Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Голландская Ост-Индская компания и развитие торговых связей в Азии

Для тех, кто изучает японскую историю, Голландская Ост-Индская компания всегда будет ассоциироваться с небольшим торговым постом на искусственном острове Дэдзима в гавани Нагасаки, где торговцам приходилось подчиняться законам сёгуната Токугава, ограничивающим контакты с внешним миром. В действительности же Дэдзима была лишь одной из множества факторий этой компании, соединившей многие страны Юго-Восточной Азии сетью морских торговых путей в XVII-XVIII веках.
В этой статье я буду говорить о «Морской Азии» – регионе, включающем страны, расположенные в акватории Японского, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей, Бенгальского залива и морей, омывающих Индонезию и Филиппины. Благодаря сезонным ветрам, возникающим из-за разницы температур воды и воздуха, в этом густонаселённом и экономически активном районе, включающем также южное побережье Китая и Японию, на протяжении веков процветала морская торговля. В XVII и XVIII веках ключевую роль в поддержании этих торговых связей и создании торговой сети, охватившей почти весь этот регион, сыграла Голландская Ост-Индская компания.

Период существования этой компании, с 1602 по 1799 год, совпадает с первыми двумя веками правления сёгунов Токугава в Японии. С 1630-х годов, когда сёгунат установил строгие правила заморской торговли (часто называемые «изоляцией Японии»), Ост-Индская компания была единственной европейской организацией, получившей право прямой торговли с Японией. Можно было бы подумать, что это, учитывая различные ограничения и запреты, введенные Китаем, способствовало лёгкому обогащению компании, пользовавшейся своей привилегией торговать в спокойных водах региона. В действительности же Восточно-Китайское море вовсе не было спокойным. Различные компании, синдикаты и государства соперничали за контроль над торговыми путями, и это соперничество подчас приводило к жестоким столкновениям. Эти «неспокойные воды» и стали ареной расширения Ост-Индской компании, чья торговая сеть охватила территорию от Восточно-Китайского моря до Бенгальского залива. Ниже я рассмотрю вклад Голландской Ост-Индской компании в региональную торговлю морской Азии в начале Нового времени, а также в динамично развивавшееся экономическое и культурное взаимодействие, ставшее возможным благодаря этой торговле.

Начало: торговля пряностями и Индия

В 1595 году синдикат, состоящий из девяти богатых амстердамских купцов, отправил первый флот торговых кораблей на Восток с целью получения прибыли от прямых поставок дорогостоящих азиатских товаров. Эта экспедиция показала коммерческий потенциал таких предприятий, и вскорости образовалось около двадцати торговых компаний, импортирующих мускатный орех, шелуху мускатного ореха и гвоздику с Молуккских островов в Индонезийском архипелаге, известных также как Острова пряностей. Опасаясь падения доходности из-за чрезмерной конкуренции, голландское правительство в 1602 году создало на основе этих синдикатов «Объединённую компанию Восточной Индии» (Vereenigde Oost-Indische Compagnie).

Первый постоянный торговый пост Ост-Индской компании появился в провинции Бантен на Яве в 1603 г. В 1605 г. была построена крепость в г. Амбон в Молукке, ставшая штаб-квартирой компании в борьбе с английскими, испанскими и португальскими торговцами, и позволившая постепенно установить контроль над местными властями отчасти за счёт военной силы, отчасти путём политических манипуляций. Голландцы пытались силовым способом увеличить производство ценных специй в некоторых регионах, но вскоре поняли неэффективность таких методов и признали необходимость экономических стимулов, после чего занялись ввозом в эти регионы товаров, пользующихся большим спросом.

Зная о постоянном высоком спросе на индийские крашеные ткани на Молуккских островах и по всей Индонезии, Ост-Индская компания расширила торговую сеть на территорию Индии. Несмотря на противодействие португальцев, которые раньше голландцев обосновались на континенте, компании удалось договориться с местными правителями об устройстве факторий, то есть торговых постов, в Петапули, Масулипатнаме (сегодняшний Мачилипатнам), Пуликате, Негапатаме (сейчас Нагапаттинам) и Хугли. Голландцы сосредоточили свои усилия в основном на Коромандельском побережье, где производился крашеный текстиль, в итоге сделав побережье центром торговли тканями Ост-Индской компании.

