Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Закон Мейера и его нарушитель


Иллюстрация ко второму изданию «Византийской истории» Прокопия Кесарийского.
Венеция, 1729 год
© Römisch-Germanisches Zentralmuseum, Mainz

Как уникальный ритмический «почерк» византийского историка
помог опознать его спустя тысячелетие после смерти

Несколько столетий историки отказывались верить, что произведение «Тайная история», описывающее изнанку византийского двора при Юстиниане, написал Прокопий Кесарийский — слишком скандальным было сочинение для придворного историка VI века. Правильно атрибутировать книгу помог так называемый закон Мейера.

В 1886 году филолог П. Эдмонд Буви (P. Edmond Bouvy) вывел правило, которое считал верным для византийской ритмической прозы (а фактически вся византийская проза с IV века н. э. — художественная, историческая, ораторская, — была ритмической). По этому закону каждая фраза должна была заканчиваться дактилем, то есть после последнего ударного слога должно следовать еще два безударных: ἄνθρωπος (anthrôpos) или ἀνεχώρησαν (anechôrêsan).

Однако немецкий ученый Вильгельм Мейер не был удовлетворен этим правилом, так как не смог найти ни одного автора, который бы следовал ему регулярно. В 1891 году он предложил свой вариант, известный с тех пор как закон Мейера. Формулируется он так:
«Слоги, которые непосредственно предшествуют смысловой паузе, должны иметь определенную акцентуацию; при этом учитывается не долгота и краткость слогов, а только ударение; а именно, перед последним ударным слогом перед паузой должны стоять по крайней мере два безударных слога, напр. ἁπάντων ἀνθρώπων (hapantôn anthrôpôn, _ /_ _ /_); после последнего ударения может стоять что угодно, напр. διαλέγονται ἄνθρωποι (dialegontai anthrôpoi, _ _ /_ _ /_ _)». 
Иными словами, между последним и предпоследним ударениями во фразе должны быть как минимум два слога, а есть ли дактиль в конце, неважно.

Византинист Поль Маас вскоре уточнил закон Мейера: оказалось, что безударных слогов между двумя последними ударениями обязательно должно быть четное число: два, четыре, шесть и так далее. Только в таком случае византийцы соглашались признавать прозу ритмичной (а закон Мейера — это закон исключительно поэтики византийской литературы, а не греческого языка того периода).

Затем из закона нашлось выдающееся исключение. Выяснилось, что в прозе Прокопия Кесарийского меньше 70 процентов его клаузул (концов фраз) подходят под закон Мейера. Наиболее вероятное объяснение этого факта — сознательное желание Прокопия следовать классическим древнегреческим авторам, например Геродоту и Фукидиду. В классическом древнегреческом, в отличие от византийского, слоги отличались по длине, а ударение было музыкальным, с повышением и понижением тона, а не силовым; не исключено, что Прокопий ориентировался на это, к его времени уже архаичное, произношение.

Благодаря этой ритмической особенности стало возможным доказать, что скандальную «Тайную историю» написал тоже Прокопий: хотя эта книга совершенно не похожа на другие его труды стилистически, процент клаузул, в которых соблюдается закон Мейера, в ней тот же. 

Аrzamas.academy