Благодаря
землячествам студентов словом «нации» начнут называть целые народы
В средневековых университетах
впервые начинают употреблять слово «нация» по отношению к уроженцам одного
региона, говорящих на одном языке. Университетские «нации» были еще далеки от
современных наций-государств, но благодаря тем, кто пройдет их «школу»
наименование нации распространится на целые народы.
Появившись в X–XIII веках на
территории современных Франции и Италии университеты с самого начала были
открытыми для иностранных студентов. Слово «иностранец» в современном понимании
в Европе в то время еще не утвердилось. Население определялось прежде всего по
религиозному и сословному принципу.
Большинство европейцев в Средние
века были католиками, а принадлежность к рыцарскому сословию и соответствующие
ему привилегии признавались от Пиренеев до Карпат. Поэтому университеты и
задумывались как образовательные учреждения для всех христиан, которые были в
состоянии платить за обучение.
В университетах стали
формироваться землячества, состоявшие из выходцев из одного региона. Во второй
половине XII века землячества получили официальный статус и стали называться
«нациями». Латинское слово natio использовалось в Римской империи для
обозначения варварских народов — теперь его использовали для названия уроженцев
одной и той же страны.
Каждая «нация» имела собственное
самоуправление. Во главе ее стоял прокуратор (также слово напрямую бралось из
римской традиции, где оно означало наместника над территорией), обязанный
защищать имущественные и финансовые интересы землячества и решать споры.
Наиболее многочисленные «нации»
делились на более мелкие секции, также формировавшиеся по региональному
признаку. В городах, где находились университеты, каждая «нация» стремилась
служить мессу в особой часовне. Землячества позволяли вновь прибывшим быстрее
освоиться, обедневшим — предоставляли средства, организовывали отправку и
получение почты из родных мест.
К 1249 году в Парижском
университете сложилось четыре «нации»: «Франция», «Англия», «Нормандия» и
«Пикардия». Члены этих сообществ стали прикладывать разноцветные ленты на свою
одежду, чтобы отличаться от представителей других «наций». Между ними
существовало острое соперничество, доходившее порой вплоть до массовых уличных
драк.
Существовавшие в Парижском
университете «французская» и «английская» нация в этническом плане были далеко
не однородны. Так, во «Францию» входили представители Испании и Италии. К
«Англии» причисляли немцев, скандинавов и шотландцев. Попадание в ту или иную
«нацию» было, прежде всего, делом престижа. Так, поляк Николай Коперник,
поступив в Болонский университет в 1496 году, записался в «германскую нацию» —
наиболее влиятельное в то время землячество в учебном заведении.
В Пражском университете было
четыре нации: «Богемия», «Бавария», «Польша» и «Саксония». В первую входили
чехи, моравцы, южные славяне и венгры; во вторую — австрийцы, швабы, выходцы из
рейнских провинций; в третью — силезцы, поляки, уроженцы Великого княжества
Литовского; в четвертую — жители Саксонии, Тюрингии, Дании и Швеции. Собственно
сами чехи в Пражском университете составляли не более пятой части от общего
числа студентов.
Во время Великого западного
раскола (1378–1417), когда за папский престол боролись одновременно три
претендента, «Богемия» однозначно выбрала сторону короля Вацлава IV,
выступившего против папы Григория XII.
Другие же «нации» в Пражском
университете поддержали оппонента короля. В ответ на это монарх издал в 1409
году специальный декрет, изменявший устав университета. Магистры из «Богемии»
получали три голоса, а остальные нации — по одному. До этого при общих
голосованиях каждый представитель каждой «нации» имел только один голос.
В знак протеста против
королевского декрета иностранные профессора и студенты покинули университет.
Пражский университет в один момент стал преимущественно «чешским». Ректором
учебного заведения назначили декана факультета богословия Яна Гуса. Он был
одним из создателей современного литературного чешского языка и обличителем
папства. В итоге университет превратился в бастион сопротивления Риму. А
местная «нация» приблизилась к оформлению идеологии национализма в современном
смысле слова.
Конкуренция между «нациями»
постепенно привела к тому, что в ней появились черты ксенофобии. Французский
автор Жак де Витри в начале XIII века писал, что в Париже «немцев» считают
ворами и сводниками, «англичан» — пьяницами и трусами, «бургундцев» — тупыми и
неотесанными. В Пражском университете члены «Богемии» утверждали, что они
происходят от «тела Христова», а немцы вышли из «зада Пилата».
Постепенно значение «нации» как
группы уроженцев одной страны, говорящих на одном языке, стала из университетов
распространяться в другие сословия. Так польская шляхта стала называть себя
«нацией». С начала XVI века Священная Римская империя начинает называть себя
«нацией всех немцев». Окончательно же современное понимание «нации»
утверждается в европейских языках только в XIX веке.