Образование
— это, без сомнения, очень важно. Важно его наличие и качество. Но в
современном обществе наметилась некая странная тенденция, я бы сказала, переоценивания
значимости образования, своего рода общественная истерика на эту тему. Причин
тому много.
Во-первых,
многообразие методик образования, из которых хочется выбрать лучшую. При этом
всяк кулик хвалит свое болото, и педагоги наперебой расхваливают именно свой
подход — поди разбери, без серьезного понимания.
Во-вторых,
снижение качества образования в целом, а как следствие страх «попасть не туда».
И это объективно страшно, ведь очень многое зависит от педагогов, и того как
они будут учить вашего ребенка. Ну и опять же учить — это дело профессионалов,
и не задача родителей во всем самим разбираться.
Ну
и в-третьих, от качества образования и правда многое зависит. Например,
возможность поступить в ВУЗ на престижную специальность и в дальнейшем зарабатывать
хорошие деньги. В современном обществе, увы довольно серьезная разница в
зарплатах и нет того понятного пути, который был, например, в советское время,
когда после института было распределение и каждая профессионально-карьерная
линия была более или менее понятна. Да, сейчас больше свободы и возможностей,
но и больше неопределенности, а значит — тревоги.
Вот
поэтому родители начинают паниковать еще при выборе детского сада. Начальная
школа — вообще становится выбором от которого, может показаться, зависит жизнь
или смерть. И так далее.
И
желая своим детям только самого лучшего, стараясь позаботиться о них, родители
начинают учить их буквально с пеленок, а уж как только чадо пошло и заговорило,
тут все, пора готовиться к поступлению в университет. И очень часто в начальной
школе можно увидеть уставших учиться детей.
В
свое время я провела огромное количество диагностик готовности ребенка в школе.
Это печальное зрелище, скажу я вам. Дети могут быть умные, рука может быть
готова к письму, а мышление сформировано достаточно, чтобы понять материал,
даже произвольность может быть на месте. Только вот желания нет почти ни у кого
и позиция школьника не сформирована, а зачастую еще и эмоционально дети не
дозрели. Вот на фоне этого и задумаешься, а что же важнее - сомнительное,
туманное будущее (которое может оказаться совсем не таким радужным, если в
детстве перегрузить ребенка) или его счастье и гармоничное и постепенное
развитие.
Я
не говорю о том, что образование не нужно. Я просто считаю, что очень важно не
поддаться истерии, охватывающей родителей, когда они начинают задумываться об
образовании. Я также призываю не заменять реального, живого человека — ребенка,
пусть даже самой радужной и счастливой картинкой его будущего.
И
к сожалению, в настоящее время довольно сложно определиться и выбрать
действительно хорошую школу, где бы качество образования давалось не через
муштру и натаскивание (обычно с серьезной поломкой детской психики), а за счет
грамотно просторечной программы и профессиональных педагогов, способных не
только гнать программу и требовать, но и видеть конкретного ребенка с его
особенностями и работать именно с ним.
Анна
Безингер