Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Тофалары

Тофалары,  или тофы— горные жители. Их ареал обитания — северо-восточные склоны Восточных Саян в Прибайкалье. Это так называемая Тофалария — таежная местность, расположенная на высоте две с половиной тысячи метров над уровнем моря. До 1934 года тофалары официально именовались карагасами — «черными гусями» по их племенному тотему. А «тофа» означает попросту «человек».
В старинных китайских летописях рассказывается, что тюркское племя тофов делилось на 5 родов. Во главе каждого рода стоял выборный старейшина, который избирался мужским населением на три года. Все пять родов были подчинены «олугбану», т.е. «Великой голове», — общеплеменному вождю, тоже лицу выборному.

Тофы с древних времён являлись данниками монголов и бурят.


Начало соприкосновению русских с тофами было положено в 1654 году, когда красноярский воевода Андрей Бунаков попытался обложить их данью. Первый ясак с тофов был невелик — всего 8 соболей. Впоследствии тофы платили ясак соболями и белками, а также деньгами, которые с них до 1917 года взимали в размере 4 рублей 29 копеек золотом.

В конце XVII века тофов насчитывалось всего около 350 человек. Спустя столетие им удалось поднять свою численность до тысячи. Но тяжёлые условия жизни, частые эпидемии вызывали большую смертность среди тофов, и к 1914 году их число сократилось до 498 человек.


Во время коллективизации* тофалары были принудительно переведены на оседлый образ жизни, произошла коренная перестройка их хозяйства и быта. Для них были построены три села —Адыгжер, Нерха и Верхняя Гутара. Это как раз то место, куда, как в известной песне, «только самолетом можно долететь». А связаться только по рации.
_______________________
* Перегибы с массовой коллективизацией повлекли за собой статью «Головокружение от успехов», а «Головокружение от успехов» не только расширяло число виноватых, не только переводило все случившееся на совершенно иной уровень причинности, чем это можно было себе представить по масштабам случившегося, но и подталкивало людей вроде меня, далеких от понимания всех происходивших в деревне процессов, всей их сложности, к однозначному и полезному для авторитета Сталина решению: именно на том уровне, о котором он писал, и происходили эти ошибки. И если бы он не остановил, не спас от дальнейших ошибок, то они нарастали бы. Он выступал для нас в роли спасителя от ошибок..."
Константин Симонов.
Глазами человека моего поколения.
Размышления о И.В.Сталине.
(27 февраля 1979 года)

В чем суть коллективизации?

Эта жесткая, зачастую просто жестокая система преобразований земельных отношений вызревала не в одночасье. Десятилетиями складывалась такая экономическая, общественная, психологическая ситуация, из которой иного выхода уже не оставалось. Можно смело сказать, что к знаменитому своими рекордными свершениями 1913-му грядущая коллективизация стала неизбежной.

Дележ помещичьих земель и убыль населения из-за двух кровопролитных войн на время сняли остроту проблемы. Однако уже к концу 20-х годов выяснилось, что сельскохозяйственных продуктов и сырья для растущей промышленности не хватает. Легко было демагогам заявлять: "Землю - крестьянам!". А дальше-то что? Международная обстановка вынуждала власть, теперь уже советскую, форсировать индустриализацию страны. А за счет чего это делать? Ограбили церкви - на содранное с окладов икон золото купили за границей станки. Но этого явно недостаточно. Надо кормить рабочих, брошенных на строительство промышленных гигантов, для которых покупалось это заграничное оборудование. А чем кормить-то? И вот в недрах молодой партийной бюрократии рождается решение - окончательное, которое обжалованию не подлежит - отобрать у крестьянства его продукцию, так как все равно не на что у него купить. Тем более, что из-за возрастания сельского населения никто ничего продавать на сторону не особенно и хочет (зачем продавать? Самим сгодится!).

И тогда XV съезд ВКП(б) (проходил со 2 по 19 декабря 1927 года) выработал программу коллективизации сельского хозяйства. Партия отдала приказ - шестеренки отлаженного к этому времени бюрократического механизма сцепляются и начинают перемалывать судьбы миллионов крестьян, нисколько не виновных в том, что за послереволюционное десятилетие народились миллионами на просторах своей Родины, трудились, не разгибаясь, и хотели есть, хотели жить.

А в ноябре 1929 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), провозгласивший курс на ускоренную коллективизацию. Решено было не допускать «проникновения» кулаков в колхозы, то есть исключить из производственной сферы наиболее умелых, трудолюбивых крестьян (об их последующем физическом уничтожении вслух еще не говорилось). Одновременно было заявлено, что ранее обещанная помощь государства создаваемым колхозам – на чем во многом строилась агитация за вступление в коллективные хозяйства – будет оказана в гораздо меньших объемах «из-за недостатка средств».
____________________________

В советское время школьное преподавание среди тофаларов было организовано только на русском языке. Это привело к тому, что к настоящему времени свободно владеют родным языком лишь 2 % тофаларов. Зато численность их вновь растет. Сегодня тофаларов насчитывается 654 человек. И все равно они остаются одним из самых малочисленных народов Российской федерации.

***
Среди многочисленных народов, населяющих Сибирь, небольшое племя тофаларов представляет как бы реликтовую культуру. Живя на широте Киева, Варшавы, Берлина и Лондона, они со всех сторон окружены высокогорной тундрой Восточных Саян.

Оленеводство и охота — исконные занятия тофаларов. Они прекрасные следопыты и собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение.


Традиционные условия жизни тофаларов были очень тяжёлые. Жили они в конических чумах, сделанных из жердей, которые зимой обтягивались шкурами животных, а летом берестой. Работа по сборке чума была возложена на женщину.

Долго в одной юрте не жили. Например, летом через неделю земля уже вся стаптывалась, становилось грязно и юрту переносили на новое место. В этом смысле тофалары — чистюли.

Тофаларские дети росли на оленьем молоке. Летом и осенью свежее пили, а зимой мёрзлое ели. Готовили его так. Если какого-нибудь зверя добудут, внутренности его женщины вымоют, высушат. А осенью размочат эти кишки, и у них получались большие мешки, куда наливали оленье молоко. Осенью молоко у оленихи густое, вкусное, полезное.

Когда приходила зима, тофалары эти мешки с молоком рубили топором и давали ребёнку.

Питание взрослых тоже было плохое. Из-за постоянных перекочевок продукты впрок не заготовлялись (исключение составляет зеленый чай, который, подсоленным, тофалары пьют круглый год). Постоянное недоедание ослабляло иммунитет. Тофы очень часто болели оспой, гриппом, лёгочными заболеваниями и болезнями желудка.

Основной формой религии тофов до прихода русских был шаманизм с той особенностью, что у них шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Шаман и шаманский костюм



В XVIII-XIX веках среди тофаларов распространилось православие. Раз в год на племенном собрании приезжие священники освящали браки и проводили отпевание.


Традиционное хозяйство тофаларов с большим трудом приспосабливается к современным рыночным отношениям. Из-за браконьерства резко сократилась добыча пушного зверя. Если раньше охотник за сезон добывал от 300 до 500 белок и до 50 соболей, то теперь ему удается сдать не более 40-50 шкурок белки и 2-3 — соболя. Да и те заезжие коммерсанты скупают за бесценок. Лишь сохранение древних обычаев взаимопомощи облегчает положение наиболее бедных семей.