Средневековый
Киев
|
Среди товаров, которые Киевская Русь поставляла на экспорт, особое место занимали меха. Шкурки белок, лис, куниц, соболей высоко ценились не только в Западной Европе, но и в странах Востока. О ценах на пушнину сообщал живший в Х веке персидский ученый Ибн Русте. По его словам, в те времена шкурка куницы на Руси стоила один дирхем. В Хазарии за эту же шкурку давали уже два с половиной дирхема, а в Персии цена на мех была еще выше. Таким образом, торговля пушниной приносила очень хороший доход.
Можно предположить, что и Абу Хамид аль-Гарнати успешно торговал пушным товаром, а одной из целей его поездки на Русь была возможность недорого скупить меха, а затем их перепродать в Европе.
Многие исследователи текста арабского путешественника сетовали на то, что он слишком мало внимания уделил собственно славянам, сосредоточившись на описании тюрок, живших на Руси. Но это далеко не так. Внимательное изучение книги аль-Гарнати позволяет понять, что за скупыми строками скрывается достаточно много важной и познавательной информации, характеризующей русичей больше, чем пышные, но пустые фразы некоторых западноевропейских современников андалузца.
Наконец, после длительного путешествия аль-Гарнати прибыл в Киев. Сохранилось не так много описаний города до монгольского нашествия, но как раз этого в книге андалузца и нет. Трудно объяснить, почему Киев, один из крупнейших городов Европы, не привлек внимания исследователя. Вероятно, миссионерские дела оказались на тот момент гораздо более важными, чем простое любопытство либо торговый интерес.
В Киеве аль-Гарнати нашел целую колонию тюрок-печенегов, которые исповедовали Ислам. Однако их знания о религии оказались явно недостаточными, именно поэтому всё свое время он посвятил обучению киевских мусульман. Вот как он об этом писал:
Из сообщения аль-Идриси следует, что Киев является вообще городом тюрок, называемых русами. Это, безусловно, преувеличение. Однако несомненно другое: в ХI–XII веках присутствие тюркского элемента в Киеве и в целом на землях южной Руси было весьма значительно. Дело в том, что помимо купцов, в городе и на прилегающих к нему территориях жили многочисленные племена конфедератов, состоявших из торков, берендеев, черных клобуков и печенегов. Эти племена имели союзные отношения с Киевом, несли воинскую службу, защищая земли Руси от вторжения половецких орд, являвшихся на тот момент серьезной угрозой для государства.
Примечательно, что аль-Гарнати, взявшись за обучение киевских мусульман, не бросил это дело на полпути. Уезжая «к народу башкирд» (в Венгрию), он оставил в Киеве своих учеников, которые продолжили его миссионерскую работу. Находясь в городе, путешественник очень коротко проинформировал о том, чему именно и как он учил местных мусульман, а в Венгрии уже сообщил некоторые подробности.
Книги путешествий аль-Гарнати имели огромный успех в мусульманских странах. Существовало множество списков, некоторые из которых дошли до наших дней, став одним из наиболее важных свидетельств о жизни средневековой Руси, Волжской Булгарии и Венгрии.
Река
Ока - славянская река, по которой путешествовал Аль-Гарнати
|
«Когда я поехал в страну славян, то выехал из Булгара и плыл на корабле по реке славян. А вода ее черная, как вода моря Мраков, она будто чернила, но притом она сладкая, хорошая, чистая… Когда я прибыл в их страну, то увидел, что эта страна обширная, обильная медом и пшеницей, ячменем и большими яблоками, лучше которых ничего нет. Жизнь у них дешева»,— так описывает свои первые впечатления о землях Руси аль-Гарнати.
Многие исследователи текста арабского путешественника сетовали на то, что он слишком мало внимания уделил собственно славянам, сосредоточившись на описании тюрок, живших на Руси. Но это далеко не так. Внимательное изучение книги аль-Гарнати позволяет понять, что за скупыми строками скрывается достаточно много важной и познавательной информации, характеризующей русичей больше, чем пышные, но пустые фразы некоторых западноевропейских современников андалузца.
