Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Реальные эксперименты с электричеством в стиле Франкенштейна 1800-х годов

Толпа учёных с ужасом наблюдает за тем, как Эндрю Юр пытается вернуть к жизни умершего Мэтью Клайдсдейла при помощи электричества.

Статья о том, почему учёные конца XVIII и начала XIX веков проводили страшные эксперименты, связанные с возвращением к жизни трупов.
4 ноября 1818 года шотландский химик Эндрю Юр стоял, склонившись над безжизненным трупом казнённого убийцы, мужчины, который был повешен всего несколько минут назад. Он проводил анатомическое исследование для аудитории, заполненной любопытными студентами, анатомами и врачами, в Университете Глазго. Однако это не было обычное вскрытие трупа. Юр прикладывал два металлических прута, заряженных гальванической батареей с 270 пластинами, к различным нервным окончаниям и восхищённо смотрел на то, как тело покойного бьётся в конвульсиях, корчится и дрожит в гротескной пляске смерти.

«Когда один прут приложили к небольшому разрезу на кончике указательного пальца, – писал позднее Юр для Литературного общества Глазго, – ранее сжимаемый в кулаке палец немедленно выпрямлялся; и вследствие конвульсий руки он, казалось, указывал на зрителей, многие из которых думали, что труп вернулся к жизни».

Юр был одним из многих учёных конца XVIII-начала XIX веков, которые проводили жуткие эксперименты с гальванизмом – стимуляцией мышц при помощи электрического тока. С применением электричества можно было добиться ошеломительных эффектов, которые стали вдохновением для учёных и художников; эта эра попыток возвращения трупов к жизни подарила миру литературный шедевр Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». В то время как большинство учёных использовали гальванизм, чтобы раскрыть секреты жизни, Юр хотел узнать, можно ли вернуть при помощи него кого-либо из мёртвых.

«Это было время, когда люди пытались понять происхождение жизни, когда религия утратила часть своего влияния, – говорит Джульетта Берба, главный куратор выставки «Мэри и её монстр» в Музее Баккен в штате Миннесота (США), которая открылась 29 октября. – Всех невероятно сильно интересовал вопрос: чем является сущность, которая дарит жизнь? Может ли это быть электричество?»

Изображение эксперимента Луиджи Гальвани,
проведённого в 1780 году
В 1780 году итальянский профессор анатомии Луиджи Гальвани обнаружил, что может заставить подёргиваться мышцы мёртвой лягушки с помощью электричества. Другие учёные тут же начали экспериментировать, применяя электричество к другим животным – их опыты быстро превратились в нечто поистине отвратительное. Племянник Гальвани, физик Джованни Альдини, получил тело вола, отрезал от него голову и использовал электричество, чтобы заставить шевелиться язык мёртвого животного. Как писал Альдини, он применил очень высокий уровень напряжения для стимуляции диафрагмы вола, что «достаточно сильно подействовало на прямую кишку животного и привело к настоящему извержению экскрементов».

Люди за пределами научного сообщества были также очарованы электричеством. Повсеместно появились шоу, во время которых головы быков и свиней подвергались воздействию электричества. Также в научно-исследовательских институтах проводились публичные вскрытия тел. Этим, к примеру, славилось Общество хирургов Англии, которое позже стало Королевским обществом хирургов.

Учёные вроде Альдини часто устраивали шоу, во время которых при помощи электричества заставляли шевелиться языки мёртвых животных.
Когда учёным надоели эксперименты над животными, они перешли на трупы людей, в частности убийц. В 1751 году Англия приняла закон, который позволял использовать тела казнённых убийц для проведения экспериментов. «Причин, по которым появился этот закон, было две: во-первых, у анатомов не было достаточного количества тел, во-вторых, сами эксперименты считались дальнейшим наказанием за убийство», – говорит Берба.

Мускулистое тело, лежавшее на столе Юра, принадлежало тридцатипятилетнему шахтёру Мэтью Клайдсдейлу. В августе 1818 года он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, убил восьмидесятилетнего мужчину и был приговорён к повешению. Его тело оставалось нетронутым почти час, в то время как труп вора, которого казнили за Клайдсдейлом, попало на стол для экспериментов практически сразу же после казни. Кровь была выкачана из тела за полчаса до начала экспериментов.

Акт об убийстве, принятый в 1751 году,
позволил учёным проводить эксперименты на трупах заключённых
Эндрю Юр, который имел мало опыта применения электричества, был простым помощником Джеймса Джеффрея, преподавателя анатомии в Университете Глазго. Он изучал медицину и некоторое время служил армейским хирургом. Также он был известен тем, что занимался преподаванием химии. «О жизни Юра известно очень мало – он был незначительной фигурой в истории науки, – говорит Алекс Боес, автор книги «Испытание ЛСД на слонах и прочие странные эксперименты». – Главным достижением Юра был этот единственный гальванический эксперимент».

Другие учёные, такие как Альдини, тоже проводили подобные эксперименты, но именно Юр был убеждён, что электричество может вернуть мёртвым жизнь. «В то время как Альдини довольствовался ролью спазматического кукольника, цели Юра были практически такими же, как у Франкенштейна», – написал Улф Хоу в «Исследованиях романтизма».

