказье (Куро-аракская и Майкопская культура).
Другая часть носителей ямной культуры (а именно: оставившая могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с четко выраженными европеоидными чертами тип (который еще сохраняется в Прикаспии), аналогия - краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения).
В частности, антрополги отмечают часть носителей ямной культуры имели тип "долихокранный узколицый и высоколицый", причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу широко распространенному на Северном Кавказе и в Закавказье (Куро-аракская и Майкопская культура).
Другая часть носителей ямной культуры (а именно: оставившая могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с четко выраженными европеоидными чертами тип (который еще сохраняется в Прикаспии), аналогия - краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения).
☑️
Список всех тем серии: