О самой страшной в истории техногенной катастрофе, о
том, как злая шутка лишила компанию двух миллиардов долларов, и о ядовитом
облаке массой 42 тонны
В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года, ничего не подозревавший индийский город Бхопал накрыло ядовитое облако. Сорок две тонны метилизоцианата, оказавшиеся в атмосфере, за несколько суток убили более 15 тыс. человек и сделали инвалидами до полумиллиона жителей города — подобных трагедий, вызванных ошеломляющей небрежностью, человечество еще не знало.
1969 год. В городе Бхопал, столице индийского штата Мадхья-Прадеш, открывается очередной завод американского химического гиганта Union Carbide. Предприятие должно выпускать пестициды — средства для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Население Индии бурно растет, требует все больше вкусных и полезных продуктов — кажется, что успех заводу гарантирован. Спустя всего 15 лет он станет причиной мучительной смерти многих тысяч человек.
Обычно принято считать символом техногенной аварии, да и вообще символом опасности технического прогресса катастрофу на Чернобыльской АЭС. Однако за два года до нее случилась авария, которая по мгновенным и по отдаленным последствиям оставила Чернобыль далеко позади. При этом речь не шла об атомной станции. Но обо всем по порядку.
Мечеть
Тадж-ул-Масжид в Бхопале
Wikimedia Commons
|
В Бхопале Union Carbide выпускал «Севин» — популярный инсектицид, одной из составляющих которого выступал метилизоцианат, чрезвычайно токсичный газ, смертельно опасный для человека и прочих живых существ. К началу 1980-х американская корпорация столкнулась с резким падением спроса на продукцию своего индийского филиала, что в сочетании с чудовищными нарушениями техники безопасности и привело к неминуемой трагедии, масштабы которой руководство компании не могло представить и в самом страшном сне.
Как и любое химическое производство, бхопальский завод Union Carbide был оборудован всеми необходимыми системами безопасности. Однако жизнь в очередной раз доказала невероятный факт: любая «защита от идиота» оказывается абсолютно бесполезной, если она отключена.
На фоне продолжающегося активного производства метилизоцианата руководство предприятия решительно отказывалось вкладывать хоть какие-нибудь серьезные финансовые средства в замену или ремонт крайне изношенного за 15 лет беспощадной эксплуатации оборудования. Более того, к 1984 году были отключены все (!) защитные системы, которые должны были в случае чрезвычайного происшествия обеспечить его безболезненную для местных жителей и окружающей их среды ликвидацию.
Яростная погоня за длинной рупией, режим жесточайшей экономии на обслуживании технологического комплекса, неквалифицированный и низкооплачиваемый персонал, пренебрежение важнейшими правилами техники безопасности — Union Carbide сделала все от нее зависящее, чтобы случилась катастрофа. Разумеется, долго ждать себя та не заставила.
В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года в расположенную на территории завода огромную цистерну №610, содержавшую 42 тонны метилизоцианата, так до сих пор и не объясненным образом проникла вода. Судя по всему, во время проводившейся накануне регламентной промывки труб заслонки, ограничивающие поступление воды в емкость с метилизоцианатом, не были до конца закрыты. Специфика же этого неприятного вещества заключается в том, что при его контакте с безвредным, в общем-то, дигидрогена монооксидом тут же начинается бурная экзотермическая реакция.
Бак
E610 в 2010 году
Wikimedia Commons
|
Около 40 квадратных километров территории с населением более полумиллиона человек накрыло облако ядовитого газа. Несметное количество погибших, и ещё страшнее цифра пострадавших. По сей день люди, живущие в окрестностях завода, подвергаются токсическому воздействию от загрязнённых почв и грунтовых вод.
Индия и тогда была, и сейчас остается страной с чрезвычайно высокой плотностью населения. Бедная его часть при этом обладает удивительной способностью стремительно образовывать колоритные трущобы. В Бхопале его жители не нашли ничего лучшего, как устроить их прямо вокруг химического завода Union Carbide. Они и стали первыми жертвами так и не превратившегося в пестицид метилизоцианата. Смерть их, увы, легкой назвать было никак нельзя.
Эта авария очень ярко показала все недостатки корпоративной культуры в крупных компаниях, работающих в развивающихся странах. В первые часы после катастрофы Union Carbide отказывалась информировать врачей о химическом составе попавшего в атмосферу токсического вещества, ссылаясь на коммерческую тайну. В переполненных больницах просто не знали, от чего лечить тысячи и тысячи поступающих в них пациентов, какие последствия ждут их в будущем, что можно было еще попытаться предотвратить.
Вместо этого Union Carbide, желая снять с себя часть ответственности за произошедшее, выдвинула версию о преднамеренном саботаже заводского оборудования. По мнению руководства компании, вода попала в цистерну с метилизоцианатом не из-за халатности и вопиющего нарушения персоналом техники безопасности, а в результате сознательной диверсии одного из недовольных работников предприятия.
Тем не менее правительство Индии возложило полную вину за катастрофу на менеджмент Union Carbide. При этом чиновники предпочли не признавать очевидное: в немалой степени в ней виноваты и они сами — люди, которые закрывали глаза на крайне опасное производство, работающее без должного технического обслуживания и ремонта. Люди, которые разрешили жить в непосредственной близости от него десяткам тысяч бедняков, жить в скученности и антисанитарных условиях. Люди, которые допустили к оборудованию неквалифицированный персонал (Union Carbide с удовольствием платил им минимальные зарплаты). Люди, которые за все это брали взятки. Люди, которые пусть и косвенно, но также поучаствовали в случившейся трагедии.
Спустя пять лет после аварии Union Carbide выплатила жертвам и родственникам погибших $470 млн (с учетом инфляции сейчас эта сумма эквивалентна $907 млн). Поразительно, но в тюрьму непосредственно после случившегося так никто и не попал. Лишь в 2010-м, спустя 26 лет, семь представителей бывшего руководства предприятия были приговорены к небольшим срокам заключения и штрафам и практически сразу же отпущены.
Государство выплатило жертвам катастрофы некоторую компенсацию: в среднем семья каждого из погибших получила $2200. Такова оказалась цена жизни, цена разгильдяйства, преступной халатности, цена жажды наживы.
☘️🌱☘️🌱☘️
По теме: