Среднеднепровская
культура |
Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Украины). Является ветвью культуры шнуровой керамики на её восточной границе.
Имеет ранний (XXIV—XXI века до н. э.) и поздний (XXI—XV века до н. э.) этапы. Выделена археологом В. А. Городцовым в 1927 году. Центр её находился в среднем течении Днепра. Наиболее ранние поселения выявлены в Киевской и Черкасской областях.
Население
среднеднепровской культуры занималось скотоводством, земледелием,
охотой, рыболовством. Жило на поселениях в наземных жилищах столбовой
конструкции с очагами, изготовляло кремнёвые, каменные и бронзовые
орудия труда и оружие, металлические, костяные и янтарные украшения,
керамическую посуду, преимущественно плоскодонные горшки шаровидной
формы.
Общественный строй патриархально-родовой с признаками
имущественного неравенства. Характерны господство культа солнца и огня,
вера в загробную жизнь.
Захоронения проводились в курганах, с положением костяка на левом или на правом боку с согнутыми ногами; некоторые из них использовались ещё со времени ямной культуры. В захоронениях обнаружена керамика и каменные топоры. В северной части ареала среднеднепровской культуры отмечены случаи кремации.
На позднем этапе среднеднепровской культуры распространился обряд
погребений в грунтовых могилах, одновременно существовали обряды
трупоположения и трупосожжения.
В Беларуси наибоее исследованы памятники Ксендзова Гора, Лучин, Ходосовичи, Стрелица, Себровичи.
Существуют
различные гипотезы происхождения среднеднепровской культуры.
А.Я.Брюсов происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой.
По мнению других исследователей, источники формирования
среднеднепровской культуры следует искать в северных районах Среднего
Поднепровья, формировании её на основе ямной культуры.
В дальнейшем её развите проходило во взаимодействии с катакомбной и
волынской мегалитическими культурами, и культорой позднего триполья.
В рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас среднеднепровская культура является главным источником вторжения индоевропейцев в Северную и Центральную Европу
Носители средневековой культуры проживали на небольшой территории в
Среднем Поднепровье (Киевская обл., Черкасская обл.). В конце III - нач.
II тыс. до н.э. ареал культуры существенно увеличивается в северном
направлении вплоть до Смоленска, захватывая и Белорусское Поднепровье и
часть Полесья.
Сосуды
среднеднепровской культуры. |
Поселения среднеднепровской культуры занимают песчаные дюны в поймах
рек и края речных террас. В Белоруссии исследовано два неукрепленных
поселка этой культуры: Ксензова Гора около Быхова и Завалье в
Рогачевском районе. При раскопках Ксензовой Горы были обнаружены очажные
ямы, каменные очаги и столбовые ямы. Все это свидетельстует о
существовании на этом поселении наземных столбовых жилищ, планировка
которых, к сожалению, не была прослежена о том, что они собой
представляли, можно cудить по раскопкам другого памятника, Исковщина в
Украине. Это были наземные однокамерные постройки столбовой конструкции
площадью 20-25 кв.м.
В лучшей степени изучены могильники. В среднеднепровской культуре
встречаются как курганные, так и грунтовые захоронения. Курганы
представляют собой полусферические насыпи высотой до 3 м и до 30 м в
диаметре. Погребения находятся в материковых ямах. В одном кургане могут
быть как одиночные, так и коллективные захоронения (до 4). В курганах
захоронения совершались по обряду ингумации и кремации, причем последние
характерны только для Украины, в то время, как в Белоруссии захоронений
с кремацией в курганах нет.
Самой крупной и хорошо изученной курганной группой в Белоруссии
является Ходосовичская в Рогачевском районе. Здесь исследовано 41
захоронение с тупоположением в скорченном состоянии. Покойников чаще
укладывали головой на запад, есть погребения и с северной ориентировкой.
Вместе с покойным клали глиняные горшки, кремневые, каменные, реже
бронзовые изделия.
Грунтовые захоронения в Белоруссии представлены могильником в
дрочище Стрелица в Ветковском р-не Гомельской обл. Раскопками было
выявлено 94 погребения, совершенных в могильных ямах. За исключением
одного, все они содержали остатки кремации. Вместе с кальцинированными
костями в могилах обнаружены каменные сверленые и клиновидные топоры,
булава, наконечники стрел, дротиков, копий, скребки, глиняные сосуды,
янтарь, фаянсовая и стеклянная бусины и т.д.
Глиняная посуда среднеднепровской культуры разнообразна. Это горшки,
миски, чашки, кубки и банки, хотя все-таки преобладают горшки. Они
обычно круглодонные, имеют выпуклое тулово и высокий прямой отогнутый
наружу венчик. Горшки украшались оттисками шнура, линейного штампа,
нарезными линиями, насечками. Наиболее типичные композиции состояли из горизонтальных
рядов соприкасающихся заштрихованных треугольников.
Анализ всей совокупности материалов свидетельствует о том, что основу
хозяйства племен среднеднепровской культуры составляло домашнее
скотоводство (найдены кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади и
свиньи) и земледелие.
О занятиях земледелием свидетельствуют найденные обломки зернотерок, каменная мотыга, а также от¬печатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах. Можно предполагать, что земледелие существовало в форме подсечно-огневой системы.
Конечно, определенную роль в хозяйственной жизни среднеднепровских племен по-прежнему играли охота и рыболовство, дополняемые собирательством. Судя по остаткам костей, охотились на оленя, кабана и бобра.
О занятиях земледелием свидетельствуют найденные обломки зернотерок, каменная мотыга, а также от¬печатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах. Можно предполагать, что земледелие существовало в форме подсечно-огневой системы.
Конечно, определенную роль в хозяйственной жизни среднеднепровских племен по-прежнему играли охота и рыболовство, дополняемые собирательством. Судя по остаткам костей, охотились на оленя, кабана и бобра.
Археологические материалы указывают на широкие связи среднеднепровских племен с прибалтийскими племенами культуры шаровидных амфор, с волынскими племенами мегалитической культуры, племенами катакомбной культуры, а через них — с Северным Кавказом. Видимо, тесные связи осуществлялись и с племенами фатьяновской культуры.
В общественном строе, несомненно, господствовали патриархально-родовые отношения с уже достаточно заметной имущественной дифференциацией. Для идеологии характерны господство культа солнца и огня, вера в загробную жизнь.
Вопрос о происхождении среднеднепровской культуры пока еще является объектом дискуссии. Поскольку среднеднепровская культура входит в область распространения среднеевропейских «культур шнуровой керамики» или «культур боевых топоров», которые большинством лингвистов, археологов и антропологов рассматриваются в качестве культур одной из групп древних индоевропейцев — предков славян, балтов и германцев,— вопрос о ее происхождении теснейшим образом связан с общей проблемой происхождения индоевропейских народов.
По мнению Артеменко, источники формирования среднеднепровской культуры следует
искать в северных районах Среднего Поднепровья, где распространены
наиболее ранние памятники этой культуры. Известно, что здесь им
предшествовали памятники ямной культуры. Артеменко обращает внимание на
сходство погребального обряда, некоторых форм керамики и орнаментации
культур ямной и среднеднепровской. Это дает ему основания говорить о
формировании среднеднепровской культуры на основе ямной культуры.
Дальнейшее ее развитие проходило во взаимодействии с катакомбной и
Волынской мегалитическими культурами, а также с киево-софийской группой
памятников позднего триполья.
Подавляющее большинство орудий труда и оружия изготовлено из кремня и камня. Из камня изготовляли, в основном, сверленые топоры, среди которых встречаются обушковые, ладьевидные и лопастные. Из кремя изготовляли наконечники стрел, копий и дротиков, скребки, ножи, серпы и др. изделия. Изделия из металла редки. В могильниках найдены медные топоры, нож, шилья, втульчатые листовидные наконечники копий, диадемы, браслеты, очковидные подвески. Судя по результатам спектрального анализа, большинство из этих вещей имеет Северо-Кавказское происхождение. Есть также вещи, изготовленные из прикарпатской меди. О существовании межплеменного обмена с отдаленными территориями свидетельствуют также янтарные украшения, фаянсовая бусина египетского происхождения и стеклянная - сирийского.
Основу хозяйства носителей среднеднепровской культуры составляли животноводство и земледелие. На поселениях обнаружены кости свиней, лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существование земледелия доказывается отпечатками зерен пшеницы на обломках посуды и находки зернотерок. Рыболовство, охота и собирательство играли вспомогательную роль.
Среднеднепровские племена находились на стадии развитого патриархата, а богатые и бедные захоронения свидетельствуют о зарождении среди среднеднепровцев имущественного неравенства.
Подавляющее большинство орудий труда и оружия изготовлено из кремня и камня. Из камня изготовляли, в основном, сверленые топоры, среди которых встречаются обушковые, ладьевидные и лопастные. Из кремя изготовляли наконечники стрел, копий и дротиков, скребки, ножи, серпы и др. изделия. Изделия из металла редки. В могильниках найдены медные топоры, нож, шилья, втульчатые листовидные наконечники копий, диадемы, браслеты, очковидные подвески. Судя по результатам спектрального анализа, большинство из этих вещей имеет Северо-Кавказское происхождение. Есть также вещи, изготовленные из прикарпатской меди. О существовании межплеменного обмена с отдаленными территориями свидетельствуют также янтарные украшения, фаянсовая бусина египетского происхождения и стеклянная - сирийского.
Основу хозяйства носителей среднеднепровской культуры составляли животноводство и земледелие. На поселениях обнаружены кости свиней, лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существование земледелия доказывается отпечатками зерен пшеницы на обломках посуды и находки зернотерок. Рыболовство, охота и собирательство играли вспомогательную роль.
Среднеднепровские племена находились на стадии развитого патриархата, а богатые и бедные захоронения свидетельствуют о зарождении среди среднеднепровцев имущественного неравенства.
☑️
Список всех тем серии: