Недавно в Denver Post появилась статья о жителях
Колорадо, считающих, что Земля плоская. Как будто одного этого было
недостаточно, но вдобавок некоторые из них посчитали, что подвергаются
дискриминации из-за своих взглядов. Теперь я буду называть это «террашэйпизмом».
Я не верю, что Земля
плоская. Учитывая мой опыт, это не удивительно – я профессор психологии,
который изучает лженауку. Я читаю лекции об ошибочности человеческой интуиции и
о необходимости эмпирики, являюсь членом Национального центра научного
образования, а также состою в Комитете Скептического Расследования и местной
группы под названием «Скептики Колорадо». Скептики, как правило, сомневаются в
утверждениях, которые не имеют легитимных доказательств и поддерживают
утверждения, которые такие доказательства имеют.
Прочитайте историю: Эти Колораданы говорят, что Земля плоская. И гравитация – мистификация. И жалуются,что их права ущемляют.
Соответственно, можно
подумать, что я не могу сказать ничего хорошего о плоскоземельцах, собрание
которых происходит как раз за горизонтом от меня. Но это не так. Мне они
нравятся. Я считаю, что движение за плоскую Землю не представляет
угрозы для науки. Наоборот, плоскоземельцы раскрывает противоречивые взгляды сторонников
других конспирологий. Странно, когда кто-то унижает плоскоземельцев, но терпит
или активно поддерживает другие формы лженауки.
Противоречие
№ 1:
теории
заговора
«Шароземельцы» могут
спросить:
«А
как насчет фотографий Земли, сделанных из космоса?»
Плоскоземельцы
отбрасывают это свидетельство, как часть заговора НАСА. Это может показаться
бредовой паранойей, но она не сильно отличается от теорий заговора,
используемых в других псевдонаучных областях. Примеры – утверждение, что широко
распространенные данные, подтверждающие эффективность вакцинации, были
порождены, проплачены и сфабрикованы Большой Фармой. А широко распространенные
данные, подтверждающие вклад человека в глобальное потепление, являются
результатом политического заговора (возможно, с участием Гринпис).
Противоречие
№ 2:
отрицание
науки
Плоскоземельцы не
единственные, кто отрицает или игнорирует научные данные. К счастью, аргументы
против плоской Земли весьма сильные. Тем не менее, кажется лицемерным считать
плоскоземельцев «глупыми» или «сумасшедшими», одновременно веря в исцеляющие
кристаллы, лекарственные преимущества эфирных масел, креационизм,
антивакцинаторство, отсутствие изменения климата и т.д.
Противоречие
№ 3:
Научное
образование и справедливость
Многие избиратели в США
хотели бы включить в программу образования популярные псевдонаучные теории,
такие как креационизм и отрицание изменения климата. Сторонники такого типа
манипуляций в области естественнонаучного образования часто утверждают, что
предоставление альтернативных точек зрения – это честно. Однако по этой логике
можно утверждать, что сторонники плоской Земли также имеют право быть
услышанными, вопреки бессердечным предрассудкам обычных ученых, которые просто
не открыты для альтернативных способов мышления. И не нужно беспокоиться о
неравнозначности теорий. Дети наверняка сами разберутся.
Ранее я уже выдвигал
аналогичные аргументы и считаю, что стоит чаще говорить о связи между движением
за плоскую Землю и другими формами лженауки. Жители Соединенных Штатов
продолжают наносить вред себе и людям во всем мире беспорядочной пропагандой
псевдонауки. И Теория плоской Земли может дать нам шанс остановить ее.
Когда я в последний раз
писал о движении плоской Земли, это было ответом одному человеку (игроку НБА
Кири Ирвингу). На этот раз я пишу ответ уже небольшой группе людей из Колорадо.
Может быть через год я напишу ответ целому объединению плоскоземельцев из
Денвера. Меня это устраивает. Я не очень беспокоюсь о плоской Земле. Я
беспокоюсь о том, что обычная Земля превращается в невакцинированную парниковую
теплицу. Мы можем поддерживать здоровую Землю, признавая, что плоскоземельцы не
одиноки в продвижении научно несостоятельных идей. Восприимчивость к
псевдонауке – это человеческая черта, и вместе мы можем снизить ущерб, вызываемый
этой восприимчивостью, поддерживая подлинное научное образование и эффективные
формы научного мышления.
Крейг Фостер (CRAIG A.FOSTER)