Расширение торговой сети: торговля с Китаем и Японией

С самого начала Ост-Индская компания выбрала в качестве своей базы Яву, рассчитывая, что остров будет служить транзитным пунктом не только для кораблей, пересекающих Индийский океан в направлении Молуккского архипелага, но и для тех судов, которые направляются в Китай через Южно-Китайское море. Несмотря на строгие ограничения, введенные правительством династии Мин на заход иностранных торговцев в китайские порты, португальцы получили разрешение от местных властей и с 1557 года обосновались в Макао. Португальские купцы в Макао получали баснословные прибыли, продавая китайский шёлк в Японию через порт Нагасаки и возвращаясь с грузом японского серебра. Ост-Индская компания тоже хотела поучаствовать в этой торговле.

В 1619 году, воспользовавшись своей базой Бантене, столице одноименного султаната, голландцы захватили входившее в состав султаната княжество Джакатра (современная Джакарта), переименовали её в Батавию и перенесли туда штаб-квартиру Ост-Индской компании в Азии. Оттуда они продолжили свои попытки установить контроль над торговлей с Молуккским архипелагом, одновременно попытавшись наладить отношения с Китаем. Голландцы активно вели переговоры с властями китайской провинции Фуцзянь, добиваясь разрешения открыть собственную факторию на китайском побережье, но португальцам удалось помешать этому, и Ост-Индская компания обратила своё внимание на торговлю с Японией.

Сначала сёгунат Токугава с энтузиазмом воспринял предложение голландцев наладить торговые связи, увидев в этом возможность нейтрализовать португальцев, прочно закрепившихся в Нагасаки. В 1609 г., получив приглашение от Токугавы Иэясу через главу клана Мацуура, Ост-Индская компания открыла факторию в Хирадо, примерно в 80 км от Нагасаки. На тот момент Хирадо уже был важным центром торговли с южным побережьем Китая, и новая торговая фактория дала возможность голландцам открыть прибыльную торговлю, сохранив при этом безопасную дистанцию от португальцев в Нагасаки.

Морская Азия в XYII-XYIII в.в.

Морская Азия в XYII-XYIII в.в.
Золотой век пиратства

Сказанное выше подтверждает, что Китай был важнейшим государством в системе азиатской морской торговли, поэтому политические и экономические процессы именно в этой стране повлияли на развитие торговли в XVII веке. Чтобы понять причины этого явления, необходимо обратиться к более раннему времени, когда в XVI веке правительство династии Мин, монополизировавшее торговлю с иностранцами с помощью системы императорских налогов, утратило контроль над торговлей в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Правительство Мин вынуждено было тратить огромные средства на снабжение войск, защищающих северные границы Китая от частых нападений монгольского Алтан-хана (1507-1582). При этом стандартным средством оплаты в регионе стало серебро, что породило огромный спрос на него. Серебро же Китай получал из двух источников.


Первым источником серебра для Китая были серебряные шахты в Америке, контролируемые испанцами. Когда в 1580-е годы испанские торговые галеоны начали перевозить серебро из Акапулько, находящегося на территории современной Мексики, в Манилу, торговцы из провинций Фуцзянь и Гуандун начали совершать ежегодные поездки в Манилу, возвращаясь с большими партиями серебра. Вторым источником серебра была Япония. Однако с тех пор, как правительство Мин прервало торговые связи с Японией, японское серебро могло попадать в Китай только в ходе незаконных операций, проводившихся т. н. вако (кит. вокоу), «японскими» пиратами и контрабандистами. Как объясняет Мураи Сёсукэ в первой статье этой серии (будет опубликована позднее, – прим. перев.), в конце периода Мин вако представляли собой группы торговцев, состоявшие преимущественно из китайцев, контрабандно ввозившие японское серебро в юго-восточные провинции Китая – Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун.

Прибыли, получаемые в результате этой торговли, позволили некоторым группам вако превратиться в мощные вооружённые коммерческие организации, обладавшие огромным влиянием на южном побережье. Тем временем постоянные поставки оружия и продовольствия к северным границам привели к появлению достаточно самостоятельных вооружённых сил на севере страны. К концу XVI века, когда империя Мин отчаянно сражалась с внешними угрозами, вооружённые организации приграничных регионов на севере и юго-востоке Китая вели оживлённую незаконную торговлю, в основе которой лежал импорт японского серебра. Одной из таких пиратских организаций была и Ост-Индская компания, избравшая в качестве своей базы Хирадо.

В первые несколько лет после основания фактории на Хирадо её деятельность была сосредоточена на ввозе в Японию шёлковой пряжи и текстиля из Китая через факторию в Патани на Малайском полуострове, а также оленьих шкур и сандалового дерева, использовавшегося для изготовления красной краски, из сиамского королевства Аютайя – всё это в обмен на японское серебро. Однако вскоре Хирадо обрёл более важную роль в стратегии компании. В 1613 г. Ост-Индская компания начала посылать провиант, оружие и даже японских воинов на Молуккские острова для размещавшихся там голландских войск, которые вели борьбу с англичанами и испанцами. Ост-Индская компания также посылала корабли против испанских и португальских судов у побережья Манилы и Макао, а также для перехвата китайских джонок. В период между 1616 и 1621 годами вооружённые корабли голландцев постоянно останавливались в Хирадо, чтобы загрузиться боеприпасами и выгрузить добычу. Компания продолжала пиратствовать до 1621 года, пока сёгунат не наложил запрет на эту деятельность из-за жалоб Испании и Португалии.

Иллюстрация к заголовку: Гравюра «Прибытие в гавань голландского корабля», изображающая корабль, производящий сигнальный выстрел при входе в порт (с веб-сайта Национальной парламентской библиотеки Японии)

Реконструированный вооружённый торговый корабль Ост-Индской компании «Принц Вильгельм», преф. Нагасаки (фотография предоставлена Jiji Press)
Торговая империя Чжэн и Тайвань

Хирадо был не самым удобным форпостом для торговли с Китаем не только из-за своего расположения, но и из-за официального запрета империи Мин на торговлю с Японией. С 1622 по 1624 гг. компания провела несколько вооружённых рейдов на Макао и Пескадорские острова (Пэнху) к западу от Тайваня, пытаясь основать базу у южных берегов Китая, но их атаки были отбиты португальскими и китайскими войсками. В 1624 году компания получила от администрации провинции Фуцзянь разрешение на постройку форта Зеландия в Тайоване (сегодняшний Тайнань) на юго-западном берегу Тайваня, и вскоре торговая монополия голландцев распространилась на весь остров. Компания дошла до того, что вынудила китайских торговцев, лишившихся заработка в результате действий компании, организоваться в пиратские шайки, которые грабили корабли, курсирующие между провинцией Фуцзянь и Манилой.

Статуя Чжэн Чэнгуна (Коксинга) в форте Анпин, находящемся на месте старого голландского форта Зеландия. Коксинга родился в Хирадо от японской матери. Он считается национальным героем, освободившим остров от владычества европейцев.
Statue of Zheng Chenggong, or Koxinga, at Anping Fort, former site of the Dutch fortress Fort Zeelandia. Koxinga, who was born in Hirado to a Japanese mother, is revered as a national hero who liberated Taiwan from European rule.

Среди пиратов побережья Фуцзяни, которых поддерживала Ост-Индская компания, был Чжэн Чжилун (1604-1661), построивший большой флот и сосредоточивший в своих руках обширную власть и немалое богатство, нажитое незаконной торговлей. Администрация провинции Фуцзянь, неспособная более контролировать пиратство у своих берегов, обратилась к нему с предложением патрулировать акваторию. В 1628 году Чжэн был назначен адмиралом флота, базировавшегося в портовом городе Амой (современный Сямынь), и использовал свою должность для установления торговой монополии в провинции Фуцзянь.

До середины XVII века Чжэн и Ост-Индская компания получали огромные прибыли от незаконной торговли японским серебром, которое ввозилось в обмен на шёлковую пряжу. Чжэн торговал через свои базы в Амое и других портах Фуцзяни, а Ост-Индская компания – через форт Зеландия на Тайване (при этом китайские торговцы также везли японские мечи, доспехи и прочее военное снаряжение в Юго-Восточную Азию). Но политический переворот в Китае снова изменил структуру морской торговли в регионе.

В 1644 году пала династия Мин. Маньчжуры, народ Северо-Восточной Азии, набиравшие силу с конца XVI века, преодолели Шаньхайгуаньский проход, захватили Пекин и установили династию Цин. Вскорости они подчинили себе большую часть страны, но оставалась одна политическая сила, верная династии Мин и продолжавшая сопротивление из своей твердыни в юго-восточном Китае. Возглавлял её Чжэн Чэнгун (1624-1662), сын Чжэн Чжилуна и японской женщины, рождённый в Хирадо и известный на Западе как Коксинга (1624–1662).

Циньское правительство опасалось, что Коксинга использует влияние торговой империи Чжэн для заключения союзов с Японией и другими странами. Чтобы предотвратить это, был введен ряд беспрецедентно строгих запретов на морскую торговлю с внешним миром. В 1661 году правительство приказало всем жителям побережья Фуцзяни и Гуандуна переехать на 18-30 километров вглубь материка, тем самым превратив прибрежную зону в безлюдную территорию, изолирующую силы Коксинги.

Вынужденный искать другую базу для своих предприятий, в 1661 году Коксинга вторгся на Тайвань, а в 1662 г. вынудил голландцев сдать форт Зеландия, на чём и закончилось голландское господство на Тайване и участие Ост-Индской компании в торговле с Китаем. Поскольку военные действия уже заставили португальцев значительно снизить активность в регионе, внешняя торговля Китая временно приостановилась. В этот период тайваньское правительство Чжэн еще продолжало отправлять торговые джонки в порт Нагасаки и Юго-Восточную Азию, но Китай, потеряв доступ к жизненно важным источникам серебра, погрузился в полноценный экономический кризис.

Смена приоритетов: Южная и Юго-Восточная Азия

Упадок торговли Китая в XVII веке стал причиной изменений в производстве и торговой активности других стран. Для замещения китайского шёлка, пользовавшегося большим спросом в Японии, и Ост-Индская компания, и китайские торговцы под эгидой семьи Чжэн начали завозить в порт Нагасаки шёлк из Тонкина (северный Вьетнам) и Бенгалии. В 1641 году по приказу сёгуна торговая фактория Ост-Индской компании переместилась с Хирадо в Нагасаки. Компания начала торговать тонкинским шёлком в 1640-е, но уже в 1650-е торговля сошла на нет, и во второй половине века шёлковый бизнес сосредоточился в руках китайских торговцев. Пик торговли бенгальским шёлком пришелся на 1680-е годы, после чего пошел на спад, поскольку сёгунат ограничил объёмы продаж и цены, чтобы стимулировать производство шёлка в Японии. В середине XVIII века Ост-Индская компания полностью прекратила торговать шёлком.

Китайские и голландские торговцы нашли замену и китайскому фарфору, который Китай ранее экспортировал в огромных количествах. Со второй половины XVII и до начала XVIII века и Ост-Индская компания, и китайские купцы везли в порты Юго-Восточной Азии керамические изделия из центрального и южного Вьетнама, а также из Ариты на севере японского острова Кюсю. Фарфор из Ариты, который называли имари по названию порта отгрузки, удовлетворял спрос на качественные и дорогие изделия, тогда как вьетнамская керамика обеспечивала потребности в дешёвой продукции.

Ключевую роль в региональной торговле этого периода играла Батавия. Отбросив мечты о прямой торговле с Китаем, Ост-Индская компания решила превратить свою базу на востоке Явы в центр посреднической торговли. Получив контроль над портом в 1619 году, голландцы изгнали оттуда враждебно настроенное местное население и создали благоприятные условия для иммиграции. Особенно ценились китайские иммигранты, вначале в качестве строителей во время строительства города, а потом – как торговцы и сельскохозяйственные работники. Со временем китайская община Батавии обрела определённую автономию. Китайцы отвечали за приём китайских джонок и торговцев, привозивших фарфор и шёлк-сырец с южного побережья Китая, а также работу рынка, где те продавали свой груз. Так Ост-Индская компания по сути отдала торговлю с Китаем на откуп китайским торговцам, связав свою торговую сеть с их деловыми операциями.

Хотя большую часть экспортируемого японского серебра получал Китай, им торговали и по всему морскому побережью Азии. Ост-Индская компания начала экспортировать серебро в Тонкин и Аютайю в начале XVII века. В Аютайе голландские торговцы обменивали его на оленьи шкуры для китайского и японского рынков. Однако во второй половине XVII века почти всё японское серебро компания отправляла уже в Бенгалию, Коромандельское побережье и другие индийские центры производства текстиля.

Из всех видов индийского текстиля лучшим товаром с точки зрения Ост-Индской компании был коромандельский ситец – мягкая лёгкая крашеная хлопчатобумажная ткань. Эта ткань ценилась во всём мире за яркие невыцветающие оттенки замысловатых рисунков, выполненных в такой технике крашения, которую никто не мог воспроизвести. Ост-Индская компания заключала договора с местными властями и гильдиями красильщиков, добиваясь исключительного права покупки ситца, в основном за японское серебро.

В 1668 году сёгунат, встревоженный истощением ресурсов, запретил экспорт серебра, и Ост-Индская компания стала использовать в торговле между Японией и другими странами региона японское золото, а потом и медь. Экспорт компанией японской меди, в основном в страны Юго-Восточной и Южной Азии, более-менее стабильно продолжался всю вторую половину XVII века. Китайские джонки значительно увеличили объем вывозимой японской меди, основная часть которой шла в Китай для изготовления монет, использовавшихся для мелких расчётов.

Развитие потребительских рынков Китая

В 1684 году, сразу после падения режима Чжэн на Тайване, правительство империи Цинь отменило закон об отселении и запрет на заморскую торговлю. Количество китайских джонок, приходивших в Нагасаки, резко возросло, но всё же население южного побережья Китая уже привыкло к жизни в режиме отселения, и торговые схемы XVII века так и не восстановились.

На протяжении XVIII века население Китая быстро росло, концентрируясь в основном вокруг Пекина и городских центров в нижнем течении Янцзы. Это привело к развитию и изменению структуры потребления, в том числе и к росту спроса на деликатесы, ранее потреблявшиеся только во дворце. В результате с середины XVIII века Китай начал в больших количествах импортировать продукты питания и другие потребительские товары из Индонезии, с Филиппин и других стран, омываемых Южно-Китайским морем. Импортировался не только рис, но и такие деликатесы, как перец, съедобные птичьи гнёзда, акульи плавники и трепанг. Китай также зависел от внешних поставок ротанга и олова. Ротанговое дерево широко использовалось для изготовления недорогой мебели, а олово – для чайных ящиков, а также ритуальных денег, сжигаемых во время религиозных церемоний.

Континентальные и островные страны Юго-Восточной Азии быстро отреагировали на изменения китайского рынка, а политика Цинь ещё более стимулировала торговлю. В 1722 году правительство отменило налог на импорт риса из Юго-Восточной Азии, а в 1747 году разрешило китайским судостроителям работать за рубежом. Это привело к буму судостроения в Сиамском заливе и в дельте Меконга, где затраты на строительство кораблей были ниже, и к дальнейшему развитию торговли.

К концу XVIII века Китай импортировал рис из сиамского королевства Раттанакосин (которое появилось в 1782 году на месте разрушенной в 1767 г. Аюттайи) и южного Вьетнама, находившегося под властью Зя Лонга (Нгуен Ань), завоевавшего Сайгон в 1788 г. Вскоре китайские торговцы прочно осели вдоль рек Чаупхрая и Меконг. Основой их коммерции была скупка и отгрузка риса в этих регионах. В Брунее, Теренггану (Малайзия) и Риау (Индонезия) китайские поселенцы устроили обширные плантации перца, а китайские торговцы вывозили урожай в Китай. В таких центрах добычи олова, как Пхукет (юго-западное побережье Таиланда), западный берег Малайского полуострова и остров Банка (восточнее Суматры), китайские поселенцы сыграли важнейшую роль в разработке месторождений, производившейся с разрешения местных властей. Оловянную руду добывали китайские работники, присланные из Фуцзяни и Гуандуна. Для транспортировки в различные части континентальной и островной Юго-Восточной Азии морской и лесной продукции, добываемой местными жителями, были созданы порты в Риау и Сулу (южные Филиппины). Таким образом, регион реструктурировал свою торговлю под влиянием изменений китайского рынка.

Стремление к сладкой жизни

В середине XVII века, когда империя Цинь наложила ограничения на торговлю шёлком, в Японии начало развиваться собственное производство шёлковой пряжи, которая должна была возместить потери поставок из Китая. Когда японские производители научились производить высококачественную шёлковую нить, необходимую для местной текстильной индустрии, спрос на китайский шёлк упал. Одновременно, в связи с экономическим развитием и ростом городских потребительских рынков, вырос спрос на сахар. В XVIII веке уже не шёлк, а сахар был главным продуктом импорта из Китая. Голландцы сделали сахар основным продуктом производства в районе Батавии, и в XVIII веке достаточно большая доля производимого Ост-Индской компанией сахара уходила в Японию. Хотя в Японии XVIII века сахар всё ещё оставался деликатесным продуктом, импорта оказалось достаточно для развития кондитерских компаний, а растущий спрос на сладости, в свою очередь, привёл к появлению японских производителей сахара.

В начале XVIII века правительство сёгуната, обеспокоенное оттоком средств из страны, установило новые торговые ограничения. В 1715 году оно ввело квоту на количество голландских и китайских кораблей, заходящих в порт Нагасаки, а в 1730 г. наложило запрет на экспорт меди. Это привело к сокращению количества торговых судов в Нагасаки и угасанию портовой торговли. Одновременно с этим в морской Азии складывалась новая сеть торговых путей, ориентированная на растущую потребительскую экономику Китая.

Увеличение населения в Китае и развитие его потребительских рынков вызвало рост экспорта морепродуктов из Японии. Эти товары, среди которых были, например, сушёные водоросли и сушёные моллюски аваби (морское ушко), получили в Японии название тавара-моно («товары в соломенных мешках»), поскольку для их упаковки использовалась солома. Многие такие продукты производились на севере Японии, в том числе и в ранее не задействованном в торговле регионе Эдзо (Хоккайдо), что послужило стимулом для развития японских водных путей сообщения и расширения торговли с Эдзо.

Укие-э-принты Утагавы Куниеши (1797-1861), изображающие кимоно, изготовленное из хлопка сантех-джима. Эти ткани стали вершиной моды среди урбанистов Эдо с конца восемнадцатого века, поскольку рост хлопка стал популярным, и их часто изображают в печатных изданиях того периода. (Courtesy National Diet Library)
Ukiyo-e prints by Utagawa Kuniyoshi (1797–1861) depicting kimono made from santome-jima cotton. These fabrics became the height of fashion among sophisticated Edo urbanites from the late eighteenth century on, as cotton grew in popularity, and they are frequently depicted in the prints of the period. (Courtesy National Diet Library)

Индийский хлопок за японскую медь

Японская медь, отличавшаяся высокой степенью чистоты, продолжала пользоваться большим спросом в Китае как сырьё для монет и декоративных предметов, и Ост-Индская компания прилагала все усилия для того, чтобы продолжать экспорт этого металла. На протяжении большей части XVIII века компании также удавалось сохранять свою азиатскую торговлю коромандельским ситцем, хотя это было связано с определенными трудностями.

Примерно с конца XVII века цепь поставок, созданная голландцами, была разрушена гражданскими беспорядками в Коромандельском регионе. В это время красильщики тканей на Суматре, Яве и Сулавеси разработали свои способы крашения, в результате чего индонезийские ткани смогли составить конкуренцию коромандельским, что привело к снижению спроса на текстиль, который Ост-Индская компания пока ещё могла закупать в Индии. Позднее торговля тканями, которую вела компания, столкнулась с новыми трудностями: торговцы из Ачеха (Суматра) и Коромандельского побережья начали проводить собственные торговые операции, и за счёт прямых поставок в Индонезию они смогли продавать индийский текстиль дешевле. Впрочем, остальной мир по-прежнему зависел от высококачественного коромандельского ситца, поставляемого Ост-Индской компанией.

Коромандельские и другие хлопчатобумажные ткани были популярны и в Японии. В их числе были ткани в полоску, известные как сантомэ-дзима (названные так по названию индийского порта Сан-Томе), или тодзан. Различные японские производители выпускали имитации этих тканей, такие как кавагоэ-тодзан и татэяма-тодзан, которые пользовались особым спросом в Эдо. Между тем, индийский ситец ценился за хорошее качество и экзотические расцветки. Выпускались даже каталоги рисунков, помогавшие торговцам следить за новыми тенденциями в орнаментах и расцветках ткани. В некоторых регионах Японии красильщики пытались производить свои ткани, подобные индийскому ситцу (сараса по-японски). Так, выпускалась ткань набэсима-сараса, получившая название по фамилии правителей княжества Сага. В Японии использовались свои красители и технологии, поэтому ткани несколько отличались от индийских, но не вызывает сомнения факт, что имитировали они именно коромандельский ситец.

Необычный рисунок на ситце с изображениями людей и животных из книги «Рисунки привозного ситца» (Коватари сараса фу), содержащей примеры орнаментов ситца периода Эдо. Слово коватари использовалось для обозначения коромандельского ситца, который производился специально для японского рынка (фотография Национальной парламентской библиотеки Японии)
Exotic chintz patterns featuring animals and human figures from Kowatari sarasa fu, a sample book from the Edo period. The word kowatari was used to refer to Coromandel chintz produced specifically for the Japanese market. (Courtesy National Diet Library)

Упадок Голландской Ост-Индской компании

Основной причиной упадка Ост-Индской компании стали неудачные попытки завоевать развивающиеся рынки Китая.

С XVII века Ост-Индская компания покупала в различных странах Юго-Восточной Азии перец и олово, и к XVIII веке большая часть этих товаров импортировалась в Китай. С 1720-х гг., чтобы удовлетворить растущий спрос на китайский чай в Голландии и Англии, компания начала отправлять корабли в Гуанчжоу (Кантон), который был тогда единственным портом, открытым для европейских кораблей, но к середине XVIII века стало всё сложнее закупать достаточное количество товаров, необходимых китайскому рынку.

Ост-Индская компания попыталась монополизировать торговлю перцем и оловом путём заключения договоров на исключительные права покупки с производителями перца на восточном берегу Суматры (Джамби, Палембанг) и Южного Калимантана (Бантен, Банджармасин), а также с производителями олова на западном побережье Малайского полуострова (Перак) и острова Банка. Однако эти попытки усилить контроль над производством и ценами имели свои неприятные последствия – китайские и английские торговцы обходили исключительные контракты Ост-Индской компании, тайно посещая центры производства и предлагая более высокие цены. Что же касается лесной и морской продукции, то эти товары Ост-Индскую компанию не интересовали.

Чем меньше голландцы могли предложить китайскому рынку, тем реже китайские торговцы посещали Батавию. Для них стало выгоднее заходить в Риау и другие порты, где они могли закупать лес и морепродукты, которые туда поставляли бугисы (народ, живущий на юге Сулавеси) и другие торговцы Юго-Восточной Азии, а также перец и олово, приходившие туда в обход голландцев. Частные английские суда, которые везли порох и пушки, а также ткани и опиум из Индии, часто заходили в Риау, чтобы закупить товары для китайского рынка. Поставляя в Китай различные товары из Юго-Восточной Азии, в том числе индийские ткани и опиум, англичане обеспечили себе решающее преимущество в торговле через порт Гуанчжоу. Позиции Ост-Индской компании ещё сильнее пошатнулись после потери кораблей в ходе Четвёртой англо-голландской войны (1780-1784). Упадок торговых операций компании в Азии, а также внутренние проблемы и смена правительства Нидерландов в конце концов привели к распаду компании в 1799 году.

Заключение

Как мы видим, страны и территории всего региона морской Азии поддерживали тесные торговые отношения на протяжении XVII-XVIII веков, несмотря на торговые запреты, вводившиеся китайским и японским правительствами. Это стало возможным благодаря международной деятельности, которую вели различные группы торговцев и коммерческие компании. В это время наибольшее влияние на торговлю в регионе оказывал Китай со своими обширными развивающимися рынками, а также Индия. Их преимущество заключалось не только в количестве населения и размерах экономики, но и в производственных технологиях, позволявших им оставаться конкурентоспособными экспортёрами таких широко востребованных товаров, как шёлковая пряжа, фарфор и текстиль. Благодаря активной экспортной торговле им удалось аккумулировать большое количество серебра и меди и возглавить азиатскую торговлю.

Однако производству шёлка и фарфора в Китае и хлопчатобумажных тканей в Индии иногда препятствовали внеэкономические факторы, такие как гражданские беспорядки. При возникновении подобных неблагоприятных обстоятельств регион приспосабливался к новым условиям, торговцы корректировали коммерческие связи, и другие регионы восполняли нехватку китайских и индийских товаров их аналогами – так, например, произошло с Японией и Вьетнамом, которые стали производить шёлк и фарфор.

Одним из важнейших факторов развития торговой активности Китая и Японии в XVIII веке стало расширение городского среднего класса и сопутствующий ему рост потребительских рынков. Китай импортировал рис и тропический лес из континентальной и островной Юго-Восточной Азии для своего растущего населения. Росла и культура потребления, порожденная быстрым экономическим ростом регионов вокруг Пекина и южного побережья. На потребительских рынках Японии импорту способствовал спрос на сахар и индийские ткани. В условиях, когда импорт был недостаточным для удовлетворения растущего спроса из-за торговых ограничений, в Японии развивалось производство местного хлопка, шёлка, а впоследствии – и сахара.

Во многих регионах, где появлялась Ост-Индская компания, между ней и местными правителями или же торговцами возникали вооружённые столкновения. За исключением Китая и Японии, в каждом регионе она устраивала военные базы, и это, наряду с экономическим её могуществом, способствовало расширению влияния компании. Она первая смогла наладить прямой экспорт японского серебра и меди в Индию, что помогло развитию индийской внутренней торговли и благотворно сказалось на международной торговле морской Азии.

И всё же Ост-Индская компания не могла вечно выдерживать конкуренцию с азиатскими торговцами, и в XVIII веке она постепенно утратила свои позиции в Южно-Китайском море. Причиной поражения стал чрезмерный упор компании на договоры об исключительном праве контроля над производством и сбытом товаров, которые она заключала с местными правителями. Контроль за производством сталкивался с нехваткой людей, которые могли бы его осуществлять, а неповоротливая система принятия решений в компании не позволяла разрабатывать гибкую стратегию, позволяющую маневрировать на рынке. С другой стороны, английские и китайские торговцы, купцы из Юго-Восточной Азии договаривались не с центральными властями, а с местными администрациями, не искали прав на исключительную торговлю и контроль над производством, конкурировали и тем способствовали развитию производства товаров.

Исторический урок этого периода очевиден. Конкурентная торговля способствует развитию экономики, а торговля, основанная на межгосударственных договорах по ограничению торговли и контролю за производством не выдерживает соревнования со свободной конкуренцией. Изменения на международном рынке оказывают большое влияние на внутреннюю экономику стран, но общества стран морской Азии приспосабливались к изменениям, что приводило к оживлению экономики. Как и другие моря на Земле, моря Азии всегда были свободны, и не было представлений о государственных границах на море или собственности на морские территории. Ост-Индская компания, попытавшись привнести в этот морской регион принципы исключительной торговли и контролируемого производства, в XVIII веке потерпела поражение и вскорости была вынуждена отступить.

Активная морская торговля в Азии в XIX веке претерпела ряд изменений в связи с колониальной системой, но и потом продолжала развиваться, о чём говорят недавние исследования, в том числе и мои. Развитие торговли в XIX веке и позже выходит за рамки темы этой статьи, но хотелось бы в заключение отметить, что изложенное выше не ушло бесследно в прошлое, и многие важные факторы сохранили своё значение до наших дней.

(Originally written in Japanese.)

Ота Ацуси
Доцент Университета Хиросима, преподаёт историю. Родился в 1971 г., закончил магистратуру Университета Васэда в 1996 г. Учился в Лейденском университете (Нидерланды), работал исследователем в Ратгерском университете (США), Национальном университете Сингапура, в Academia Sinica на Тайване

Ota Atsushi
Associate professor of history, Hiroshima University. Born in 1971. Received his master’s degree in art history from Waseda University in 1996. Studied at Leiden University (Netherlands) and conducted postgraduate research at Rutgers University (US), National University of Singapore, and Academia Sinica in Taiwan.