Тихо Браге
Национальный
исторический музей Фредериксборга
|
О человеке, родившемся 14 декабря 1546 года и своими
наблюдениями подготовившем почву для создания законов Кеплера.
Дуэлянт с носом из серебра, аристократ, женившийся
на простолюдинке, хозяин «Небесного замка», первооткрыватель сверхновой,
возродивший астрономию из пепла «Темных веков» во всем сиянии Ренессанса — вот
краткий перечень описаний Тихо Браге.
Родившийся в семье Отто Браге, занимавшего высокие военные и
политические должности, и по обычаю переданный на воспитание бездетному
дяде-адмиралу Йергену, маленький датчанин был с детства окружен заботой и
вниманием. Получив блестящее начальное домашнее образование, Тихо
(латинизированная форма имени Тюге) в 12 лет поступил в Копенгагенский
университет, затем в Лейпциг. Семья надеялась, что мальчик посвятит себя
изучению права, однако будущий астроном тратил ночные часы на
наблюдения за звездным небом, для чего покупал и сам мастерил приборы.
Под счастливой
звездой
Смерть дяди (который бросился в море спасать упавшего короля) и
полученное наследство позволили юному астроному распоряжаться своей
дальнейшей судьбой. В 19 лет он перешел в Виттенбергский университет,
где занимался астрономией, алхимией и астрологией, однако тут началась
эпидемия чумы. Вынужденный покинуть город, Тихо Браге поссорился с
дальним родственником и потерял часть носа на дуэли (из-за чего был
вынужден носить протез из серебра до конца жизни).
Поместье
Кнудструп
|
Квадрант
Тихо Браге
Pimvantend/Wikimedia Commons
|
Хлопоты на время отвлекли его от горячо любимого занятия, вернуться к которому его подтолкнул случай, да не обычный, а настоящее «небесное знамение» — видимая невооруженным глазом вспышка сверхновой (это явление можно наблюдать раз в несколько столетий). Яркий свет в созвездии Кассиопеи, там, где никакой звезды не должно было быть, привлек внимание Браге, возвращавшегося домой. Астроном сразу же бросился измерять ее координаты. Звезда просияла еще 17 месяцев, видимая даже днем. Среди предсказаний астрологов и просто страхов суеверных людей, считавших такую вспышку дурным «небесным знамением», предвещающим катастрофы и конец света, Тихо Браге был одним из немногих, кто отрицал атмосферную природу явления. Он убедительно доказал, что новое светило — звезда, находящаяся на большом расстоянии от нашей планеты, поскольку у нее не обнаружено заметного параллакса (изменение объекта относительно удаления и приближения к наблюдателю).
Позднее коллега ученого Иоганн Кеплер напишет: «Пусть эта звезда ничего не предсказала, но, во всяком случае, она возвестила и создала великого астронома».
Позднее коллега ученого Иоганн Кеплер напишет: «Пусть эта звезда ничего не предсказала, но, во всяком случае, она возвестила и создала великого астронома».
Небесные замки
В том же 1572 году, когда астроном повстречался со своей сверхновой путеводной звездой, он решил выбрать и путеводную звезду своей жизни. К немалому возмущению знатных родственников, ею стала простая девушка Кирстина — без родословной, титулов и регалий. Летом 1574 года астроном уже начал греться в лучах славы: сам король пригласил его на год читать лекции в Копенгагене, куда он переехал со своей женой. После окончания контракта он отправился в путешествие, во время которого ландграф Вильгельм IV намекнул Филиппу II, что не стоит отпускать такого видного ученого за рубеж надолго. Чтобы астроном не уехал навсегда, король пожаловал во владение Тихо Браге остров Вен в 20 километрах от столицы под обсерваторию.
Портрет
сестры Тихо, Софии Браге,
работы
Йохана Йоргенсена Кулбарса, 1636 год
Wikimedia Commons
|
Ураниборг,
вид сверху
L.G.foto/Wikimedia Commons
|
В нем было все, чего только могла пожелать душа ученого: алхимическая лаборатория, стенной квадрант, его любимый глобус, 4 обсерватории с раздвижными крышами, выходящие на все стороны света… Итогом стала публикация обширного астрономического трактата. Однако несколько лет спустя благосклонный король умер, а его место занял гораздо более равнодушный к научным заслугам Браге Кристиан IV. При проявлении известной вспыльчивости ученого стало понятно, что никаких поблажек ждать не придется — король совершенно урезал финансирование работы астронома. Тихо Браге пришлось покинуть Данию, переехать в Прагу и стать придворным математиком и астрологом Рудольфа II.
Браге и Сальери
В Праге для обработки материалов, собранных в результате 20 лет скрупулезных измерений, Браге нанял себе помощника — проявившего таланты к математике и астрономии Иоганна Кеплера. Вместе они создали новые уточненные астрономические таблицы и опубликовали трактат о новой системе мира, объединившей мысли Коперника и Птолемея. Из наблюдений за кометами, проведенных еще в Ураниборге, ученый сделал вывод, что кометы — это не тела в атмосфере Земли, а совершенно отдельные космические объекты. Наблюдения за Марсом и другими планетами позднее дали Кеплеру шанс сформулировать свои законы, на которых построена вся современная астрономия.
Памятник
Тихо Браге и Иоганну Кеплеру в Праге
Mohylek/Wikimedia Commons
|