«У славян строгие порядки. Если кто-нибудь нанесет ущерб невольнице другого, или его сыну, или его скоту или нарушит законность каким-нибудь образом, то берут с нарушителя некоторую сумму денег. А если у него их нет, то продают его сыновей, и дочерей, и его жену за это преступление. А если нет у него семьи и детей, то продают его. И остается он рабом, служа тому, у кого он находится, пока не умрет или не отдаст то, что заплатили за него. И совсем не засчитывают ему в его цену ничего за служение господину. А страна их надежная. Когда мусульманин имеет дело с кем-нибудь из них и славянин обанкротился, то продает он и детей своих, и дом свой и отдает этому купцу долг. Славяне храбры. Они придерживаются византийского толка несторианского христианства».В этом отрывке можно увидеть, что аль-Гарнати интересовался не только ценами на товары, но и тем, на каких правовых основаниях совершаются торговые сделки и какие предусмотрены санкции за невыполнение договорных обязательств. Описанные им порядки являлись элементами традиционного права, которое законодательным образом было урегулировано киевским князем Ярославом Мудрым в его сборнике законов «Русская Правда» (см. Серия: История Украины: Русская (РУСЬкая) Правда, их характеристика и значение).
Наконец, после длительного путешествия аль-Гарнати прибыл в Киев. Сохранилось не так много описаний города до монгольского нашествия, но как раз этого в книге андалузца и нет. Трудно объяснить, почему Киев, один из крупнейших городов Европы, не привлек внимания исследователя. Вероятно, миссионерские дела оказались на тот момент гораздо более важными, чем простое любопытство либо торговый интерес.
В Киеве аль-Гарнати нашел целую колонию тюрок-печенегов, которые исповедовали Ислам. Однако их знания о религии оказались явно недостаточными, именно поэтому всё свое время он посвятил обучению киевских мусульман. Вот как он об этом писал:
«И прибыл я в город [страны] славян, который называют „Гор[од] Куйав“. А в нем тысячи „магрибинцев“, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в той стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Фай-руз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман. Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы. И остались у них некоторые из моих спутников, обучавшихся у меня, а я поехал к [народу] башкирд».Присутствие большой тюркской общины в Киеве всегда вызывало некоторые сомнения у историков. Однако сведения аль-Гарнати не единственные подобного рода. Арабский историк Мухаммад аль-Идриси в своей книге «Нузхат ал-муштак фи хтирак ал-афак» (Развлечение страстно желающего странствовать по землям) писал: «Кукийана (Киев) — город тюрок, именуемых Руса. Русов (ар-Рус) три вида (аснаф). Один вид их называется рус, и царь их живет в городе Кукийана. Другой их вид называется ас-Славиййа, а царь их — в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий вид называется аль-Арсаниййа, и царь его пребывает в городе Арсани. Купцы-мусульмане из Армении доходят до Кукийаны, а что касается города Арсан[и], то шейх аль-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не вступает, так как они обязательно убивают любого чужеземца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю.»
Из сообщения аль-Идриси следует, что Киев является вообще городом тюрок, называемых русами. Это, безусловно, преувеличение. Однако несомненно другое: в ХI–XII веках присутствие тюркского элемента в Киеве и в целом на землях южной Руси было весьма значительно. Дело в том, что помимо купцов, в городе и на прилегающих к нему территориях жили многочисленные племена конфедератов, состоявших из торков, берендеев, черных клобуков и печенегов. Эти племена имели союзные отношения с Киевом, несли воинскую службу, защищая земли Руси от вторжения половецких орд, являвшихся на тот момент серьезной угрозой для государства.
Печенеги
|
«Я наставлял их кое-в чем из науки, и научил некоторых из них говорить по-арабски, и, не жалея сил, занимался с ними повторением и заучиванием обязательных предписаний в отношении молитвы и других проявлений поклонения Аллаху. Кратко рассказал им о хадже и правилах наследования, так что они стали делить наследство [по-мусульмански]».Побывав в Киевской Руси, а затем в Венгрии, аль-Гарнати, очевидно, посчитал свою миссию выполненной. После этого он вернулся на Ближний Восток и отправился в хадж, в Мекку, а затем поселился в Багдаде, где пользовался покровительством визиря Аун ад-Даула.
Книги путешествий аль-Гарнати имели огромный успех в мусульманских странах. Существовало множество списков, некоторые из которых дошли до наших дней, став одним из наиболее важных свидетельств о жизни средневековой Руси, Волжской Булгарии и Венгрии.
☘️🌱☘️🌱☘️