Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Серия: История Украины: Культура Киевской Руси


Карта Киевской Руси (1220-1240)
Культура этого периода достигла высокого уровня, что объясняется значительными достижениями предыдущих этапов развития восточных славян, расцветом Киевского государства и творческим усвоением достижений Византии и Западной Европы.

Огромное значение для развития культуры имело появление письменности. Славянскую азбуку создали около 863 г.. болгарские просветители Кирилл и Мефодий (кириллица, которая лежит в основе современных украинского и российского алфавитов). Распространение письменности способствовало распространению просвещения на Руси, которая занималась церковью и князем и сосредоточивалась преимущественно в монастырях.


Cyril and Methodius

Первая школа в Киеве при Десятинной церкви была открыта Владимиром Великим, еще большее распространение получили школы во время правления Ярослава Мудрого. Обучение грамоте начиналось с изучения азбуки. Ученики писали на восковой дощечке с помощью писал-стержней с заостренным концом. Большие тексты писали на березовой коре (берестяные грамоты). 1037 в Киеве при Софийском соборе открыли школу нового типа, где, кроме грамоты, изучали греческий и латинский языки, основы философии и медицины. Известным врачом в Киеве был Агапит, который умел делать хирургические операции.


Древний Киев
Богато и разнообразно устное народное творчество эпохи Киевской Руси. Одним из старейших фольклорных жанров являются народные предания (о трех братьях, основавших Киев, о Вольге Святославиче, о Кожемяке). Существовал и дружинный эпос, который нашел свое отражение в былинах. Самыми популярными героями былин были князь Владимир «Красное Солнышко», Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Николай Селянинович (к Московии, как видим, они никакого отношения не имеют - это исконные представители Киевской Руси).


Основатели Киева

Возникновение письменности создало предпосылки для превращения устного народного творчества в письменную литературу. Одним из самых древних образцов литературы является «Слово о законе и благодати", написанное первым киевским митрополитом Иларионом около 1050 В нем поднимается тема значение христианства, противопоставляется язычеству, высоко оценивается деятельность князя Владимира Великого за то, что он сделал Русь известной во всех концах земли, выражается гордость за нее.

Выдающимся писателем своего времени был великий князь Владимир Мономах, который написал «Поучение детям». Это произведение является автобиографией князя и вместе с тем изложением его политических и философско-этических взглядов. Владимир считал, что князь сам должен входить ко всем отраслям управления, не обижать людей, сохранять мир, единство Русского (Киевская Русь) государства, укреплять великокняжескую власть.

Самым выдающимся поэтическим произведением княжества является «Слово о полку Игореве» (1185-1187 pp.). В нем с большой художественной силой изложена история похода 1185 новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев, который закончился поражением и пленом князя. Главная идея произведения - призыв к единству князей в борьбе с иностранными врагами.

Значительная часть литературы относится к религиозной. Наиболее известными являются созданные во второй половине XI в. «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Достопримечательностями оригинальной древнерусской литературы являются летописи, то есть исторические произведения о событиях, представленные в хронологическом порядке по годам.

Киево-Печерская Лавра
В Киеве был заключен первый древнерусский летописный свод 1037-1039 г.г.. Самым известным (летописным сводом) является летопись «Повесть временных лет» (1113 p.), составленный в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором (1056-1114 pp.), в котором изложение относится до 1110 года.

«Повесть» является общерусской летописью, отражающей прошлое восточных славян на всей территории их расселения. История Руси рассматривается в контексте мировой истории. Основная идея Нестора - идея единства Киевской Руси, а символом объединения является княжеская династия Рюриковичей. Благодаря глубоким философским размышлениям и концептуальным подходам, высоким художественным качествам, «Повесть временных лет» стала вершиной литературы Киевской Руси.
 
Золотые ворота

Среди памятников архитектуры следует отметить Золотые ворота и Софийский собор, который стал жемчужиной древнерусского искусства. Шедеврами мирового значения являются мозаики собора. Мозаичные композиции выполнены из смальты 177 цветовых оттенков на золотистом фоне. Среди них поражает изображение Богоматери-заступ-ницы с поднятыми вверх руками ( «Оранта») высотой 5,45 м.

«Остромирово Евангелие»


Значительное развитие получила иконопись. Выдающимся художником ХП в. был Алимп, который написал знаменитую икону «Богоматерь Великая Панагия». Образцами высокого уровня искусства книжной миниатюры являются «Остромирово Евангелие» (1056-1057 pp.) и «Изборник Святослава», украшенные прекрасными заставками и миниатюрами.

На достаточно высоком уровне находилось музыкальное искусство. Самым известным музыкальным исполнителем XI в. был Боян. Особую группу актеров и музыкантов составляли скоморохи - исполнители устной поэзии, музыкального фольклора. На Руси существовали струнные инструменты (гусли, гудки, лютни), духовые (трубы, флейты, свирели), ударные (барабаны, металлические тарелки).

К моменту принятия христианства русичи уже были знакомы с десятичной системы счета от одного до десяти тысяч, дробями. К XII в. счет расширился до 10 000 000. Ботаника ограничивалась изучением лекарственных трав. Достаточно распространенными были знания о животном мире, поскольку охота имела существенное значение и русичи хорошо знали повадки животных и птиц. Уже в XII в. упоминается лесопильная рама, которая действовала за счет энергии воды водопада.

Основными продуктами питания в рационе русских князей были хлеб и мясо. В праздники подавался сдобный хлеб с медом и маком. Икра впервые упоминается в источниках в XII в. Пшонная и овсяная каши были самыми распространенными среди простого народа. Употребляли три вида напитков: квас, мед и импортное вино. Одежду в основном шили из льна, но бояре и их жены оказывали предпочтение одеждам из шелка и парчи.

Таким образом, культура Киевской Руси имела значительные достижения, которые вошли в сокровищницу мировой цивилизации.

Историческое значение государства Киевская Русь
и Галицко-Волынского государства

Древнерусское государство оставило яркий след в мировой истории IX - XIII вв. Её вклад в средневековую политическую, экономическую, общественную и культурную жизни был очень весомым. Главное значение Древнерусского государства заключается в том, что она (Киевская Русь) в течение пяти веков исторического развития украинского народа охраняла его от уничтожения и обеспечила развитие государственности, хозяйства, культуры. Содержание государства было большим успехом и результатом плодотворных государственных усилий многих поколений. Древнерусское государство создало основы для формирования трех восточнославянских народностей, обеспечило их развитие и налаживание социально-экономических, политических и культурных взаимоотношений между ними.

Киевское государство был крупнейшим государством в Европе. Благодаря расположению на перекрестке путей между Черным и Балтийским морями - между Азией и Европой - Древнерусское государство было одним из важных факторов международной торговли. Оно играла важную роль и в международной политике. Русские князья заключали мирные союзные соглашения с Византией, Германской империей, Польшей, Венгрией, европейскими странами, скрепляя их династическими браками.

Киевская Русь на протяжении многих лет была «непобедимым щитом» Европы, сдерживая бесконечные орды кочевых племен.

Она давала отпор многочисленным захватчикам (хазарам, половцам, печенегам, армиям Венгрии и Польши). Объединив территорию Галиции и Волыни в единое княжество, Даниил Галицкий приложил немало усилий для его экономического развития и политической стабильности, умело маневрируя между монголо-татарскими ханами, польскими и венгерскими правителями, которые посягали на украинские земли. Он сумел сломать боярскую оппозицию и творить государство на новых монархических основах. Галицко-Волынское государство занимала почетное место среди европейских государств. С созданной Даниилом государством считались соседи, ее признавал папа Римский. Своим коронацией Даниил утвердил составляемые еще Галицко-Волынского государства как королевства, как достойной наследницы традиций Киевского государства.

После распада Киевской Руси Галицко-Волынское княжество к середине XIV в. продолжило существование древнерусской государственной организации и фактически было главным политическим центром для украинских земель. На долгое время оно сохранило Украину от порабощения и ассимиляции Польшей, Венгрией, Золотой Ордой. Открывая западноевропейской культуре путь на украинские земли, эта государственность позволила избежать ориентации на Византию, предотвратить монгольское воздействий. Это государство способствовало аккумуляции значительных материальных и духовнотворча сил, которые обеспечили Украине существования как отдельного национального организма в последующий период.

Галицко-Волынское государство - «Первая чисто украинская политическая организация», в периоды своего наибольшего могущества занимало 9/10, а под конец существования - 3/4 пространств Украины оседлым населением.