Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как нищие Праги регулируются государством

Прага
Историк Сергей Цветков с удивительной историей почти тысячелетних взаимоотношений пражских попрошаек и государства. Нищих пытались искоренять, сортировали и продавали в рабство, запрещали одни позы для попрошайничества и навязывали другие. А сегодня нищие — почти полноценная часть комплекса пражских достопримечательностей.
Картина Виктора Васнецова «Нищие певцы (Богомольцы)», 1873.  
Изображение: Wikipedia Commons
Нищие — это «живая достопримечательность» Праги последнего тысячелетия.

Нищенство не радует глаз правителя. Многие чешские государи пытались покончить с этим позорным явлением. Однако попытки эти всегда кончались провалом.

Князь Болеслав III, правивший в начале XI века, ненавидел нищих-попрошаек. Говорили, что когда он был еще отроком, какой-то бродяга предсказал ему различные несчастья, и многие из этих пророчеств впоследствии сбылись.

Правда это или нет, неизвестно, но только Болеслав весьма ретиво принялся за дело искоренения нищенства. По его приказу нищих ловили и сортировали: молодых и здоровых отправляли на каторжные работы в каменоломни, а старых и слабых вешали. Однако ко времени кончины самого Болеслава нищих в Праге почему-то меньше не стало. Пражане давали нищим милостыню «ради Бога», или из суеверия, полагая, что нищие многое могут, особенно бабки.

Прага
В 1558 году отцы города распорядились, что в Праге могут просить милостыню только коренные жители чешской столицы. Иногороднего попрошайку, который будет заниматься своим делом в Праге, положено было сначала пороть плеткой, а после вывести из города; если же он вернется, то отрубить ему правую руку.

Попрошайкам-провинциалам пришлось заниматься своим ремеслом «в подполье». Они освободили места в центре города пражанам, и сами переехали в пивные, где их даже приветствовали, правда только при условии, что вся полученная милостыня будет тут же потрачена на выпивку.

В 1571 году император Максимилиан II решил не просто очистить Прагу от побирушек, но еще и заработать на этом деле, продав всех нищих Венецианской республике, которая в то время остро нуждалась в рабочих руках.

Венеция охотно пошла на эту сделку. Весной 1572 года в Прагу прибыл отряд венецианцев с целью наловить первую партию «живого товара». Как только об этом стало известно, перепуганные нищие попрятались в заброшенных домах и даже в колодцах. Добычей венецианцев стали лишь полсотни пьянчужек, валявшихся на улицах. Но и они наутро протрезвели и взбунтовались. Вскоре на помощь к ним явилась вся многотысячная нищая братия Праги, вооруженная всяким дубьем. Недолгое сражение закончилось поголовным истреблением венецианского отряда. А попрошайки мигом вновь растворились в пражских трущобах.

В 1599 году нищим было приказано, чтобы они выбирали себе бургомистров, которые бы ими управляли и не допускали им вести себя по своей воле.

С тех пор власти еще не раз пытались покончить с попрошайничеством на улицах Праги. В 1871 году, был принят новый закон о попрошайничестве. который запрещал попрошайкам изображать из себя калек или тяжело больных, а также запрещал использовать для попрошайничества детей. Австрийский закон «О бродяжничестве», появившийся в самом конце XIX века, наказывал попрошаек и бродяг тюремным заключением сроком от двух недель до одного месяца.

В начале ХХ века власти независимой Чехословакии предприняли новую атаку на пражских нищих. С 1926 года проводился регулярный учет попрошаек. По данным 1932 года, в списке состояло 260 нищих, большинство из которых были профессиональными попрошайками. В 1933 году число нищих возросло до 804 человек, а годом спустя их было уже 2851 человек (мировой кризис, однако). В указанном списке неучтенными остались нищие, промышлявшие попрошайничеством по домам горожан, поскольку их было сложно вычислить и задержать.

В том же 1934 году из Праги было принудительно выселено 2613 человек: в сопровождении полицейского каждый из них отправлялся к месту предписанного поселения.

Но все было тщетно. Как заявил в 1922 году журналистам один профессиональный нищий: «От нас не избавиться. Мы неистребимое племя».

Что ж, наверное, так оно и есть.

                    P.S:

В 1990-х годах почти четверть нищих в Праге составляли румынские цыгане и болгары. Но с 2005 года аборигены почти полностью вытеснили их из чешской столицы.

Далее предлагаю Вашему вниманию интересный отрывок из социологического исследования современных нищих в Праге (М. Л. Бутовская, М. А. Ванчатова. Нищие как городская субкультура: устойчивость взаимоотношений нищих и общества в исторической перспективе // Этнографическое обозрение, 2007 № 03):

Нищие чешской национальности преимущественно просят милостыню в одном месте. Только некоторые ходят по улицам, обращаясь за помощью к прохожим. Они стараются не привлекать к себе внимание и просят милостыню избирательно (например, обращаются чаще к женщинам среднего возраста). К этой группе лиц относятся опрятно одетые старушки интеллигентного вида. Помимо «классических нищих», сидящих на тротуаре, мы отмечали две другие группы нищих. Первая — это молодые люди-наркоманы (по информации социальных работников). Вторая группа нищих выдает себя за глухонемых и попрошайничает в кафе и ресторанах.

У большинства нищих одежда была грязной и плохого качества (71,88%). На этом фоне отчетливо выделялись слепые нищие (они всегда были чисто одеты, и сама одежда у них была хорошего качества). К этой же группе относились люди, играющие на музыкальных инструментах.

Опросы показали, что большинство нищих не являются бездомными, а проживают в квартирах. Основная причина попрошайничества — нехватка средств к существованию: недостаточные размеры пенсий и пособий по инвалидности, потеря работы.

Примерно треть нищих в Праге просит милостыню активно: останавливает прохожих, производит нехитрые шоу, поет и играет. В некоторых случаях эффект достигается за счет несуразных, откровенно бессмысленных действий (например, ужение рыбы через решетку водостока). Остальные пассивно ждут подаяния: из них 38% просили стоя, около 60% — сидя и 0,5% — лежа. Соответственно варьируют и стратегии сбора милостыни: 50,77% всех нищих имели при себе стаканчик для денег, 44,62% протягивали руку. Активно обращались с устными просьбами 1,54% нищих, а 3,08% имели при себе табличку с письменным обращением. В последние несколько лет нищие с успехом стали применять новую позу при сборе подаяний (стоя на коленях и упираясь лбом в ладони). При такой крайне неудобной позе от глаз прохожих практически полностью скрыто лицо нищего, обличающее в нем хронического алкоголика.

Нищие Праги
"Успешность" нищенства мы оценивали по времени, необходимому одному нищему для того, чтобы ему подало 15 человек. В 1999-2001 гг. оно в среднем составляло 52 мин. 18 сек. Минимальное время сбора 15 подаяний равнялось 7 мин., а максимальное — 146 мин. В целом успех нищего зависел от того, являлся ли он инвалидом или нет, причем самыми удачливыми были слепые обоего пола. Чаще всего люди подавали деньги в метро, где интервал между прибытием поездов составляет примерно 4 мин.

В апреле 2000 г. муниципалитет принял постановление, запрещающее просить милостыню практически во всем центре Праги (где больше всего туристов), было запрещено просить милостыню у музеев, на трамвайных остановках и около них, а также в метро. Разрешенные места для нищих ограничены: это окрестности костела или пражские окраины.

Сергей Цветков, историк