Наскальные
изображения, находки предметов вооружения, следы ран и повреждений на костных
останках людей неумолимо свидетельствуют о том, что в первобытную эпоху люди
активно убивали друг друга. С ходом времени численность населения
увеличивалась, люди переходили от охоты и собирательства к производящему
хозяйству. В распоряжении исследователей все чаще попадают свидетельства
происходивших в этот период масштабных столкновений между людьми,
сопровождавшихся массовыми насильственными акциями.
Археологические памятники неолитической культуры линейно-ленточной керамики, существовавшей на протяжении 5500 – 4000 гг. до н.э, встречаются на обширном пространстве в Центральной и Западной Европе. Ее носители принесли с юго-востока семена культурных растений, одомашнили скот, начали строить долговременные жилища и обрабатывать землю. Совсем недавно археологи обратили внимание на побочную составляю этого процесса, до поры до времени не попадавшуюся им на глаза.
Талхайм
Захоронение в Талхайме, неподалеку от Хайльбронна в Баден-Вюртемберге (Германия), было обнаружено в 1983 году. Оно датируется примерно 5100 г. до н.э. Находка археологов представляет собой яму площадью 3 квадратных метра, в которую были грубо свалены тела тридцати четырех человек – девяти взрослых мужчин и семи женщин возрастом от 20 до 60 лет, шестнадцати детей от 2 до 20 лет, и еще двух взрослых неопределенного пола – с многочисленными следами смертельных повреждений. По-видимому, тела принадлежали жителям небольшого поселения, уничтоженного во время военного набега.
Яма с костями в Талхайме
|
Изученные исследователями раны на костях можно разделить на три категории: 18 черепов несут на себе следы тяжелого удара лезвием каменного топора или мотыги, 14 были проломлены каким-то тупым оружием наподобие дубинки, на 2 или 3 костях были обнаружены сколы, оставленные, по-видимому, стрелами. На костях исследователи нашли следы ранее полученных и залеченных ран, свидетельствующих о том, что война являлась повседневной составляющей жизни захороненных. Большинство смертельных ран было нанесено в затылочную часть черепа. Отсутствие других повреждений, характерных для рукопашной схватки, или полученных при попытках жертвы защитить себя, скорее всего, означает, что сопротивления нападающим оказано не было. Жители деревни погибли или будучи застигнутыми врасплох, например, во сне, или будучи взятыми в плен и впоследствии убитыми нападавшими.
Еще одно свидетельство массовой бойни было найдено на территории Австрии в Аспарне-Шлётце, в 33 км от Вены, при раскопках укрепленного поселения, также относившегося к культуре линейно-ленточной керамики и датируемого приблизительно 5500 годом до н.э. На дне рва, окружавшего поселение, на глубине примерно двух метров, были найдены сваленные в беспорядке останки 67 человек, отмеченные характерными признаками насильственной гибели. 26 черепов принадлежали мужчинам (16 юным, 10 пожилым), 13 черепов женщинам (4 юным, 9 пожилым), 27 – детям и 1 – взрослому неопределенного пола. Все черепа, кроме одного, были проломлены топорами или мотыгами. 1 человек, вероятно, был убит стрелой.
Первобытная война:
Аспарн-Шлётц
Еще одно свидетельство массовой бойни было найдено на территории Австрии в Аспарне-Шлётце, в 33 км от Вены, при раскопках укрепленного поселения, также относившегося к культуре линейно-ленточной керамики и датируемого приблизительно 5500 годом до н.э. На дне рва, окружавшего поселение, на глубине примерно двух метров, были найдены сваленные в беспорядке останки 67 человек, отмеченные характерными признаками насильственной гибели. 26 черепов принадлежали мужчинам (16 юным, 10 пожилым), 13 черепов женщинам (4 юным, 9 пожилым), 27 – детям и 1 – взрослому неопределенного пола. Все черепа, кроме одного, были проломлены топорами или мотыгами. 1 человек, вероятно, был убит стрелой.
