английский физик-теоретик, космолог, писатель, директор по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета |
Знаменитый британский физик Стивен Хокинг обладал широким музыкальным кругозором: по его собственному признанию, он любил как классику, так и рок- и поп-музыку. Ученый посетил множество рок-концертов и музыкальных фестивалей и косвенным образом участвовал в экспериментах различных исполнителей, которые использовали звучание его речевого синтезатора.
Франсис Пуленк — Gloria
В 1992 году ученый участвовал в рождественском выпуске программы Desert Islands Discs на BBC Radio 4, где ведущая Сью Лоули просила известных людей поделиться музыкой, которую они взяли бы с собой на необитаемый остров. Он выбрал шесть классических композиций и две популярные песни.
Мессу Франсиса Пуленка “Gloria” Хокинг впервые услышал в 1995 году во время конференции по физике в Аспене, Колорадо. Рядом с физическим центром располагался огромный шатер, где проходил музыкальный фестиваль. «Пока вы сидите, исследуя, что получается, когда испаряется черная дыра, слышно, как идут репетиции», — вспоминал ученый. «Это идеально: тут сочетаются два главных удовольствия — физика и музыка. Если бы на необитаемом острове у меня были они оба, пусть бы меня оттуда и не вызволяли. Конечно, до тех пор, пока я не сделал бы в теоретической физике открытие, о котором захотелось бы рассказать всем».
Это была одна из первых пластинок, которую Хокинг приобрел, будучи подростком. В 1957 году в Британии появились первые подобные пластинки, но они были очень дорогими. Отец Хокинга был против покупки проигрывателя, считая это транжирством, поэтому юноша решил собрать его сам из купленных по дешевке деталей. Когда проигрыватель, состоящий из корпуса старого граммофона, вертушки и усилителя, был готов, понадобилось что-то, чтобы крутить на нем. Приятель Хокинга посоветовал купить Концерт для виолончели Брамса, потому что ни у кого из его друзей не было такой записи. Впервые услышав звучание пластинки в магазине, Хокинг не оценил его, но со временем эта запись стала очень много для него значить.
На последнем курсе в Оксфорде Хокинг прочел роман Олдоса Хаксли «Контрапункт». Один из персонажей, молодой Морис Спэндрелл, убивает лидера британских фашистов, сообщает партии о своем поступке и ставит пластинку со Струнным квартетом Бетховена, соч. 132. В середине третьей части раздается стук в дверь: на пороге фашисты, которые убивают героя.
Сам по себе роман ученому совершенно не понравился, но музыка, по его мнению, оказалась подходящей для этого сюжетного поворота. «Если бы я знал, что на мой остров надвигается цунами, я бы завел третью часть этого квартета», — утверждал Хокинг.
Когда Хокингу в 1963 году поставили диагноз «нейромоторное заболевание», он обратился к Вагнеру, который соответствовал его «мрачному, апокалиптическому состоянию духа». Цикл «Кольцо нибелунга», одно из крупнейших сочинений композитора, состоит из четырех опер. Из них больше всего Хокинга впечатлила «Валькирия», повествующая о любви двух близнецов, Зигмунда и Зиглинды. Он посещал постановку оперы. А в его коллекции была знаменитая запись, где поют Лауриц Мельхиор и Лотте Леман.
«Я выбрал отрывок с рассказом Зиглинды о ее вынужденной свадьбе с Хундингом. В разгар торжеств в зал входит какой-то старик. Оркестр играет тему Вальхаллы, одну из самых величавых в “Кольце”, потому что это Вотан, предводитель богов, отец Зигмунда и Зиглинды. Он вонзает меч в ствол дерева. Меч предназначается Зигмунду. В конце акта Зигмунд хватает меч, и они с возлюбленной скрываются в лесу», — прокомментировал свой выбор ученый.
Мессу Франсиса Пуленка “Gloria” Хокинг впервые услышал в 1995 году во время конференции по физике в Аспене, Колорадо. Рядом с физическим центром располагался огромный шатер, где проходил музыкальный фестиваль. «Пока вы сидите, исследуя, что получается, когда испаряется черная дыра, слышно, как идут репетиции», — вспоминал ученый. «Это идеально: тут сочетаются два главных удовольствия — физика и музыка. Если бы на необитаемом острове у меня были они оба, пусть бы меня оттуда и не вызволяли. Конечно, до тех пор, пока я не сделал бы в теоретической физике открытие, о котором захотелось бы рассказать всем».
Иоганнес Брамс —
Концерт для виолончели
Это была одна из первых пластинок, которую Хокинг приобрел, будучи подростком. В 1957 году в Британии появились первые подобные пластинки, но они были очень дорогими. Отец Хокинга был против покупки проигрывателя, считая это транжирством, поэтому юноша решил собрать его сам из купленных по дешевке деталей. Когда проигрыватель, состоящий из корпуса старого граммофона, вертушки и усилителя, был готов, понадобилось что-то, чтобы крутить на нем. Приятель Хокинга посоветовал купить Концерт для виолончели Брамса, потому что ни у кого из его друзей не было такой записи. Впервые услышав звучание пластинки в магазине, Хокинг не оценил его, но со временем эта запись стала очень много для него значить.
Людвиг ван Бетховен —
Струнный квартет No. 15
На последнем курсе в Оксфорде Хокинг прочел роман Олдоса Хаксли «Контрапункт». Один из персонажей, молодой Морис Спэндрелл, убивает лидера британских фашистов, сообщает партии о своем поступке и ставит пластинку со Струнным квартетом Бетховена, соч. 132. В середине третьей части раздается стук в дверь: на пороге фашисты, которые убивают героя.
Сам по себе роман ученому совершенно не понравился, но музыка, по его мнению, оказалась подходящей для этого сюжетного поворота. «Если бы я знал, что на мой остров надвигается цунами, я бы завел третью часть этого квартета», — утверждал Хокинг.
Рихард Вагнер — "Полёт валькирий"
Когда Хокингу в 1963 году поставили диагноз «нейромоторное заболевание», он обратился к Вагнеру, который соответствовал его «мрачному, апокалиптическому состоянию духа». Цикл «Кольцо нибелунга», одно из крупнейших сочинений композитора, состоит из четырех опер. Из них больше всего Хокинга впечатлила «Валькирия», повествующая о любви двух близнецов, Зигмунда и Зиглинды. Он посещал постановку оперы. А в его коллекции была знаменитая запись, где поют Лауриц Мельхиор и Лотте Леман.
«Я выбрал отрывок с рассказом Зиглинды о ее вынужденной свадьбе с Хундингом. В разгар торжеств в зал входит какой-то старик. Оркестр играет тему Вальхаллы, одну из самых величавых в “Кольце”, потому что это Вотан, предводитель богов, отец Зигмунда и Зиглинды. Он вонзает меч в ствол дерева. Меч предназначается Зигмунду. В конце акта Зигмунд хватает меч, и они с возлюбленной скрываются в лесу», — прокомментировал свой выбор ученый.
The
Beatles — Please, Please Me
«Для меня и многих других The Beatles пришли как долгожданный глоток свежего воздуха среди затхлой и нездоровой поп-музыки. Воскресными вечерами я часто слушал лучшую двадцатку по “Радио Люксембург”», — вспоминал Хокинг.
Вольфганг
Амадей Моцарт — Реквием
Если бы на необитаемый остров можно было взять только одну пластинку, для Хокинга это был бы «Реквием» — произведение Моцарта, дописанное учениками уже после смерти композитора. Он выбрал первую часть — ту, которую Моцарт успел написать целиком.
Джакомо
Пуччини — Турандот
Хокинг очень любил оперу, и, когда он подбирал музыку для этой радиопередачи, он сначала хотел взять все восемь дисков с операми: от Глюка, Вагнера и Моцарта до Верди и Пуччини — но все же решил разнообразить плейлист. Второй оперой в списке стала «Турандот» — неоконченная опера Пуччини.
«Выбранный мною отрывок — рассказ Турандот о том, как в Древнем Китае принцессу похитили и увезли монголы. В отместку за это Турандот собирается задать поклонникам, просящим ее руки, три вопроса, а если те не смогут ответить, их ждет казнь», — прокомментировал ученый.
«Выбранный мною отрывок — рассказ Турандот о том, как в Древнем Китае принцессу похитили и увезли монголы. В отместку за это Турандот собирается задать поклонникам, просящим ее руки, три вопроса, а если те не смогут ответить, их ждет казнь», — прокомментировал ученый.
Edith
Piaf — Non, je ne regrette rien
Этой французской песней Хокинг подвел итог своей жизни:
«Нет! Я ни о чем не сожалею».
