Дословно Рош ха-Шана
переводится как "голова года", т.е. начало года по еврейскому
календарю, поэтому и выпадает этот праздник на 1 число месяца Тишрей.
В иудаизме считается, что в этот день Бог выносит
каждому человеку приговор, который определяет его жизнь в наступающем году —
его здоровье, финансовое благосостояние, а также «количество» счастья и
страданий. Поэтому религиозные евреи встают в этот день до рассвета и начинают
молиться и раскаиваться, некоторые даже постятся, чтобы заслужить лучший
приговор, показав Всевышнему, что человек раскаивается в своих
"грехах" и постарается в будущем году поступать лучше.
Есть еще один очень интересный религиозный обычай —
в канун Рош аШана
принято проводить Расторжение обетов. Каждый человек подходит к трем другим
(желательно раввинам, но можно и к простым евреям) и говорит, что он
раскаивается во всех обетах, данных в этом году. После этого три выбранных им
человека отвечают ему: "Отпускается тебе". Таким образом человек
"предстает перед небесным судом" в Рош аШана очищенным от данных по
ошибке обетов.
Итак, это день
суда. Но в этот день не принято грустить. Как и в любой другой
праздник в Рош аШана евреи наряжаются в праздничные одежды, готовят вкусную
праздничную еду, очищают дом и свое сознание, стараются прийти к этому дню
"чистыми", радостными и красивыми, т.к. они верят, что Бог проявит
свое милосердие, вынося им приговор.
Праздник наступает вечером и длится 2 дня.
- Почему вечером?
По еврейскому лунно-солнечному
календарю день начинается вечером с выходом звезд и заканчивается с закатом
солнца на следующий день.
- Почему 2 дня?
Потому что
раньше, когда не было интернета, электронных часов и т.д., люди определяли
начало нового месяца по луне, и иногда могла быть ошибка с определением первого
дня нового месяца. Поэтому чтобы уж наверняка отпраздновать именно в нужный
день, было принято праздновать 2 дня подряд (сейчас это 1 и 2 Тишрея).
Вечером хозяйка дома зажигает 2 свечи, как в Шаббат или в канун
любого другого праздника. Затем вся семья собирается за праздничным столом.
Существует несколько обычаев, связанных с праздничной трапезой в Рош-АШана.
- "Всё, с завтрашнего дня буду вставать не позже 7 утра",
- "Бросаю курить с понедельника",
- "Да я больше никогда не пойду в этот клуб",
- "Сладкое после 6 не ем",
- "Прости, я больше никогда не буду тебя обижать"
и т.д.
У
каждого свои обещания, свои "крючки", но совершенно точно, что у
каждого из нас они есть, и за год их накапливается немало… Поэтому очень
неплохо хотя бы раз в год перед Новым годом (и неважно, еврейским, китайским
или любым другим) сказать пусть даже самому себе, что я раскаиваюсь в данных
обетах, и постараться в следующем году не давать напрасных обещаний.
Как часто мы даем сами себе или другим людям
обещания, которые потом по разным причинам у нас не получается выполнить. Мы
иногда вспоминаем о них, иногда забываем, и кажется, что ничего страшного в
этом нет. Но на самом деле многие психологи считают, что все эти данные обеты
висят на нас тяжелым психологическим грузом и не дают нам двигаться вперед по
жизни. Их еще иногда называют "крючками", которые держат нас. Ведь
каждое обещание "сидит" в нашей голове, и когда мы его нарушаем, чувствуем неудовлетворение, наша самооценка снижается, ведь мы нарушили данное
себе или другим слово. И хотя мы чаще всего не осознаем этого, такие процессы
происходят в нашем подсознании постоянно.
Самое главное, это конечно яблоки с медом. Принято
обмакивать дольки яблока в меду и есть. Также многие пекут медовые пироги с
яблоками. Когда едят эти блюда, желают, чтобы новый год был сладким и
счастливым.
Есть также обычай есть кусок рыбьей или бараньей головы
и при этом евреи желают друг другу стать "головой, а не хвостом"
(Второзаконие, 28:15-43).
Еще принято есть гранат и желать, чтобы в новом году
заслуги умножились, как зернышки граната.
Существует заповедь в Рош аШана слушать трубление в
шофар (специально изготовленный и свернутый бараний рог). Это можно сделать
практически в каждой синагоге. Говорят, трубление в шофар символизирует
коронование Всевышнего на царство над всей землей, а также напоминает евреям о
заслугах праотцов и о даровании Торы.
Вот такие интересные обычаи, связанные с
празднованием Нового года в Израиле.
Но вернемся к Рош аШана.
Какие у вас возникают ассоциации со словами
"Новый год"? У меня например, это всегда: новогодняя ёлка, снег,
хлопушки, конфетти, мороз, шампанское, мандарины, оливье, Дед Мороз, украшенные
магазины, гирлянды, снегурочка, снеговик, куранты, новогодние шоу по телевизору
и т.д. Но в Израиле это: яблоки с медом, шашлыки на пляже, дорогие билеты на
самолет, пластиковые ёлки в арабских магазинах. Т.е. эти праздники совершенно
разные - еврейский новый год — это духовная работа, изменения, самоанализ,
переход из одного состояния в другое.
В Рош аШана принято поздравлять друг друга так:
"Шана това вэ метука" (Хорошего и сладкого года), "Хаг
самеах" (Счастливого праздника). Поэтому и я хочу вам сегодня пожелать
Шана това! Пусть в этом новом году исполнятся ваши мечты!
Почему бы и не присоединиться к еврейским хорошим
пожеланиям?
С Праздником Рош Ха-Шана!
С Еврейским новым годом всех
евреев!
И ещё...
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ –
«(Не) поступай по отношению к
другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Очень люблю дайвинг, экстрим и поэтому хочу вас поздравить вот этим роликом:
Шана това вэ метука!