Массовое захоронение в
Аспарне-Шлётце
|
Кости скелетов фрагментированы, на некоторых выявлены следы зубов падальщиков. По-видимому, прежде чем они были захоронены в земле, тела провели достаточно длительное время под открытым небом. Поскольку ров так и не был раскопан полностью, точное число захороненных в нем жертв остается неизвестным. Вероятно, речь идет о двух или трех сотнях тел.
Как и в предыдущем случае, речь идет о населении небольшого поселка, уничтоженного неизвестными захватчиками. Обращает на себя внимание выраженная диспропорция между мужскими и женскими костями, а также большое число детских черепов. Число пожилых женщин в погребении более чем вдвое превосходит число молодых. По-видимому, объясняется это тем, что женщины фертильного возраста пережили нападение и были уведены победителями в качестве пленных.
В 2006 году в дополнение к первым двум захоронениям в Германии было обнаружено третье свидетельство неолитического геноцида в Шёнеке-Килианштедтене. Захоронение представляет собой V-образный ров длиной 7,5 м и шириной 1 м, в который были сброшены тела убитых людей. Найденные останки принадлежали тринадцати взрослым и тринадцати детям, десять из которых были моложе 6 лет, причем самому младшему было не более полугода. Среди взрослых преобладали молодые люди, лишь двум женщинам было больше 40 лет. Останков молодых женщин в захоронении вообще не было. Очевидно, как и в предыдущем случае, нападавшие увели их с собой. Не обнаружили в могиле и подростков от 9 до 15 лет. Возможно, они смогли убежать, однако не исключено, что их, как и женщин, захватили победители.
Как и в предыдущем случае, речь идет о населении небольшого поселка, уничтоженного неизвестными захватчиками. Обращает на себя внимание выраженная диспропорция между мужскими и женскими костями, а также большое число детских черепов. Число пожилых женщин в погребении более чем вдвое превосходит число молодых. По-видимому, объясняется это тем, что женщины фертильного возраста пережили нападение и были уведены победителями в качестве пленных.
Шёнеке-Килианштедтен
В 2006 году в дополнение к первым двум захоронениям в Германии было обнаружено третье свидетельство неолитического геноцида в Шёнеке-Килианштедтене. Захоронение представляет собой V-образный ров длиной 7,5 м и шириной 1 м, в который были сброшены тела убитых людей. Найденные останки принадлежали тринадцати взрослым и тринадцати детям, десять из которых были моложе 6 лет, причем самому младшему было не более полугода. Среди взрослых преобладали молодые люди, лишь двум женщинам было больше 40 лет. Останков молодых женщин в захоронении вообще не было. Очевидно, как и в предыдущем случае, нападавшие увели их с собой. Не обнаружили в могиле и подростков от 9 до 15 лет. Возможно, они смогли убежать, однако не исключено, что их, как и женщин, захватили победители.
Массовое захоронение в
Шёнеке-Килианштедтене
|
Кости несут отпечатки травм и болезней, обычных для того времени: сросшиеся переломы ребер и длинных костей, хорошо залеченная черепная травма, остеомиелит, дефицит витамина С. Умерли все эти люди от того, что им проломили черепа, причем удар пришелся на левую половину головы, как если бы убийца и его жертвы стояли лицом к лицу. Рядом с костями в земле были найдены два костяных наконечника. Возможно, они вонзились в тела и оказались там, где их нашли, когда плоть полностью разложилась.
В сравнении с двумя предыдущими захоронениями, находка в Килианштедтене имеет одну особенность: у всех погибших незадолго перед смертью были перебиты голени, а у некоторых и кости рук. Возможно, это было сделано, чтобы люди не могли бежать. Не исключено также, что их пытали перед смертью. По черепкам, кусочкам обожженной обмазки и другому мусору, обнаруженному на дне рва, находку можно датировать временем между 5207 и 4849 гг. до н.э.
В Вайхингене под Штутгартом, недалеко от поселения, относившегося к эпохе линейно-ленточной керамики, были обнаружены две ямы со сброшенными в них останками двенадцати человек. Захоронение было произведено с нарушением норм обычного ритуала, что резко контрастирует с обнаруженными неподалеку типичными погребениями той эпохи. Некоторые из останков имеют следы ран и повреждений, или залеченных со временем, или ставших причиной смерти. В одном случае археологи обнаружили череп мужчины, проломленный ударом каменного топора, в другом – залеченный перелом руки. Анализ изотопов стронция сваленных в ямы останков показал, что 7 из них были местными уроженцами, а 5 – чужеземцами, родившимися где-то в другом месте.
В 2012 г. у французской деревни Бергхайм в Эльзасе археологи обнаружили десятки захоронений эпохи линейно-ленточной керамики, датировавшихся временем около 5 300 г. до н.э. Среди захоронений выделялась одна яма, на дне которой были обнаружены фрагментированные кости рук, плеч и пальцев, отделенные от тела ударами топора. Многие фрагменты костей были намеренно раздроблены.
В сравнении с двумя предыдущими захоронениями, находка в Килианштедтене имеет одну особенность: у всех погибших незадолго перед смертью были перебиты голени, а у некоторых и кости рук. Возможно, это было сделано, чтобы люди не могли бежать. Не исключено также, что их пытали перед смертью. По черепкам, кусочкам обожженной обмазки и другому мусору, обнаруженному на дне рва, находку можно датировать временем между 5207 и 4849 гг. до н.э.
Вайхинген
В Вайхингене под Штутгартом, недалеко от поселения, относившегося к эпохе линейно-ленточной керамики, были обнаружены две ямы со сброшенными в них останками двенадцати человек. Захоронение было произведено с нарушением норм обычного ритуала, что резко контрастирует с обнаруженными неподалеку типичными погребениями той эпохи. Некоторые из останков имеют следы ран и повреждений, или залеченных со временем, или ставших причиной смерти. В одном случае археологи обнаружили череп мужчины, проломленный ударом каменного топора, в другом – залеченный перелом руки. Анализ изотопов стронция сваленных в ямы останков показал, что 7 из них были местными уроженцами, а 5 – чужеземцами, родившимися где-то в другом месте.
Бергхайм
В 2012 г. у французской деревни Бергхайм в Эльзасе археологи обнаружили десятки захоронений эпохи линейно-ленточной керамики, датировавшихся временем около 5 300 г. до н.э. Среди захоронений выделялась одна яма, на дне которой были обнаружены фрагментированные кости рук, плеч и пальцев, отделенные от тела ударами топора. Многие фрагменты костей были намеренно раздроблены.
Захоронение в Бергхайме
|
Кроме них, в могиле были найдены еще семь человеческих тел, каждое из которых имело следы насильственной гибели. Четверо из убитых были детьми, одному из которых не было и года. По мнению обнаруживших захоронение археологов, оно является результатом войны или междоусобного конфликта.
Наиболее загадочная находка была обнаружена при раскопках большого поселения эпохи линейно-ленточной керамики в Херцхайме в Пфальце (Германия) в 1996 − 1999 и 2005 – 2006 гг. Поселение существовало между 5300 и 5150 до н.э. и включало от 10 до 12 длинных домов, в которых проживала одна или две сотни человек. На территории самого поселения было найдено 9 погребений, выполненных в соответствии с существовавшей традицией.
Главный сюрприз ожидал археологов южнее, на окраине поселения, где они обнаружили множество погребальных ям, примыкавших настолько плотно друг к другу, что поначалу их приняли за оборонительный ров. На дне ям было найдено большое количество человеческих остатков, включая минимум 450 черепов и большое число костей скелета, как правило, фрагментированных и неполных. Кости находились в полном беспорядке. С ними были перемешаны осколки керамики, кремневые отщепы, разбитые зернотерки.
Количество останков, явно значительно превышавшее число жителей деревни, навело археологов на размышления об их происхождении. Хотя почти все кости несли на себе следы ударов топоров и других смертельных повреждений, когда выяснилось общее число находок, гипотезу о вражеском набеге пришлось отбросить. Со временем пришлось отклонить также гипотезу о находившемся здесь погребальном центре, где были перезахоронены останки людей, умерших вдалеке от Херцхайма.
Каннибалы в Херцхайме
Наиболее загадочная находка была обнаружена при раскопках большого поселения эпохи линейно-ленточной керамики в Херцхайме в Пфальце (Германия) в 1996 − 1999 и 2005 – 2006 гг. Поселение существовало между 5300 и 5150 до н.э. и включало от 10 до 12 длинных домов, в которых проживала одна или две сотни человек. На территории самого поселения было найдено 9 погребений, выполненных в соответствии с существовавшей традицией.
Главный сюрприз ожидал археологов южнее, на окраине поселения, где они обнаружили множество погребальных ям, примыкавших настолько плотно друг к другу, что поначалу их приняли за оборонительный ров. На дне ям было найдено большое количество человеческих остатков, включая минимум 450 черепов и большое число костей скелета, как правило, фрагментированных и неполных. Кости находились в полном беспорядке. С ними были перемешаны осколки керамики, кремневые отщепы, разбитые зернотерки.
Количество останков, явно значительно превышавшее число жителей деревни, навело археологов на размышления об их происхождении. Хотя почти все кости несли на себе следы ударов топоров и других смертельных повреждений, когда выяснилось общее число находок, гипотезу о вражеском набеге пришлось отбросить. Со временем пришлось отклонить также гипотезу о находившемся здесь погребальном центре, где были перезахоронены останки людей, умерших вдалеке от Херцхайма.
Массовые захоронения,
относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики
|
Наконец, археологи обратили внимание на многочисленные следы царапин и порезов на костях черепов и других частях скелетов. Судя по отсутствию малейших признаков заживления, эти повреждения были нанесены уже после смерти жертв. Одни и те же следы встречаются на множестве находок. На черепах большая часть порезов начинались около носа и затем шли вниз к шее, такие же следы находились на висках. По-видимому, их наличие означало, что с черепа счищалась кожа. Некоторые черепа после этого шли на изготовление характерных чаш, которые также были обнаружены на дне ям.
Тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями, заметны на крупных костях скелета, с которых также срезалось мясо. Когда исследователи сравнили эти следы с повреждениями на костях животных, разделываемых на бойне, их последние сомнения отпали. Тела захороненных в Херцхайме жертв подверглись расчленению: от тела отделялись голова и конечности, затем разрубался позвоночник, чтобы удалить ребра, так же, как это делают сегодня мясники. Мясо срезали с костей, сами кости раскалывали, чтобы достать из них мозг. Наконец, кости вываривались, на что указывает происходившее вследствие нагревания разрушение коллагена в их наружном слое. Следы термической обработки заметны также на костях лицевой части некоторых черепов.
Сегодня мало кто сомневается в том, что в Херцхайме археологами были обнаружены следы каннибальских трапез, хотя понимание и интерпретация этого феномена по-прежнему варьируется. Вряд ли речь идет о разовой акции жертвоприношения захваченных на войне пленников, подобия которой известны в истории. Количество найденных жертв для этого слишком велико, в несколько раз превосходя численность всего населения поселка.
Судя по анализу керамики, найденной вместе с костями на дне ям, она туда попадала по крайней мере на протяжении нескольких десятилетий. В течении этого времени человеческое мясо должно было составлять заметную часть пищевого рациона местных жителей. Между тем, некоторых исследователей настораживает отсутствие прямых признаков употребления человеческого мясо в пищу местными обитателями, а именно – отсутствие человеческого миоглобина в их фекалиях.