Юр зарядил батарею азотной и серной кислотами за пять минут до того, как полиция доставила тело в анатомический театр Университета Глазго. Разрезы были сделаны на шее, бедре и пятках, обнажив различные нервные окончания, на которые оказывалось воздействие при помощи металлических прутов. Когда Юр увидел, как поднялась и опустилась грудь Клайдсдейла, он написал, что его «успех был невероятным».

Эндрю Юр
Юр очень ярко описал свой эксперимент. Он поэтически отметил, что конвульсивные движения напомнили ему «дрожь от сильного холода». Другие части описания, как, например, те, что касались стимулирования головы и лба Клайдсдейла, являются более жуткими.

«Каждая мышца на его лице пришла в движение: гнев, ужас, отчаяние, муки и ухмылка объединились в отвратительное выражение лица убийцы, превзойдя самые дикие представления Фюзли или Кина», – написал Юр, сравнив полученный результат с обликом трагического актера Эдмунда Кина и фантастических работ романтичного живописца Генри Фюзли. Он продолжил: «В этот момент некоторые зрители были вынуждены покинуть помещение, почувствовав страх и отвращение, а один джентльмен даже упал в обморок».

Весь эксперимент длился приблизительно час. «И Джеффрей и Юр были полны решимости вернуть труп к жизни», – написал Ф.Л.М. Паттинсон в «Шотландском медицинском журнале». Но причины отсутствия успеха, как они думали, имели мало общего с их методом: Юр пришёл к выводу, что, если смерть человека не была вызвана телесными повреждениями, значит, он имел все шансы вернуться к жизни. Однако, по словам Юра, если бы эксперимент удался, то он бы тоже не стал радоваться, поскольку в таком случае незаслуженно вернул бы к жизни убийцу.

Два демона преследуют гальванизированный труп. Один из них кричит:
«Мы снова потеряли его. Смотри. Они пытаются вернуть его к жизни!»

Мэри Шелли знала о типах научных экспериментов, которые были популярными в то время. «Наука была тем, на что общественность обращала много внимания, – говорит Берба. – Наука и искусство тесно переплетались, таким образом, были поэты, разбирающиеся в науке, и учёные, пишущие стихи».

За два года до того, как Юр решил провести свой эксперимент, Мэри Шелли начала писать роман о Франкенштейне, который был опубликован в 1818 году. По чистому совпадению Виктор Франкенштейн также оживил монстра «тоскливой ноябрьской ночью». Однако сцена воскрешения существа описана довольно кратко и без упоминания электричества. Шелли написала, что Франкенштейн «собрал инструменты жизни вокруг меня, чтобы я смог получить искру жизни».

Некоторые историки выдвинули гипотезу о том, что Шелли на создание романа вдохновили другие популярные медицинские процедуры того времени, включая пересадку органов и переливание крови. И лишь позднее, во введении к книге 1831 года издания, Шелли решит упомянуть о гальванизме: «…гальванизм стал символом подобного рода вещей: возможно, составные части существа были отобраны, объединены и наделены тёплом жизни».

Стальная гравюра,
 иллюстрирующая эпизод из книги Мэри Шелли «Франкенштейн» (1831 год)
Доподлинно неизвестно, что вдохновило Юра и других учёных заниматься гальваническими экспериментами; возможно, это действительно был роман Мэри Шелли. «Франкенштейн» Шелли и эти гальванические эксперименты появились одновременно, объясняет Берба, указывая на то, что язык в романе отражает язык учёных той эпохи. «И то, и другое происходило в культурной обстановке, в которой существовал большой интерес к электричеству, а также его влиянию на тело. Возможно, оно и было той “искрой, возвращающей к жизни”», – говорит Берба.

Никакие фактические научные знания или данные не были получены из эксперимента Юра, однако он продолжал с энтузиазмом читать лекции о своём опыте. Он описал результаты собственных исследований в брошюре, которая рассматривалась как «жуткая публикация».

«Этот поистине готический эксперимент, описанный в таком соответствующем литературном стиле, несомненно, сделал имя Юра более известным», – написал Ф.В. Фаррар в отчётах для Лондонского королевского общества.

Эти ужасающие шоу, в конечном счёте, вышли из моды, поскольку общественность начала считать их злыми и «сатанинскими по своей природе». Первые элементарные эксперименты с применением электричества на теле действительно проложили путь для технологий возвращения к жизни (например, дефибрилляция), но сегодня цель их применения заключается в спасении жизней, а не воскрешении трупов.

Всё началось с небольшого эксперимента на лягушках
«Обычно мы не обращаем внимания на ужасы, происходящие в науке, – говорит Боес. – У нас существует понятие того, что является приемлемым поведением в нормальной повседневной жизни; однако когда люди надевают белый халат, к ним сразу применяются абсолютно другие нормы поведения. Эти учёные начала XVIII века были джентльменами и уважаемыми членами общества, тем не менее, они делали вещи, которые являются абсолютно социопатичными и странными».

Но некоторые эксперименты на животных выдержали испытание временем. Сегодня студенты на занятиях по биологии всё ещё проводят известный эксперимент Гальвани с мышцами лягушки.

Источник: