Около 4000 года до н. э. развитие городов-государств Древнего Шумера привело к началу военных конфликтов между ними. Сражения велись за контроль над торговыми и транспортными путями по Тигру и Евфрату, месторождения полезных ископаемых, ключевые оросительные каналы. Силой разрешались пограничные и династические споры. Сотни лет непрерывных войн стимулировали развитие военного дела — именно шумерская цивилизация создала первую регулярную армию в истории человечества.
Комплекс вооружения шумерского воина раннединастического периода (приблизительно 2750–2315 годы до н. э.) известен современным историкам по крайне ограниченному набору косвенных археологических источников. При их изучении нельзя с полной уверенностью определить степень художественного вымысла или стилизации. В частности, нет возможности определить материал и окраску оружия и экипировки. Тем не менее комплексный анализ позволяет в общих чертах обрисовать внешний облик воинов древнейшей армии: копейщиков, щитоносцев, секироносцев и других бойцов из войска типичного шумерского города-государства.
Комплекс вооружения шумерского воина раннединастического периода (приблизительно 2750–2315 годы до н. э.) известен современным историкам по крайне ограниченному набору косвенных археологических источников. При их изучении нельзя с полной уверенностью определить степень художественного вымысла или стилизации. В частности, нет возможности определить материал и окраску оружия и экипировки. Тем не менее комплексный анализ позволяет в общих чертах обрисовать внешний облик воинов древнейшей армии: копейщиков, щитоносцев, секироносцев и других бойцов из войска типичного шумерского города-государства.
Вооружение и части снаряжения
шумерских воинов обозначены значками-маркерами.
|
Шлемы
Голову шумерского воина защищал глубокий шлем с открытым лицом и полусферической или куполовидной тульей. В одно и то же время в разных частях Шумера существовало несколько разновидностей одного типа шлема. Как минимум выделяется две разновидности наголовья. Первую из них мы видим на «Штандарте из Ура», вторую — на так называемой Стеле коршунов. Для крепления подшлемника шлем имел ряд отверстий по нижнему краю.
Подшлемник представлял собой шапочку из толстой кожи или войлока и предназначался для дополнительной защиты головы от деформации шлема при ударе по нему. Шлемы рядовых бойцов отливались или выковывались из меди, фигурные наголовья представителей военной аристократии — из золота или природного сплава золота и серебра, известного под названием электрум.
Подшлемник представлял собой шапочку из толстой кожи или войлока и предназначался для дополнительной защиты головы от деформации шлема при ударе по нему. Шлемы рядовых бойцов отливались или выковывались из меди, фигурные наголовья представителей военной аристократии — из золота или природного сплава золота и серебра, известного под названием электрум.
Золотой шлем-корона правителя
города Ур по имени Мескаламдуг.
Бывший экспонат музея в Багдаде.
Ныне утерян
|
«Каменный шлем» неизвестного
шумерского правителя (лугаля).
Британский музей
|
Изображения военных предводителей
из городов Мари (слева) и Ура (справа) в
боевых шлемах.
|
Шлемы на головах мёртвых воинов у
входа в гробницу Пу-аби из Ура.
Из книги Л. Вулли «Ур халдеев»,
1934 год
|
Раздавленная голова «вечного
стража» из гробницы Пу-аби в Уре.
Британский музей
|
Под подбородком шлем фиксировался кожаным ремешком, который проводился внутри шлема и крепился медными заклёпками или узлами на ремне внутри него. Некоторые историки считают возможным вариант крепления в виде наружной протяжки кожаного ремешка или верёвки.
Все известные шумерские источники показывают нам сражающихся или вооружённых людей только в шлемах. Возможно, каждый воин снабжался дорогостоящим медным или бронзовым шлемом. Также не исключено, что кроме металлических шлемов у шумеров имелись и намного более дешевые кожаные. Впрочем, может быть и так, что обязательный на изображениях шлем не более чем явный визуальный атрибут воина, а в действительности распространённость шлемов (особенно из металлов) была куда меньшей.
Источники показывают существование у шумеров различных видов туник — от простых набедренных повязок из ткани или шкуры до шитых юбок сложного кроя. Лёгкая пехота, как правило, носила короткие набедренные повязки (до середины бедра) из прямоугольного куска шерстяной или льняной ткани. Кроме того, в качестве материала была распространена обработанная овечья шкура шерстью наружу. Скорее всего, повязки и юбки не окрашивались и имели грязно-белый цвет.
Копьеносцы и офицеры изображены в более длинных (примерно закрывавших колени), вероятно, кроёных и сшитых юбках. Иногда юбка имела поддерживающий ремень наискось через плечо, сделанный из того же материала, что и она сама. Для длинных юбок также использовали шерстяную или льняную ткань, равно как и овечью шкуру мехом наружу.
Меховые юбки, скорее всего, имели натуральный цвет, а тканевые могли быть без окраски или выкрашены одним из доступных натуральных красителей.
Все известные шумерские источники показывают нам сражающихся или вооружённых людей только в шлемах. Возможно, каждый воин снабжался дорогостоящим медным или бронзовым шлемом. Также не исключено, что кроме металлических шлемов у шумеров имелись и намного более дешевые кожаные. Впрочем, может быть и так, что обязательный на изображениях шлем не более чем явный визуальный атрибут воина, а в действительности распространённость шлемов (особенно из металлов) была куда меньшей.
Одежда — обычная и защитная
Источники показывают существование у шумеров различных видов туник — от простых набедренных повязок из ткани или шкуры до шитых юбок сложного кроя. Лёгкая пехота, как правило, носила короткие набедренные повязки (до середины бедра) из прямоугольного куска шерстяной или льняной ткани. Кроме того, в качестве материала была распространена обработанная овечья шкура шерстью наружу. Скорее всего, повязки и юбки не окрашивались и имели грязно-белый цвет.
Копьеносцы и офицеры изображены в более длинных (примерно закрывавших колени), вероятно, кроёных и сшитых юбках. Иногда юбка имела поддерживающий ремень наискось через плечо, сделанный из того же материала, что и она сама. Для длинных юбок также использовали шерстяную или льняную ткань, равно как и овечью шкуру мехом наружу.
Меховые юбки, скорее всего, имели натуральный цвет, а тканевые могли быть без окраски или выкрашены одним из доступных натуральных красителей.
Мужские юбки из ткани и овчины
(возможна имитиция овчины).
Панель мира «Штандарта из Ура». Британский
музей
|
Мужчины в юбках с рельефа правителя
города Лагаш по имени Ур-Нанше.
Музей Лувра
|
Статуэтка правителя города Лагаш
Эаннатума в длинной меховой юбке жреца.
Музей Лувра
|
Туники, больше закрывавшие тело, на бёдрах фиксировались при помощи верёвок, кушаков из ткани или широких кожаных поясов. Нижний край тканевой юбки или туники часто имел вырезы в виде треугольных зубцов, имитируя пряди на овечьей шкуре.
Нельзя исключать использования наряду с кожаными плащами и кожаных защитных юбок. Вероятнее всего, их носили профессиональные воины из постоянных царских и храмовых дружин, а не большинство бойцов ополчения.
Воины первых рядов шумерской пехотной фаланги нуждались в лучшем защитном снаряжении, чем все прочие: при сближении с войском противника они находились под обстрелом вражеских пращников и лучников. В рукопашном бою главной заботой копьеносцев первых рядов было сохранение строя. Стеснённый с обеих сторон соседями по боевому строю, воин первых рядов был ограничен в возможности маневрировать и отражать удары врага.
Нельзя исключать использования наряду с кожаными плащами и кожаных защитных юбок. Вероятнее всего, их носили профессиональные воины из постоянных царских и храмовых дружин, а не большинство бойцов ополчения.
Воины первых рядов шумерской пехотной фаланги нуждались в лучшем защитном снаряжении, чем все прочие: при сближении с войском противника они находились под обстрелом вражеских пращников и лучников. В рукопашном бою главной заботой копьеносцев первых рядов было сохранение строя. Стеснённый с обеих сторон соседями по боевому строю, воин первых рядов был ограничен в возможности маневрировать и отражать удары врага.
Выход нашли в прообразе всех тяжёлых доспехов более поздних времён — защитном плаще из толстой ткани (возможно, войлока) или кожи. Тканевые или войлочные плащи, скорее всего, были естественного грязно-белого цвета. Кожаные плащи сохраняли естественный цвет или окрашивались какой-либо краской.
В текстах Уруинимгины (правителя города Лагаш) при описании защитного снаряжения упоминается «кожа блестящая», что говорит о высоком уровне технологии выделки кожи. Для дополнительной защиты на плащах крепились круглые медные диски или многочисленные более мелкие заклёпки.
Щиты
Самый спорный момент в исследовании шумерского военного дела — форма, материал и тактическое использование щитов. Из всех доступных специалистам источников лишь «Стела коршунов» показывает строй тяжеловооружённой пехоты, который с большой долей условности именуют «шумерской фалангой».
Шумерские щитоносцы,
изображённые на так называемой Стеле коршунов.
Лувр, Париж
|
Мы можем только догадываться о том, насколько обязательным было присутствие щитоносцев на поле боя. Логика развития военного дела подсказывает, что по-настоящему полезное оружие быстро перенимается всеми, кто имеет информацию о нём. Трудно предположить, что кто-то сможет долго противостоять войску врага, не имея адекватного комплекса вооружений.
Шумерские города-государства могли воевать друг с другом на протяжении многих поколений, как, например, Умма и Лагаш. Вероятнее всего, воины со щитами были частью любого шумерского войска, а тот факт, что они зафиксированы не всеми доступными нам источниками, объясняется как скудностью таковых, так и художественным замыслом древних художников. Возможно, существовал некий канон описания разных моментов сражения и сцены «торжества над поверженным врагом», не предусматривавший наличия в них тяжёлой щитоносной пехоты.
Как бы то ни было, сильная стилизация образов воинов позволяет существовать нескольким трактовкам изображения щитов. Первоначально считалось, что в первом ряду «фаланги» каждый из воинов держал двумя руками большой тяжёлый деревянный щит, обтянутый кожей и усиленный медными дисками или заклёпками. Однако даже среди сторонников этой теории нет единого мнения о том, сколько именно человек держало один щит.
Шумерские города-государства могли воевать друг с другом на протяжении многих поколений, как, например, Умма и Лагаш. Вероятнее всего, воины со щитами были частью любого шумерского войска, а тот факт, что они зафиксированы не всеми доступными нам источниками, объясняется как скудностью таковых, так и художественным замыслом древних художников. Возможно, существовал некий канон описания разных моментов сражения и сцены «торжества над поверженным врагом», не предусматривавший наличия в них тяжёлой щитоносной пехоты.
Как бы то ни было, сильная стилизация образов воинов позволяет существовать нескольким трактовкам изображения щитов. Первоначально считалось, что в первом ряду «фаланги» каждый из воинов держал двумя руками большой тяжёлый деревянный щит, обтянутый кожей и усиленный медными дисками или заклёпками. Однако даже среди сторонников этой теории нет единого мнения о том, сколько именно человек держало один щит.
Предположительно деталь щита из
гробницы правителя Мескаламдуга из города Ур.
Британский музей, Лондон
|
Позднее появилась другая теория, которая трактует рельеф на «Стеле коршунов» как изображение боевой формации «шумерской фаланги», развёрнутой и в ширину, и в длину строя. В первом или первых рядах стоят щитоносцы, причём размеры и форма щита позволяют держать его одной рукой. Здесь также есть две точки зрения. Первая заключается в том, что щитоносец держал в одной руке щит, а в другой копьё. Вторая же указывает на сохранившийся в массе прочих источников и распространённый от Междуречья до Греции способ ношения щита с закреплением его на ремне на груди. Во втором случае воин держит копьё двумя руками и при этом его туловище защищено щитом. Такая защита может быть эффективной только в плотном пешем построении.
Судя по доступным шумерам технологиям, щиты могли изготавливаться из скреплённых между собой деревянных досок либо из основы, плетённой из прутьев, и нескольких слоев жёсткой кожи. Большинство историков сходятся во мнении, что снаружи был слой кожи. Сам щит был усилен или скреплён при помощи нескольких вертикальных рядов медных дисков неизвестного нам размера.
Боевой топор был самым простым и доступным, а потому наиболее распространённым оружием ближнего боя в Шумере. Головка топора, отлитая из меди или бронзы, варьировала разновидности одной типовой формы и насаживалась на прямую или фигурную рукоять. Не исключено, что при изготовлении боевых топоров для знати использовались золото и электрум. Для фиксации головки на рукояти использовался клин, который забивали с верхнего торца. Рукоять могла украшаться и одновременно усиливаться кольцами из золота или серебра.
Судя по доступным шумерам технологиям, щиты могли изготавливаться из скреплённых между собой деревянных досок либо из основы, плетённой из прутьев, и нескольких слоев жёсткой кожи. Большинство историков сходятся во мнении, что снаружи был слой кожи. Сам щит был усилен или скреплён при помощи нескольких вертикальных рядов медных дисков неизвестного нам размера.
Топоры, молоты, секиры и булавы
Боевой топор был самым простым и доступным, а потому наиболее распространённым оружием ближнего боя в Шумере. Головка топора, отлитая из меди или бронзы, варьировала разновидности одной типовой формы и насаживалась на прямую или фигурную рукоять. Не исключено, что при изготовлении боевых топоров для знати использовались золото и электрум. Для фиксации головки на рукояти использовался клин, который забивали с верхнего торца. Рукоять могла украшаться и одновременно усиливаться кольцами из золота или серебра.
Боевой топор правителя города Ур
Мескаламдуга.
Британский музей, Лондон.
|
Головка бронзового шумерского
боевого топора, ок. 2500 до н.э.
Гарвардский художественный музей,
Кембридж.
|
Головка бронзового аккадского
боевого топора, ок. 2340–2200 до н. э.
Калифорнийский музей древнего
искусства, Лос-Анджелес.
|
Шумерские воины с боевыми топорами.
Панель войны «Штандарта из Ура».
Британский музей, Лондон.
|
Ещё одним ударным типом оружия в арсенале шумерского воина были боевые молоты с ударной частью в форме плоского в сечении клюва. Ни размерами, ни предназначением, ни технологией изготовления они не отличались от боевых топоров. Возможно, именно теслообразные шумерские молоты были наиболее эффективными в борьбе против неплохо защищённых тяжёлых пехотинцев.
Головки шумерских бронзового и
золотого боевых молотов из Царских гробниц Ура.
Британский музей, Лондон
|
Кроме топоров и молотов шумеры использовали и более крупные по размеру серповидные секиры, две из которых были найдены в Царских гробницах города Ура. В военных отчётах более позднего периода, когда в Шумере существовало единое государство под властью III династии правителей Ура, секироносцы упоминаются довольно часто. В частности, известно, что они составляли до трети от общего числа воинов, и их количество обычно равнялось численности копейщиков.
Бронзовая секира стражника из
гробницы Пуаби в Уре.
Британский музей, Лондон
|
Воин из города Киш с секирой в
руках.
Гарвардский художественный музей,
Кембридж.
|
Бронзовая секира «сирийского типа»
из шумерского города Ур.
Коллекция Национального музея Ирака, Багдад
|
Булава — первое оружие, которое человек придумал для борьбы с себе подобными. Как известно, булава проста в изготовлении, высокоэффективна и представляет собой шарообразную каменную или медную головку, насаженную на деревянную рукоять. Медные шлемы шумерских воинов предназначались прежде всего для защиты от булавы и боевого каменного топора. Распространение медных шлемов почти вытеснило булаву из арсенала шумерской пехоты, так как она предназначалась в первую очередь для нанесения ударов по голове.
Шумерское божество с булавой,
изображённое на так называемой
Стеле коршунов.
Лувр, Париж.
|
Наконечники каменных булав
из шумерских городов Сиппар (слева)
и Лагаш (справа).
Британский музей, Лондон.
|
Дротики, пращи и луки
Из всего комплекса метательного оружия Древнего Шумера наиболее популярными были дротики. Это связано с тем, что более дальнобойные средства (лук или праща) плохо подходили для условий Междуречья. Лук и праща — оружие охотничьих и скотоводческих обществ, требующее многолетней постоянной подготовки воинов, а большинство населения Шумера составляли земледельцы. В условиях большей профессионализации военного дела ситуация могла измениться в сторону увеличения численности лучников и пращников, но в раннединастический период она была именно такой.
Судя по находкам наконечников, дротик представлял собой миниатюрное метательное копьё. Дротиками вооружались лёгкие пехотинцы-застрельщики, задачи которых, видимо, вполне соответствовали более поздней военной традиции: атака в рассыпном строю флангов противника, уничтожение вражеских застрельщиков, предварительная атака строя тяжёлой вражеской пехоты, а также преследование отступающего врага и захват пленных. Аналогично боевому копью наконечники и кольцевые втулки дротиков отливались из меди или бронзы.
Оригинальный медный наконечник
дротика (вверху)
и его современная реконструкция,
около 2600 года до н. э.
Британский музей, Лондон.
|
Наконечники дротиков и крюки
неизвестного назначения из города Ур.
Британский музей, Лондон.
|
Наконечники дротиков и крюки
неизвестного назначения из города Ур.
Британский музей, Лондон.
|
Стоит отдельно отметить, что дротиками были вооружены воины на боевых повозках. Сочетание большого запаса дротиков и мобильности боевой повозки позволяло её экипажу наносить врагу больший урон, чем тот, что наносили одиночные воины с дротиками.
По всей территории Шумера археологи обнаружили множество прочных глиняных шариков (обожжённых или высушенных на солнце), которые большинство специалистов расценивают как снаряды для пращи. Хотя использование пращи требует большой ловкости и натренированности, само это оружие очень простое в изготовлении. При массовом участии в бою пращников эффект мог быть достаточным для использования их в качестве застрельщиков. Скорее всего, пращниками становились или самые бедные, или молодые бойцы сельских ополчений.
По всей территории Шумера археологи обнаружили множество прочных глиняных шариков (обожжённых или высушенных на солнце), которые большинство специалистов расценивают как снаряды для пращи. Хотя использование пращи требует большой ловкости и натренированности, само это оружие очень простое в изготовлении. При массовом участии в бою пращников эффект мог быть достаточным для использования их в качестве застрельщиков. Скорее всего, пращниками становились или самые бедные, или молодые бойцы сельских ополчений.
Шумерские керамические снаряды к
праще.
Из частной коллекции
|
До завоевания Шумера воинством аккадского царя Саргона Древнего источники не зафиксировали ни одного изображения массового применения лука в полевом сражении. С одной стороны, это связано с нехваткой в Шумере качественной древесины, с другой — с тем фактом, что дальности и пробивной силы обычного шумерского лука было недостаточно для того, чтобы наконечник стрелы проник через кожаные или войлочные плащи либо перекрёстные ленты нагрудной защиты. В то же время зафиксировано использование шумерами лука как охотничьего оружия. Земледельческая или городская жизнь большинства шумеров и нехватка древесины не позволили создать мощный лук, пригодный к массовому применению в военном деле. Тем не менее отрицать наличие лучников в шумерском войске мы не можем. Скорее всего, профессиональные охотники с луками были частью ополчения.
Сцена битвы с изображением лучника
из царства Мари.
Гарвардский художественный музей,
Кембридж.
|
Несмотря на ограниченное участие шумерских лучников в военных конфликтах, они не играли такой значительной роли, как аккадские стрелки Саргона Древнего. Массированное применение последним лучников позволило ему так быстро уничтожить закалённые в междоусобных боях шумерские дружины, что те не успели ничего противопоставить новой военной тактике.
Стела с изображением «королевской
охоты на львов».
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад
|
Боевые повозки
Шумерское изобретение колесницы следует отнести к числу главных военных новшеств в истории. Шумерская колесница обычно была четырёхколесной, хотя существовали и двухколёсные экземпляры. Более точно это транспортное средство называют боевой повозкой из-за отсутствия многих усовершенствований, которые впоследствии сделали его эффективным в бою. Возница не мог полностью контролировать четвёрку запряжённых в колесницу онагров. Большой вес, нестабильность и слабая манёвренность ограничивали наступательные возможности шумерских боевых повозок.
Сцена атакующих шумерский боевых
повозок. «Штандарт из Ура»,
Панель войны. Британский музей,
Лондон.
|
Медная модель четырёхколесной
боевой повозки из Ура.
Британский музей, Лондон.
|
Современная художественная
реконструкция
шумерской четырёхколесной боевой
повозки.
Художник — Ангус МакБрайд.
|
Бронзовая модель двухколёсной
шумерской повозки.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад
|
Малая боевая повозка на каменной
палетке из города Ур.
Коллекция Национального музея Ирака, Багдад
|
Современная художественная
реконструкция
шумерской двухколёсной боевой
повозки.
Художник — Джонни Шумат.
|
Войско правителя шумерского города
Лагаш.
Художник — Ангус МакБрайд.
|
Непосредственно в кузове находилось два человека: возница и воин. Чтобы повозка свободно маневрировала и могла преодолевать препятствия, требовались усилия ещё четырёх человек, которые были к ней «прикреплены» и передвигались пешком. Шумерские колесничие были вооружены дротиками, топорами и, вероятнее всего, использовались для нанесения изматывающих ударов по пехотным отрядам противника, уничтожения застрельщиков и преследования разгромленного врага. Некоторые историки не исключают возможности использования боевых повозок в качестве транспорта для тяжёлой пехоты.
Один из источников указывает, что у правителя государства Умма был элитный отряд, состоявший из 60 боевых повозок. Это единственное указание на их количество, которое могло состоять на вооружении одного города-государства. В то время как каждое государство могло содержать лишь несколько десятков этих орудий войны, могущественный правитель Лугальзагеси, завоевавший весь южный Шумер, мог использовать около 600 боевых повозок. Для этого ему нужны были ресурсы всех зависимых от него городов-государств.
Копьё было основным оружием межплеменных и раннегосударственных конфликтов начиная с эпохи палеолита. Мужчину, вооружённого лишь им одним, уже можно было расценивать как снаряжённого воина. Сама формация построения шумерских воинов на поле боя, а также их тактика исходят из главенствующей роли копья в сражении. Имеющиеся источники показывают нам короткие боевые копья, состоящие из трёх частей: деревянного древка длиной чуть выше человеческого роста (примерно на 30 см), медной кольцевой втулки крепления наконечника и самого бронзового или медного наконечника.
Один из источников указывает, что у правителя государства Умма был элитный отряд, состоявший из 60 боевых повозок. Это единственное указание на их количество, которое могло состоять на вооружении одного города-государства. В то время как каждое государство могло содержать лишь несколько десятков этих орудий войны, могущественный правитель Лугальзагеси, завоевавший весь южный Шумер, мог использовать около 600 боевых повозок. Для этого ему нужны были ресурсы всех зависимых от него городов-государств.
Копья
Копьё было основным оружием межплеменных и раннегосударственных конфликтов начиная с эпохи палеолита. Мужчину, вооружённого лишь им одним, уже можно было расценивать как снаряжённого воина. Сама формация построения шумерских воинов на поле боя, а также их тактика исходят из главенствующей роли копья в сражении. Имеющиеся источники показывают нам короткие боевые копья, состоящие из трёх частей: деревянного древка длиной чуть выше человеческого роста (примерно на 30 см), медной кольцевой втулки крепления наконечника и самого бронзового или медного наконечника.
Копьё и дротик из гробницы
правителя Мескаламдуга из города Ур.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад.
|
На верхнюю часть древка надевалось медное кольцо, после чего наконечник с острой нижней частью вбивался в торец верхней части копья. Некоторые копья имели в нижней части наконечника отверстия, через которые (после того как наконечник забивался в торец) в древко забивались медные гвозди. Возможен и другой вариант, когда в заранее определённых местах древка сверлили сквозные отверстия, а после их совпадения с отверстиями в наконечнике в них (то есть сквозные совпавшие отверстия) вбивались деревянные штифты.
Медный наконечник копья
из гробницы правителя Мескаламдуга из города
Ур.
Лувр, Париж
|
Пара медных наконечников копий
воинов,
погребённых у входа в гробницу
Пуаби в Уре.
Британский музей, Лондон.
|
Медный наконечник копья
из гробницы правителя Мескаламдуга
из города Ур.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад.
|
Некоторые специалисты считают, что изображение копий с коротким древком может быть условностью, так как на некоторых из них ясно видно, что воины держат свои копья обеими руками. Согласно этой версии, речь идёт даже не о копье, а о пике длиной около 3 м.
Однако, несомненно, использовались и короткие копья, так как воины на «Штандарте из Ура» держат копьё и боевой топорик одновременно, что было бы затруднительно при слишком большой длине копья. Кроме того, длину копий «вечных стражей» из так называемых Царских гробниц города Ура легко определить по скрепляющим древко медным и золотым кольцам.
Однако, несомненно, использовались и короткие копья, так как воины на «Штандарте из Ура» держат копьё и боевой топорик одновременно, что было бы затруднительно при слишком большой длине копья. Кроме того, длину копий «вечных стражей» из так называемых Царских гробниц города Ура легко определить по скрепляющим древко медным и золотым кольцам.
Шумерские копьеносцы шествуют за их
предводителем на боевой повозке.
Фрагмент «Стелы коршунов». Лувр, Париж
|
Считается более вероятным, что относительно короткие копья были самым распространённым вариантом этого типа оружия. Хотя безлесный Шумер был вынужден выторговывать или отнимать у соседей буквально каждый кусок дерева, вряд ли самое распространённое и важное оружие пехоты обходилось шумерским общинам слишком дорого. В среднем город-государство мог экипировать и содержать около 600 воинов, на долю копьеносцев обычно приходилось около трети от этого числа. Несколько сот длинных и прочных копий были дорогим удовольствием для небольших экономик шумерских городов-государств. С другой стороны, эти люди никогда не экономили на войне, поэтому весьма вероятным представляется наличие в шумерских армиях подразделений наподобие македонских сариссофоров или швейцарских пикинеров.
Кинжалы и мечи
Медные или бронзовые кинжалы с типичной листовидной формой лезвия были оружием для добивания врага или прямой рукопашной схватки. Рукоять обычных кинжалов массового производства выполнялась из дерева, у военной аристократии — из лазурита или других поделочных камней. Вместе с серповидным мечом кинжал можно причислить к оружию профессионального воина. «Штандарт из Ура» показывает нам воина, стоящего в первых рядах и вооружённого только кинжалом, а знатного воина или полководца — с кинжалом и серповидным мечом в обеих руках. Само наличие боевого ножа или кинжала свидетельствует об устойчивой традиции фехтования подобным оружием.
Кинжал из «Царских гробниц» из
города Ур.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад
|
Кинжал из «Царских гробниц» из
города Ур.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад
|
Пара кинжалов из «Царских гробниц»
из города Ур.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад
|
Кинжал из «Царских гробниц» из
города Ур.
Коллекция Национального музея
Ирака, Багдад
|
Самое раннее изображение широко распространённого в Междуречье серповидного меча мы видим на всё том же «Штандарте из Ура», где он передан весьма условно. Изображение не позволяет делать однозначных выводов о форме меча, к тому же до нас не дошёл ни один образец. Как и у другого подобного оружия, рукоять могла изготавливаться из камня, дерева и обтягиваться кожей. Формы и размеры кинжалов и мечей диктовались свойствами материала (меди или бронзы).
Шумерские воины с кинжалами и
серповидным мечом.
Панель войны «Штандарта из Ура».
Британский музей, Лондон
|
В более позднем вавилонском и ассирийском искусстве серповидный меч изображался как символ власти, став неизменным атрибутом божеств и правителей. Можно ли переносить эту традицию на шумерские реалии, неясно.
Считается, что знаменитый древнеегипетский меч хопеш не что иное, как одна из разновидностей традиционного месопотамского серповидного меча, который восходит к некоему шумерскому прародителю.
Бронзовый серповидный меч царя
Ассирии Ададнирари I.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
|
Максим Ферапонтов