По мнению антропологов, для нарушения табу на поедание себе подобных, которое мы наблюдаем в Херцхайме, должно было пройти нечто из ряда вон выходящее, что-то, что разрушило привычное положение вещей и заставило людей подвергнуть сомнению базовые основания их мировоззрения. Этим потрясением могла быть длительная засуха, погубившая урожай, или обрушившаяся на них эпидемия. Археологи обращают внимание, что в это время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов и исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для чего им потребовалось множество керамики. А каннибализм был лишь частью практиковавшихся с этой целью ритуальных обрядов.
Тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями, заметны на крупных костях скелета, с которых также срезалось мясо. Когда исследователи сравнили эти следы с повреждениями на костях животных, разделываемых на бойне, их последние сомнения отпали. Тела захороненных в Херцхайме жертв подверглись расчленению: от тела отделялись голова и конечности, затем разрубался позвоночник, чтобы удалить ребра, так же, как это делают сегодня мясники. Мясо срезали с костей, сами кости раскалывали, чтобы достать из них мозг. Наконец, кости вываривались, на что указывает происходившее вследствие нагревания разрушение коллагена в их наружном слое. Следы термической обработки заметны также на костях лицевой части некоторых черепов.
Сегодня мало кто сомневается в том, что в Херцхайме археологами были обнаружены следы каннибальских трапез, хотя понимание и интерпретация этого феномена по-прежнему варьируется. Вряд ли речь идет о разовой акции жертвоприношения захваченных на войне пленников, подобия которой известны в истории. Количество найденных жертв для этого слишком велико, в несколько раз превосходя численность всего населения поселка.
Судя по анализу керамики, найденной вместе с костями на дне ям, она туда попадала по крайней мере на протяжении нескольких десятилетий. В течении этого времени человеческое мясо должно было составлять заметную часть пищевого рациона местных жителей. Между тем, некоторых исследователей настораживает отсутствие прямых признаков употребления человеческого мясо в пищу местными обитателями, а именно – отсутствие человеческого миоглобина в их фекалиях.
По мнению антропологов, для нарушения табу на поедание себе подобных, которое мы наблюдаем в Херцхайме, должно было пройти нечто из ряда вон выходящее, что-то, что разрушило привычное положение вещей и заставило людей подвергнуть сомнению базовые основания их мировоззрения. Этим потрясением могла быть длительная засуха, погубившая урожай, или обрушившаяся на них эпидемия. Археологи обращают внимание, что в это время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов и исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для чего им потребовалось множество керамики. А каннибализм был лишь частью практиковавшихся с этой целью ритуальных обрядов.
Чтобы поддерживать свои варварские обряды на протяжении длительного времени, обитатели Херцхайма, очевидно, должны были совершать систематические военные набеги на соседей и захватывать в них большое количество пленных. Поскольку жители поселения, как можно заключить исходя из его предполагаемых размеров, не были особенно многочисленны, возможно, Херцхайм был каким-то ритуальным центром, куда доставлялись пленники, захваченные другими соседскими и родственными группами.
О том, кем были люди, захваченные в плен, убитые и погребенные в ямах на окраине Херцхайма, исследователям поведали результаты анализа изотопов стронция 87 и стронция 86 из проб зубной эмали черепов, принадлежавших 54 индивидам. Все они оказались чужаками, родом из других мест. Большинство происходило из горного района, простиравшегося примерно в 50 км южнее данной местности. Примечательно, что в этих местах не было выявлено следов распространения культуры линейно-ленточной керамики, а продолжали существовать археологические культуры, принадлежавшие охотникам и собирателям из числа первоначального населения Европы.
Все перечисленные памятники соответствуют определениям войны, предлагаемыми современными антропологами. Речь идет о коллективных действиях, предпринятых членами одной группы против представителей другой. При этом находки не могут быть объяснены в концепциях личной вражды и индивидуальных действий. Судя по числу и половозрастному распределению останков, все погибшие в Талхайме, Аспарне-Шлётце и Шёнеке-Килианштедтене являлись жителями одного поселения, уничтоженного в результате военного набега. Это предположение также получило подтверждение в результате анализа образцов изотопа стронция, взятых из зубной эмали черепов погибших.
Характер повреждений, нанесенных оружием нападавших, свидетельствует о том, что в большинстве случаев те принадлежали к той же археологической культуре, что и их жертвы. Иначе говоря, речь в данном случае идет о конфликтах соседей, занимавших общую экологическую нишу. Поражает жестокость нападавших, не делавших различия между мужчинами, женщинами, детьми и стариками.
В Херцхайме мы видим другую картину. Обнаруженные здесь следы насилия являлись результатом не единственной целенаправленной акции агрессии, а целой череды подобных акций. И осуществлялись они на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий. Погибшие здесь люди были представителями другой культуры и, соответственно, придерживались другого образа жизни. Возможно, с этой особенностью их происхождения следует связать практиковавшиеся в их отношении ритуалы, связанные не только с убийствами пленных, но и с предполагаемым поеданием их останков.
Литература:
О том, кем были люди, захваченные в плен, убитые и погребенные в ямах на окраине Херцхайма, исследователям поведали результаты анализа изотопов стронция 87 и стронция 86 из проб зубной эмали черепов, принадлежавших 54 индивидам. Все они оказались чужаками, родом из других мест. Большинство происходило из горного района, простиравшегося примерно в 50 км южнее данной местности. Примечательно, что в этих местах не было выявлено следов распространения культуры линейно-ленточной керамики, а продолжали существовать археологические культуры, принадлежавшие охотникам и собирателям из числа первоначального населения Европы.
Выводы
Все перечисленные памятники соответствуют определениям войны, предлагаемыми современными антропологами. Речь идет о коллективных действиях, предпринятых членами одной группы против представителей другой. При этом находки не могут быть объяснены в концепциях личной вражды и индивидуальных действий. Судя по числу и половозрастному распределению останков, все погибшие в Талхайме, Аспарне-Шлётце и Шёнеке-Килианштедтене являлись жителями одного поселения, уничтоженного в результате военного набега. Это предположение также получило подтверждение в результате анализа образцов изотопа стронция, взятых из зубной эмали черепов погибших.
Характер повреждений, нанесенных оружием нападавших, свидетельствует о том, что в большинстве случаев те принадлежали к той же археологической культуре, что и их жертвы. Иначе говоря, речь в данном случае идет о конфликтах соседей, занимавших общую экологическую нишу. Поражает жестокость нападавших, не делавших различия между мужчинами, женщинами, детьми и стариками.
В Херцхайме мы видим другую картину. Обнаруженные здесь следы насилия являлись результатом не единственной целенаправленной акции агрессии, а целой череды подобных акций. И осуществлялись они на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий. Погибшие здесь люди были представителями другой культуры и, соответственно, придерживались другого образа жизни. Возможно, с этой особенностью их происхождения следует связать практиковавшиеся в их отношении ритуалы, связанные не только с убийствами пленных, но и с предполагаемым поеданием их останков.
Литература:
- Наталья Резник, «Пастораль». «Троицкий вариант» №22(191), 3 ноября 2015 года.
- Christensen J. Warfare in the European Neolithic. // Acta Archaeologica 2004, vol. 75 p. 129–156.
- Keeley L., Golitko M. Beating ploughshares back into swords: warfare in the Linearbandkeramik. // Antiquity 2007, vol. 81, p. 332–342.
- Thorpe I. J. N. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare. // World Archaeology 2003, vol. 35, p. 145–165.
- Wild E. M. Neolithic massacres: Local skirmishes or general warfare in Europe? // International Radiocarbon Conference, 01.09.2003, Wellington, New Zealand, 2004. P. 377–385.
Первобытная война:
- Почему люди воюют
- Масштаб трагедии
- Тактика каменного века
- Памятники геноцида
- Вооружение
- Междоусобицы и осады
- Древнейшее поле битвы