В годы Второй мировой войны положение Великобритании на западном фронте было катастрофическим. В 1942-м немецкий Kriegsmarine нанес королевскому флоту существенные потери. И если гитлеровская Германия обладала мощной промышленной базой на тот момент, то британцы не могли похвастаться тем же. Приходилось искать варианты, даже самые безумные, чтобы противостоять противнику.
Как усилить флот? Нужна была сталь для строительства новых авианосцев, которой не хватало. Тут и была выдвинута идея, чтобы ее временно заменить льдом. Воды было с избытком, так что это практически бесконечный ресурс.
Как усилить флот? Нужна была сталь для строительства новых авианосцев, которой не хватало. Тут и была выдвинута идея, чтобы ее временно заменить льдом. Воды было с избытком, так что это практически бесконечный ресурс.
Предполагалось, что самым дешевым вариантом станет обработка крупного айсберга, чью верхушку спилят и переоборудуют под взлетно-посадочную полосу. Подобное «судно» могли бы использовать для проведения воздушных операций против стратегических объектов гитлеровцев (краткосрочных) в течение нескольких месяцев. «Ледовый корабль» в данном случае оснастили бы системами обороны, двигателем с рулями управления и разметили жилые отсеки для личного состава.
При реализации второго варианта подобное «судно» создали бы с нуля. Для начала пришлось бы подготовить ледяные блоки, между которыми следовало проложить трубы холодильных установок. При поддержании оптимальной температуры корабль длительное время смог бы не таять и выполнять свои функции. Именно этот вариант и выбрало Минобороны Великобритании, посчитав его перспективным.
Руководил проектом по созданию ледового авианосца инженер Джеффри Пайк, который экспериментальным путем доказал, что при смешении воды с целлюлозой и дальнейшей заморозке возможно получить лед, который назвали pykret. В числе его характеристик устойчивость к взрывам подобно бетону, замедленное таяние, ковкость.
При реализации второго варианта подобное «судно» создали бы с нуля. Для начала пришлось бы подготовить ледяные блоки, между которыми следовало проложить трубы холодильных установок. При поддержании оптимальной температуры корабль длительное время смог бы не таять и выполнять свои функции. Именно этот вариант и выбрало Минобороны Великобритании, посчитав его перспективным.
Руководил проектом по созданию ледового авианосца инженер Джеффри Пайк, который экспериментальным путем доказал, что при смешении воды с целлюлозой и дальнейшей заморозке возможно получить лед, который назвали pykret. В числе его характеристик устойчивость к взрывам подобно бетону, замедленное таяние, ковкость.
Так, во время проведенного в Квебеке эксперимента, британский лорд Луи Маунтбаттен выстрелил по несколько раз в обычный кусок льда и глыбу пайкерита. В результате обычный лед разлетелся на осколки, пайкерит отрекошетил снаряды, оставшись целым.Примечание:
Пайкери́т, пайкрит (англ. pykrete) — композиционный материал, состоящий примерно из 18-45 % (по весу) древесных опилок (или какого-либо другого вида древесной массы, например, бумажной пульпы) и до 82% водяного льда.
Назван в честь британского инженера, журналиста и разведчика Джеффри Пайка, предложившего в начале 1940-х годов построить из этого материала авианосец (проект «Хабаккук»).
Пайкерит в 4 раза прочнее льда, обладает ковкостью и оказывает примерно такое же сопротивление взрыву, как бетон. Благодаря низкой теплопроводности тает медленнее чистого льда.
Сравнительные свойства материалов Механические свойства Лёд Бетон Пайкерит Прочность на сжатие, фунт-сила/дюйм² 500 2500 1100 Прочность, фунт-сила/дюйм² 160 250 700 Плотность, г/см3 0,91 2,5 0,98
Фото:
Новый слой пайкерита и система охлаждения.
|
При помощи американских и канадских союзников первый 18-метровый ледовый авианосец (в ширину 9 метров и весом порядка 1,1 тысячи тонн) был построен за 2 месяца и спущен на воду в Канаде для проведения испытаний в 1943 году. Внутри судна был встроен охлаждающий каркас из труб с рефрижераторными установками. Проект оказался успешным, но требовал доработки для применения в военных целях. Следовало увеличить толщину борта до 12 метров, чтобы защититься от немецких подлодок, и продлить палубу до 610 метров, чтобы получить возможность запускать самолеты. Инженеры также планировали усилить металлический каркас судна, но все это требовало дополнительных финансовых вливаний в проект.
Военные хотели получить боевую авианесущую платформу, мощное оружие возмездия. В их планах была установка 115 мм сдвоенных орудий, зениток, а также возможность перевозить на корабле до 200 бомбардировщиков. Инженеры-разработчики обещали, что потопить такой авианосец не получится, ведь его палуба способна выдержать снаряды до одной тонны. При попадании в корабль снарядов оставались только небольшие выбоины.
Ситуация между тем менялась в лучшую сторону для союзников: дефицит стали был преодолен. В производство запустили дешевые авианесущие корабли. Идея с созданием ледового авианосца легла на полки в архиве. тестовое же судно просто растаяло в 1946 году на канадском озере Patricia Lake. Остался лишь его металлический «скелет».
В наше время эксперимент с созданием судна, состоящего изо льда, повторили участники передачи Bang Goes The Theory.
Военные хотели получить боевую авианесущую платформу, мощное оружие возмездия. В их планах была установка 115 мм сдвоенных орудий, зениток, а также возможность перевозить на корабле до 200 бомбардировщиков. Инженеры-разработчики обещали, что потопить такой авианосец не получится, ведь его палуба способна выдержать снаряды до одной тонны. При попадании в корабль снарядов оставались только небольшие выбоины.
Ситуация между тем менялась в лучшую сторону для союзников: дефицит стали был преодолен. В производство запустили дешевые авианесущие корабли. Идея с созданием ледового авианосца легла на полки в архиве. тестовое же судно просто растаяло в 1946 году на канадском озере Patricia Lake. Остался лишь его металлический «скелет».
В наше время эксперимент с созданием судна, состоящего изо льда, повторили участники передачи Bang Goes The Theory.
Они смешали 5000 литров воды с древесной пылью, залили в подготовленную форму и отправили ее в морозильную камеру на три недели. Осенью 2009 года готовую лодку спустили на воду и попробовали осуществить заплыв. Эксперимент провалился. Лодка даль течь и перевернулась.
Впрочем, кто знает, что будет в будущем. Может, технология изготовления ледяного судна еще пригодится людям в отдаленных уголках планеты, где низкие температуры. Или же эту идею просто разовьют и дополнят современными технологиями. Несомненно одно: этот проект гораздо экологичней, чем строительство полностью металлических кораблей.