Игорь
Стравинский — Симфония псалмов
В 2006 году Хокинг предложил для Кембриджского музыкального фестиваля, темой которого были «Моцарт, музыка и математика», еще два любимых сочинения. Прежде чем купить первую пластинку Брамса для своего самодельного проигрывателя, Хокинг добыл «Симфонию псалмов» Стравинского, которая была записана на обыкновенной 10-дюймовой поцарапанной пластинке. Хокинга поразила третья часть, которая составляет более половины симфонии.
Генрик
Венявский — Концерт No. 1 для скрипки
Услышав по радио один из скрипичных концертов польского композитора Генрика Венявского в 1990-х годах, Хокинг загорелся идеей приобрести все его сочинения. Больше всего ученому нравился первый концерт — за запоминающуюся фразу в первой части.
Depeche
Mode
Хокинг побывал на концерте Depeche Mode на стадионе Уэмбли в 1998 году и был очень впечатлен:
«Это был отличный концерт с сильной энергетикой. Я не думаю, что большинство людей ожидало увидеть меня там, но я очень рад, что пошел, хотя сидел прямо перед динамиками и у меня звенело в ушах все следующие 24 часа».
На этом концерте группа исполнила такие хиты, как “A Question Of Time”, “Policy Of Truth”, “Walking In My Shoes” и “Enjoy The Silence”.
Ученый также посетил концерты Трейси Чэпмен, Pink Floyd и Status Quo — выступление последних ему совершенно не понравилось, и он покинул зал через 20 минут после начала.
Pink
Floyd — Keep Talking
Хокинг косвенным образом поучаствовал в записи песни Pink Floyd “Keep Talking”: музыканты использовали семплы его электронного голоса из рекламного ролика British Telecom (BT). Дэвид Гилмор решил использовать речь Хокинга после того, как заплакал над видео, которое он назвал «самым мощным рекламным роликом на телевидении, который когда-либо видел в своей жизни».
Этот же ролик был семплирован в “Talkin 'Hawkin” — песне со следующего по счету и последнего студийного альбома Pink Floyd “The Endless River”.
Хокинг также цитируется в композиции Juno Reactor “Landing”.
MC
Hawking — E=MC Hawking
Используя синтезатор речи, похожий на тот, что был у Хокинга, музыкант-комик Кен Лоуренс выступил под псевдонимом MC Hawking в роли воображаемого альтер эго ученого, ставшего гангста-рэпером. Названия и тексты песен соответствуют эпатажному образу:
“E = MC Hawking” («Я взрываюсь, как бомба / Никому не будет пощады / Моя сила равна моей массе, умноженной на скорость света в квадрате») и “Fuck the Creationists” («К черту креационистов, я говорю это авторитетно, потому что пинать их под зад — мой главный приоритет»).Наиболее популярные песни исполнителя вошли в сборник “A Brief History of Rhyme”.
Самому ученому песни гангста-доппельгангера понравились: «Я польщен, так как это современный эквивалент Spitting Image». Это британское сатирическое кукольное шоу выходило в 1984–1996 годах и получило огромную популярность. Кен Лоуренс, в свою очередь, выступил перед Хокингом как MC Hawking.
Monty
Python — Galaxy Song
В 2015 году Стивен Хокинг записал кавер на песню “Galaxy Song” британской комик-группы Monty Python. В видеоролике физик Брайан Кокс ругает неточности в песне; Стивен Хокинг в кресле приближается к увлеченному коллеге и опрокидывает его, продолжая петь. Затем ученый отправляется в космос.
Carl
Sagan and Stephen Hawking — A Glorious Dawn
Первым видео музыкального проекта Symphony of Science, который использует семплы голосов ученых и популяризаторов науки, стал дуэт Карла Сагана и Стивена Хокинга “A Glorious Dawn”. В нем используются фрагменты из фильмов «Космос» (1980) и «Вселенная Стивена Хокинга» (1997). Видео вышло в октябре 2009 года и собрало несколько миллионов просмотров.
__________________________
О Стивене Хокинге:
- Кто такой Стивен Хокинг
- Стивен Хокинг: «Нам нужно проснуться, и как можно быстрее»
- "Продолжайте лететь, как супермен в микрогравитации"
- Боковой амиотрофический склероз: Болезнь Стивена Хокинга
- Стивен Хокинг. Инопланетяне
- Парадокс Хокинга