Сентябрь — месяц лени . Лень — это сладкий яд апатии. Это вялое чувство безделья. Эта летаргия духа, которая заставляет нас ни о чём не заботиться и оставляет ощущение вялости. Виноват мозг. В рептильной части нашего мозга преобладает режим энергосбережения. Это антропологический феномен. Кто я такой, чтобы менять пять миллионов лет (медленной, очень медленной) эволюции? Те, кто проповедует усилия, на самом деле отрицают их. Если природа склонна заставлять нас чувствовать себя ленивыми, пусть всё идёт своим чередом.
Если бы у меня не было абсолютно никакого желания что-либо делать, я бы предпринял попытку защитить право на лень. Хотя даже просто мысль об этом, не пошевелив и пальцем, уже заставляет меня чувствовать себя полезным для этого дела.
Я большой поклонник лени. Всех видов. Первый — это, несомненно, физическая лень. Эта расслабленная, пассивная и созерцательная жизнь, невосприимчивая к потоку задач, не омраченная чувством вины, отталкивающая от усилий. Но есть еще более распространенный вид лени: лень мыслить. Самый яркий пример — это лень формировать мнение о чем-либо. Честно говоря, я предпочитаю, чтобы мне все разжевывали. Я подожду, пока моя семья даст мне указания, желательно простые.
А ещё есть лень думать о будущем, о заработке на жизнь и обо всей этой ерунде. Это бремя, способное изменить жизнь. Какой кошмар! Где написано, что я родился для того, чтобы делать что-то для других, начинать дела, зарабатывать деньги? Найдутся те, кто будет бороться за меня, чтобы я мог получить какую-нибудь субсидию или что-то подобное. Дерзайте! Жаловаться — это тема, которая меня изматывает.
Мне тоже не хотелось это писать, но я написал, потому что, в глубине души, очень глубоко внутри, мне нужно было подумать. Умственная пассивность — это опиум для народа. Нужно установить минимальные требования, иначе мозг просто превратится в кашу.
Итак, в качестве мысленной разминки я почитал на эту тему и обнаружил, что «Право быть ленивым» — это книга, написанная в 1880 году марксистом (Полем Лафаргом), который предложил ограничить рабочий день тремя часами и назвал любовь к работе «странным безумием». Он утверждал, что для компенсации чрезмерной рабочей нагрузки должно быть много непродуктивных людей. И внезапно меня это заинтриговало. Я представил, что критическое мышление существовало в разгар промышленной революции. Действительно ли Лафарг утруждал себя написанием книги о лени, со всей присущей ей дисциплиной и работой? Разве это не своего рода обман? Он разработал и заложил основу для нескольких теорий, которые сейчас считаются предшественниками сокращения рабочего дня.
Дело в том, что теперь, после прочтения и желания узнать больше, я знаю, что в 1880 году был ленивый офицер, который заявлял о своем праве на безделье и который, со всей своей иронией, помог заложить основу для некоторых изменений. Знание этого не делает меня мудрее или лучше, оно просто успокаивает меня.
Мы имеем право на лень. Она неотъемлема, бесконечна, восхитительна. И мы также имеем право игнорировать её и бороться с ней. Я обожаю лень; она меня завораживает, и я получаю от неё удовольствие, но я гораздо больше люблю себя, когда побеждаю её.
Если бы у меня не было абсолютно никакого желания что-либо делать, я бы предпринял попытку защитить право на лень. Хотя даже просто мысль об этом, не пошевелив и пальцем, уже заставляет меня чувствовать себя полезным для этого дела.
Я большой поклонник лени. Всех видов. Первый — это, несомненно, физическая лень. Эта расслабленная, пассивная и созерцательная жизнь, невосприимчивая к потоку задач, не омраченная чувством вины, отталкивающая от усилий. Но есть еще более распространенный вид лени: лень мыслить. Самый яркий пример — это лень формировать мнение о чем-либо. Честно говоря, я предпочитаю, чтобы мне все разжевывали. Я подожду, пока моя семья даст мне указания, желательно простые.
А ещё есть лень думать о будущем, о заработке на жизнь и обо всей этой ерунде. Это бремя, способное изменить жизнь. Какой кошмар! Где написано, что я родился для того, чтобы делать что-то для других, начинать дела, зарабатывать деньги? Найдутся те, кто будет бороться за меня, чтобы я мог получить какую-нибудь субсидию или что-то подобное. Дерзайте! Жаловаться — это тема, которая меня изматывает.
Мне тоже не хотелось это писать, но я написал, потому что, в глубине души, очень глубоко внутри, мне нужно было подумать. Умственная пассивность — это опиум для народа. Нужно установить минимальные требования, иначе мозг просто превратится в кашу.
Итак, в качестве мысленной разминки я почитал на эту тему и обнаружил, что «Право быть ленивым» — это книга, написанная в 1880 году марксистом (Полем Лафаргом), который предложил ограничить рабочий день тремя часами и назвал любовь к работе «странным безумием». Он утверждал, что для компенсации чрезмерной рабочей нагрузки должно быть много непродуктивных людей. И внезапно меня это заинтриговало. Я представил, что критическое мышление существовало в разгар промышленной революции. Действительно ли Лафарг утруждал себя написанием книги о лени, со всей присущей ей дисциплиной и работой? Разве это не своего рода обман? Он разработал и заложил основу для нескольких теорий, которые сейчас считаются предшественниками сокращения рабочего дня.
Дело в том, что теперь, после прочтения и желания узнать больше, я знаю, что в 1880 году был ленивый офицер, который заявлял о своем праве на безделье и который, со всей своей иронией, помог заложить основу для некоторых изменений. Знание этого не делает меня мудрее или лучше, оно просто успокаивает меня.
Мы имеем право на лень. Она неотъемлема, бесконечна, восхитительна. И мы также имеем право игнорировать её и бороться с ней. Я обожаю лень; она меня завораживает, и я получаю от неё удовольствие, но я гораздо больше люблю себя, когда побеждаю её.
(Copyrighted © Перевод Louiza Smith)
Источник:
Enriqve Tellechea,
«En el ojo ajeno: El derecho a la pereza»
