Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как был завоеван османский Буджак. Часть вторая


Штурм Измаила
Русско-турецкая война (1787–1791) — ключевая в серии войн между двумя империями. По результатам этой войны была закреплена аннексия Крыма Россией, российско-османская граница стала проходить по реке Днестр. Кроме того Османская империя потеряла важнейшую военно-морскую базу и крепость Очаков.

После падения Очакова, Хаджибея, Бендер и Аккермана, уже ничто не мешало заняться России придунайскими крепостями — Килией и Измаилом. Обе были отлично укреплены и имели большие гарнизоны. Российский главнокомандующий князь Г. Потемкин долгое время опасался начинать активные боевые действия. Дело в том, что союзник России — Австрия потерпела тяжелое поражение в битве под Журжей и готовился заключить сепаратный мир с турками. Но ситуация изменилась после того, как русский флот в двух морских сражениях смог одержать победы над флотом Османской империи.

Потемкин перешел в наступление и занял несколько мелких турецких крепостей в Придунавье: Исакчу и Тулчу. Затем наступил черед Килии. В наше время Килия — небольшой городок, райцентр Одесской области, но в конце XVIII века это был достаточно крупный город-порт с мощными фортификационными сооружениями и гарнизоном.

Осада крепости была начата 4 октября 1790 года. Русскими войсками командовал генерал-аншеф Меллер-Закомельский.

Первая попытка штурма города едва не закончилась для русской армии катастрофой. Прорвавшиеся в город через первую линию укреплений несколько батальонов были встречены ружейным огнем местных жителей, которые стреляли из окон домов, из-за кустов и деревьев. В войсках началось смятение. Чтобы поддержать своих солдат, на место боя прибыл командующий. В этот момент он был ранен и передал командование генералу Гудовичу. Ранение оказалось смертельным, и через некоторое время генерал Меллер-Закомельский скончался.

Русские войска в спешке отступили, понеся серьезные потери. Осознав, что штурмом взять Килию не получится, русские начали вести методичный обстрел твердыни, раз за разом разрушая оборонительные сооружения. Потери турецкого гарнизона были крайне тяжелыми. От огня русской артиллерии гибли и мирные жители. Комендант крепости вступил в переговоры о капитуляции. Гарнизону было разрешено покинуть Килию вместе с оружием, оставив только пушки. 18 октября крепость сдалась.

Одновременно с Килийской крепостью русские войска осадили Измаил, однако попытки захватить закончились безрезультатно. Крепость оборонял гарнизон численностью в 35 тысяч человек. После двух месяцев осады военный совет русской армии, ввиду угрозы надвигающейся зимы, решил отказаться от взятия Измаила. Потемкин был взбешен решением совета. Он назначил новым командующим генерала А. Суворова, который 2 декабря 1790 года вступил в командование осадной армией.

Подготовка к штурму продолжалась шесть дней. За это время была подготовлена многочисленная осадная артиллерия и сформированы три группы войск по три колонны в каждой. Перед началом штурма Суворов, любивший эффектные жесты, предложил коменданту крепости сераскеру Айдозлы-Мухаммад-паше сдаться в обмен на жизнь. Турецкий военачальник отказался даже вступать в переговоры о капитуляции. Среди защитников Измаила были крымские татары во главе с племянником последнего хана Каплан-Гиреем, а также ногайцы Буджакской орды.

Перед началом штурма русская армия и флот, находившийся на Дунае, подвергли город бомбардировке, которая продолжалась в течение суток. Сам штурм начался ночью 11 декабря. Русским удалось захватить оборонительный вал и проникнуть в сам город. Упорное сражение шло и на его улицах. Опьяненные кровью и большими потерями, суворовские солдаты почти не брали пленных. В многочасовом бою, который больше был похож на резню, погибло более 26 тысяч турецких, татарских и ногайских воинов. Потери русской армии составили около 5 тысяч убитыми и ранеными.

Измаил стал последней турецкой крепостью, взятой армией Российской империи в Буджаке. Война продолжалась еще в течение года, но с падением придунайских крепостей положение Османской империи резко ухудшилось. По приказу Потемкина были разрушены почти все захваченные турецкие крепости в Северном Причерноморье: Очаков, Хаджибей, Измаил, Килия, Татарбунары… Но в этом списке нет Аккерманской крепости, которой была уготована иная судьба.


Османские воины
9 июня 1790 года князь Потемкин прислал русскому коменданту Аккермана князю М. Кутузову секретный приказ о разрушении города и крепости. При этом все население, согласно приказу, подлежало выселению. В своем ответе известный неторопливостью и основательностью Кутузов сообщал:
«Секретный ордер Вашей светлости от 9-го числа под № 864-м вчерашнего дни через нарочного получить честь имел и на оной доношу. Жители Белграда Днестровского желают поселиться, армянское общество — в Новых Дубоссарах, греки — на левом берегу Днестровского лимана при Гаджидере, а волохи и цыгане — при урочищах Коялы и Бугас, от Гаджидера расстоянием верстах в осьми.

Притом просят позволить:

1.Грекам и волохам перенести домы в Гаджидер и в дополнение взять несколько дерева из турецких домов.
2. Грекам, волохам и цыганам приготовлять не отлагая времени сено для продовольствия их скота.
3. Всем им собрать виноград и плоды с садов их и сколько им возможно будет дерев и винограду выкопать и перенести с собою на новое жилище.
Первый вопрос их был о позволении уйти в Молдавию, но я им отказал.

Генерал-майор Михайла Голенищев-Кутузов».

Генерал Кутузов
Однако выполнять приказ Кутузов не торопился. Не торопился настолько, что за время, прошедшее после его получения, успел умереть светлейший князь Потемкин, а следом за Потемкиным приказала долго жить и сама война. По результатам Ясского мира Буджак был снова возвращен Османской империи, которая восстановила разрушенные города и крепости и вновь их заселила. Колоссальные усилия и огромные жертвы лишь в малой степени компенсировали территориальные приобретения России. Но это было не последнее сражение за обладание плодородными буджакскими степями.